- Диалоговый режим (взаимодействие человека с системой обработки информации, при этом человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки информации человеком).
- Интерактивный режим (взаимодействие человека и процесса обработки информации, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса).
- Режим реального времени (режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними процессами в темпе, соизмеримым со скоростью протекания этих процессов).
Классификация ИС по уровню автоматизации
- ручные (все операции по переработке информации выполняется человеком),
- автоматизированные (часть функций управления или обработки данных осуществляются автоматически, а часть - человеком);
- автоматические (функции управления и обработки выполняются только техническими средствами) ИС.
Структура ИС. Типы обеспечивающих подсистем
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Т.о., структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем, среди которых выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
|
В набор компонентов информационной системы включают:
· Функциональные компоненты;
· Компоненты системы обработки данных;
· Организационные компоненты.
Все компоненты информационной системы позволяют качественно и в максимальном объеме реализовать функции управления предприятием.
Функциональные компоненты – система функций управления – полный набор (комплекс) взаимосвязанных во времени и пространстве работ по управлению, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей.
a) Цели предприятия реализуются с помощью функциональных подсистем, в состав которых входят различные модули – симуляторы и бизнес – приложения.
b) Функциональные подсистемы разрабатывают функциональные задачи.
c) Для функциональных задач предлагаются различные варианты моделей и алгоритмов решения задач.
Все системы обработки ИС включают следующий набор компонентов, называемых видами обеспечения:
Информационное обеспечение–совокупность методов и средств по размещению и организации информации, включающих в себя системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации (обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства), схем информационных потоков, циркулирующих в организации и методология построения баз данных.
Программное обеспечение – совокупность программных средств для создания и эксплуатации СОД средствами вычислительной техники, в состав которых входят базовые (общесистемные) и прикладные (специальные) программные продукты.
|
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, применяемых для функционирования СОД и включает устройства, реализующие типовые операции обработки данных.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование ИС, которые включают нормативные акты договорных взаимоотношений между заказчиком и разработчиком ИС, правовое регулирование отклонений
Лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств, используемых на различных стадиях создания и эксплуатации СОД.
Организационные компоненты (персонал).
Новая организационная структура фирмы.
Персонал (штат, должностные инструкции).
Тенденция развития ИС.
1 поколение ИС (1960 – 1970 гг.) строилось на базе центральных ЭВМ по принципу «1 предприятие – 1 центр обработки», а в качестве стандартной среды выполнения приложений служила операционная система фирмы IBM – MVX.
2 поколение ИС (1970 – 1980 гг.) характеризуется частичной децентрализацией ИС, а мини – ПК типа DEC VAX, соединенные с центральным ПК стали использоваться в офисах и отделениях организации.
3 поколение ИС (1980 – 1990 гг.) определяется появлением вычислительных сетей, объединяющих разрозненные ИС в единую систему.
4 поколение ИС (1990 г – до наших дней) характеризуется иерархической структурой, в которой центральная обработка и единое управление ресурсами ИС сочетается с распределенной обработкой данных. В качестве центральной вычислительной системы используется суперкомпьютер. Наиболее рациональным решением является модель ИС, организованная по принципу: центральный сервер системы ® локальные серверы ® станции клиенты