БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ




Большой Кремлевский дворец расположен на высоком Боровицком холме. Построили его в 1838–1849 годах по инициативе Николая I на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в XVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны. Разработать проект нового дворца доверили известному в те времена архитектору Константину Тону. К работе была привлечена группа ведущих архитекторов. Н.И. Чичагов проектировал внутреннее убранство, Ф.Ф. Рихтер – интерьеры, В.А. Бакарев составлял сметы. По задумке Николая I дворец должен был стать памятником русской истории и славы русского воинства. Средств на его строительство не жалели.

Главный фасад дворца по традиции обращен к югу, к Москве-реке. Он украшен белокаменными фронтонами, окна – резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. Благовещенский подъезд Большого Кремлевского дворца выходит на Соборную площадь Кремля. Длина здания составляет 125 метров.

Дворец предназначался для пышных многолюдных церемоний, внутри был роскошно украшен. Великолепное убранство, обилие ценнейших материалов – настоящий праздник архитектуры. Новый дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве.

 

 

Во дворце около 700 комнат и залов. В цокольном этаже находились подсобные помещения, комнаты для слуг и черные службы. Первый этаж был отведен под личные покои императора, там же находились комнаты придворных чинов и дежурных слуг, а также кладовые дворцового имущества и кухни. В западном корпусе дворца на первом этаже были две квартиры – министра императорского двора и дежурного флигель-адъютанта. В личных покоях императора комнаты отделаны с роскошью, демонстрирующей богатство и блеск российского царствующего дома.

Самыми известными в Большом Кремлевском дворце являются знаменитые парадные залы, названные в честь главных российских орденов: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский. Они расположены на втором этаже.

Георгиевский зал выглядит сейчас, как и сто лет назад. Это самый большой зал, его площадь 1250 квадратных метров, высота – 17,5 метра. На мраморных досках и на стенах золотом написаны имена прославленных воинских частей и георгиевских кавалеров.

Самый главный зал дворца – тронный Андреевский зал. Сейчас он приобрел церемониальную функцию: здесь проходит инаугурация президента.

Большой Кремлевский дворец является частью резиденции президента России.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Главный исторический памятник Кремля – Успенский собор – расположен в глубине Соборной площади. Все остальные здания в Кремле возводили, ориентируясь на него. На протяжении пяти столетий это был главный собор Российского государства.

История храма началась в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. «Успение» по-старославянски означает «блаженная кончина».

Собор прост и величествен. В плане представляет правильный четырехугольник. Высота с крестом 45 метров. Стены построены из белого камня, а своды и остальные части здания из кирпича. Свод храма поддерживают четыре колонны толщиной более двух метров.

Архитектора собора, Аристотеля Фиораванти, великий князь Иван III пригласил из Италии. Строительство длилось четыре с небольшим года, за работу архитектор получил приблизительно 43 кг серебра.


Посмотришь, голову задрав
На пять позолоченных глав,
Тотчас на ум
Придут слова:
«Золотоглавая Москва!»

В. Борисов

 

На посетителей собор производит неизгладимое впечатление. Его освещают двадцать два огромных паникадила. Когда электричества не было, то использовались свечи из чистого пчелиного воска. При горении свечи не плавились и давали мягкий свет, тепло и особый душистый аромат. Центральное серебряное паникадило в виде огромного снопа пшеницы весит около 330 килограммов. Серебро было отбито у наполеоновских войск казаками атамана Платова.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. «Мономахов трон» – моленное место, созданное в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного.

В Успенском соборе молились Дмитрий Донской перед битвой с Мамаем, Петр Великий перед походами на шведов и турок.

Здесь до конца XIX века проходил обряд венчания на царство. После него представители всех сословий присягали на верность государю. Здесь же была чудотворная Владимирская икона Божией Матери, на месте которой сейчас находится ее список. Эту икону почитали как покровительницу России, связывали с ней спасение Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году и окончательное освобождение от татаро-монгольского ига в 1480 году.

В наше время богослужения в Успенском соборе совершаются на великие церковные праздники, в дни празднования памяти покоящихся здесь святителей.

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ


Глас Божий, глас народа, вещий глас —
Так на Руси колокола тысячелетье звали.
Они звонили в праздник и в недобрый час,
И дела важного без них не начинали.

И. Панова

В давние времена на Руси каждый день утром и вечером, в праздники и в будни люди слышали колокольный звон.

Русские цари любили бывать на колокольне, наслаждаться колокольным звоном. Каждый государь стремился отлить свой именной колокол.

В начале XVII века по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол, весил он около 40 тонн. Это был как бы прадед Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле. В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. Из его осколков решили отлить новый, еще больший колокол. Но и он просуществовал недолго, разбился во время рождественских звонов.

Новый колокол, отлитый Александром Григорьевым, весил 160 тонн. Сирийский путешественник Павел Алеппский писал о нем: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, нет, не было и не будет, она превосходит силы человеческие». Не долго просуществовал и этот гигант, разбился во время очередного пожара.

 

 

В 1730 году императрица Анна Иоанновна издала указ об отливке нового колокола. За дело взялся литейных дел мастер Иван Моторин. Первая попытка отлить колокол оказалась неудачной, после чего мастер умер «от печали», как значилось в официальной челобитной. Работу заканчивал его сын Михаил. Он блестяще справился с делом. Размеры отлитого гиганта впечатляют:

Вес – 12 500 пудов (200 тонн), высота и диаметр – больше 6 метров, толщина стен – 61 сантиметр. На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны при полном облачении и с символами царской власти – скипетром и державой. Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствует о том, что новый Царь-колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе.

Но в 1737 году случился сильнейший пожар. Над литейной ямой, в которой находился колокол, вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся их заливать. Когда огонь был потушен, выяснилось, что колокол испорчен из-за перепада температур. На нем появилось множество трещин, отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Колокол около ста лет находился в яме и только в 1836 году его удалось извлечь и установить на подготовленный постамент, где колокол находится и по сей день.

ЦАРЬ-ПУШКА

В мире существуют тысячи пушек, но только одну называют Царь-пушкой. Находится она в московском Кремле. Почему же именно ее именуют так величаво – Царь-пушка?

Так уж повелось, что на Руси «царем» называют не только монарха, главу государства, но и все, что выделяется из общего ряда: царь-птица – орел, царь зверей – лев, а есть еще царь-девица, Царь-колокол и, конечно, Царь-пушка – самая большая пушка в мире.

Размеры Царь-пушки впечатляют. Длина ствола – больше 5 метров, диаметр – 120 сантиметров, а толщина стенок – около 15 сантиметров. Вес пушки 2400 пудов, а это больше 39 тонн. Передвинуть такую махину очень трудно. Когда надо было доставить пушку на Красную площадь, то к восьми скобам на ее стволе привязали канаты. Двести лошадей тащили пушку, а под нее подкладывали толстые бревна-катки.

Название «Царь-пушка» связано еще с посвящением ее царю Федору Ивановичу, по приказу которого орудие было отлито. Летопись свидетельствует:

«Повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича… слита пушка большая, такова в Руси и в иных землях не бывала, а имя ей Царь».

 

 

На пушке с правой стороны на дульной части изображен государь в воинском убранстве со скипетром в руке. Рядом надписи: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец» и: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великая Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине».

Есть на пушке запись и о создателе пушки: «Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Чохов был знаменитым литейщиком, пушечным и колокольным мастером своего времени.


Возраст ей – четыре века!
Годы пушке не помеха:
В жаркий день и на морозе
Золотится луч на бронзе!

В. Борисов

Лафет для пушки изготовили только через два с половиной века. Первоначальные рисунки для лафета сделал академик Российской академии художеств Александр Павлович Брюллов, а чертежи – директор Комиссии для строений в Москве генерал-майор де Витте.

За все время Царь-пушка ни разу не стреляла, хотя отливали ее «на удивление простому народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар» – для обороны московского Кремля. Сначала орудие охраняло главные ворота со стороны Китай-города, затем его неоднократно перевозили. В 1960 году в связи с постройкой кремлевского Дворца съездов (ныне Государственный кремлевский дворец) орудие перенесли на Ивановскую площадь, где оно находится и поныне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: