Южно-Уральская Модель ШОС 2016
Апреля 2016 года
Совет министров иностранных дел
Международный факультет
Южно-Уральский Государственный Университет
Научно-практический студенческий форум
«Южно-Уральская Модель ШОС»
19 апреля 2016 года
Южно-Уральский Государственный Университет
Международный факультет
Ул. Сони Кривой, д.79 а
Тел./факс: 8 (351) 265 73 22
Доклад подготовлен экспертом Совета министров иностранных дел Соколовой Евгенией Михайловной
Совет министров иностранных дел
Шанхайская организация сотрудничества — международная организация, членами которой являются Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, созданная в июне 2001 г., когда главами этих государств была подписана соответствующая Декларация. В 2004 году статус наблюдателя при ШОС был предоставлен Монголии, в 2005 году - Индии, Пакистану и Ирану, в 2012 году – Афганистану, в 2009 году статус партнера по диалогу предоставлен Белоруссии и Шри-Ланке, в 2012 году - Турции. Генеральный секретарь – Рашид Алимов (Таджикистан).
Хартия Шанхайской организации сотрудничества
С т а т ь я 1
Цели и задачи
Основными целями и задачами ШОС являются:
· укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
· развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
· совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией,
|
· поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
· содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
· координация подходов при интеграции в мировую экономику; содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
· поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
· взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
· совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке.
С т а т ь я 2
Принципы
Государства - члены ШОС придерживаются следующих принципов:
· взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;
|
· равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;
· поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;
· мирного разрешения разногласий между государствами-членами;
· ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций;
· недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;
· добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из настоящей Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС.
С т а т ь я 7
Совет министров иностранных дел
Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.
Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.
Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства - члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета Глав государств.
|
Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.
С т а т ь я 14
Взаимоотношения с другими государствами и международными организациями
ШОС может вступать во взаимодействие и диалог, в том числе по отдельным направлениям сотрудничества, с другими государствами и международными организациями.
ШОС может предоставить заинтересованному государству или международной организации статус партнера по диалогу или наблюдателя. Порядок и процедуры предоставления такого статуса устанавливаются специальным соглашением между государствами-членами.
С т а т ь я 16
Порядок принятия решений
Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств - членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».
Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.
В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами- членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.
Доклад эксперта
Повестка: «Перспективы сотрудничества ШОС с ОДКБ и ООН по проблеме наркотрафика в Центральной Азии»
Ситуация в Центральной Азии во многом определяется влиянием Афганистана, который превратился в ведущего мирового производителя наркотиков. После падения режима талибов поток наркотиков только усилился. Трудно заставить население страны, которое многие годы занималось исключительно выращиванием опиумного мака, разводить сельскохозяйственные культуры. За последние 10 лет производство наркотиков в Афганистане выросло в 40 раз. В настоящее время в стране посевы опиумного мака существуют во всех 34 провинциях, хотя раньше мак выращивался только в отдельных регионах. Естественно, т.к. выращивание мака очень прибыльно, заинтересованность в нем большая. Бедность и высокий уровень безработицы способствуют незаконному обороту наркотиков в регионе.
Как известно, одним из трех главных векторов афганского наркотрафика стал «северный маршрут», сложившийся в начале 1990-х гг. (Афганистан – Центральная Азия – Россия – Европа). Наркотики с территории Афганистана попадают в сопредельные государства – Таджикистан, Узбекистан и Туркмению – в грузах экспортируемой легальной продукции или в результате нелегального перехода государственной границы наркокурьерами. Наиболее уязвимой с этой точки зрения является граница с Таджикистаном, т.к. около 90 т героина, произведенного в Афганистане в 2010 г., проходит контрабандой через Центральную Азию в основном через Таджикистан.
В Россию попадает порядка 75-80 т героина, при этом потребляется около 70 т и изымается в среднем только 3 т. В государства Центральной Азии поступает около 11 т героина. Небольшой поток (около 1 т) направляется в китайскую провинцию Синьцзян из Киргизии, Таджикистана и Казахстана. Причем его объемы возрастают в связи с сокращением производства опия в Мьянме, которая издавна являлась его традиционным поставщиком в Китай и страны Юго-Восточной Азии.
Еще 2 т героина ежегодно пересылается из Центральной Азии на Кавказ. Примерно 4 т поступает на Украину, в Белоруссию, страны Балтии и Скандинавию. По оценкам американских экспертов, также налажен поток в США и Южную Америку – 6%.
Контрабанда наркотиков по «северному маршруту» осуществляется всеми видами транспорта: примерно 70% – автомобильным, около 20% – железнодорожным и только 10% – авиационным. Если раньше говорилось лишь о некоторых отработанных направлениях контрабанды афганских опиатов, то в последние годы каналы наркотрафика проходят по всей территории Центральной Азии. Об активизации деятельности наркосиндикатов свидетельствует рост объемов контрабандных поставок по «северному маршруту».
Государства ШОС всегда внимательно следили за ситуацией в Афганистане и прилагают все возможные усилия для улучшения обстановки в этой стране. Распространение и наркотический трафик через центральноазиатский регион наряду с терроризмом являются приоритетом деятельности Шанхайской организации сотрудничества, «так как наркотики служат одним из источников финансирования терроризма. Усиление борьбы ШОС против наркотиков в этом регионе означает, что терроризм будет отрезан от источников финансирования».
В 2002 г. ШОС признала полезным создание антинаркотической системы - поясов безопасности по периметру границ Афганистана. На Ташкентском совете глав -государств членов ШОС в 2004 году было принято решение о создании Координационного совета Афганистан - ШОС для осуществления усилий по контролю границы и борьбы с наркотрафиком.
Но очевидно, что Россия, страны Центральной Азии, Китай и другие сопредельные государства совместными усилиями смогут гораздо эффективнее противостоять "наркоагрессии" со стороны Афганистана. В связи с этим всплывает вопрос об использовании механизмов сотрудничества в рамках ШОС для борьбы с наркотрафиком. Хотя борьба с наркотрафиком и наркобизнесом в рамках ШОС пока не получила столь масштабного развития как антитеррористическая деятельность, есть все предпосылки к ее развитию, т.к. ШОС сейчас объединяет почти все государства, заинтересованные в нормализации обстановки в Афганистане. Эти страны объективно нацелены на мирное разрешение проблемы и могли бы придти к наиболее приемлемому разрешительному варианту в рамках региональной организации. Однако более интересен, с точки зрения эффективности, формат межрегионального взаимодействия путем сближения позиций двух и более региональных организаций и их совместных действий. Поэтому в рамках урегулирования данной проблемы важно усилить сотрудничество ШОС с такими организациями, как ОДКБ и ООН.
ОДКБ и ШОС уже с начала прошлого десятилетия вносят важный вклад в региональные усилия по борьбе с наркотрафиком в Центральной Азии. Они проводят регулярные встречи и совещания по вопросам наркотрафика, предлагали сформировать пояс антинаркотической безопасности в Афганистане. В 2012 г. году была проведена совместная операция «Канал-Восток», направленная против контрабанды наркотических веществ из Афганистана и Китая, после чего генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что его организация собирается расширить сотрудничество с ШОС в сфере борьбы с наркотрафиком.
Отмечу, что в ОДКБ есть много того, чего нет в ШОС. Например, в ОДКБ отработан и успешно действует механизм по противодействию наркотрафику, а также Координационный совет по противодействию наркотикам. Т.е. ШОС нет необходимости создавать подобные механизмы в рамках своей организации, ей проще сотрудничать с ОДКБ. Таким образом, координация усилий стран-членов ОДКБ и ШОС, разработка совместной стратегии по отражению исходящих из Афганистана угроз позволили бы более успешно справляться с проблемой безопасности.
Что касается сотрудничества с ООН, то в Резолюции ГА ООН от 2009 г. о сотрудничестве ШОС и ООН, Генеральная Асамблея принимает к сведению деятельность ШОС, направленную на укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе, борьбу с незаконным оборотом наркотиков и др. В следующем году была подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами данных организаций. Для усиления эффективности борьбы с наркотрафиком, генеральный секретарь Пан Ги Мун призвал углублять сотрудничество через такие органы, как Центрально-азиатский региональный информационный и координационный центр. В 2011 г. Управление ООН по наркотикам и преступности начало внедрение «Региональной программы поддержки усилий по борьбе с наркотиками в Афганистане и соседних странах», программы, которая предоставит дополнительные возможности для трансграничного сотрудничества. Также ООН подтвердила готовность содействовать решению задач, поставленных новой антинаркотической стратегией ШОС.
Из всего вышесказанного следует, что транснациональный характер наркотрафика требует не просто объединения усилий государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, но и ускорение сотрудничества ШОС с другими организациями. Поэтому ШОС выступает за дальнейшее укрепление международного и регионального сотрудничества в противодействии наркоугрозе в рамках программ и проектов, осуществляемых по линии ООН и ОДКБ в Афганистане и Центральной Азии.