Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
1. Что делать родителям?
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.
Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
При разговоре с ребенком родителю необходимо:
|
· Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
· Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
· Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
· Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
· Не обвинять ребенка.
· Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
· Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
· Дать советы, как отвечать обидчикам. [12]
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
2. Что делать ребенку?
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
· Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
· Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
· Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
· Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
· Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет. [14]
3. Что делать учителям?
Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где учитель в курсе классных событий. При этом неважно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.
|
· Помогают совместно создать правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
· Если что-то испортило репутацию ребёнка, педагогу нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.
· Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.
· Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.
· Не допускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.
· Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.
· Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными.
· Нельзя сравнивать способности между детьми.
· Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.
· Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях).
|
· Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.
· При работе с детьми использовать игры и упражнения на сплочение коллектива. Ниже приведу примеры некоторых упражнений и игр, которые могут помочь в работе педагогу:
Упражнение «Рассмотри предмет»
Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план...
Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его цвет, форма?.. Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд...»
Смысл упражнения «Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно — остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного...»
Обсуждение.
Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.
Упражнение "Правда или ложь?"
(атмосфера открытости, групповая сплочённость)
Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Подготовка. Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.
Упражнение «Фруктовый салат»
Вся группа сидит в кругу. Тренер просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины».
После того как это будет сделано, тренер говорит «поменяться местами всем «бананам» — и все «бананы» должны встать и найти себе новое место.
Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д.
Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.
Упражнение «Ладошка»
Цель: внимание к личности другого и осознание своих положительных качеств, повышение самооценки.
Материалы: листочек и ручка.
Процедура: каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передается соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе, снаружи ладони, что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг.
Упражнение «Тест на доверие»
На середину круга положите, какой либо предмет, например вазу или книгу. Объясните учащимся, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым. Каждый из них должен встать на определенном расстоянии (каждый участник расстояние определяет самостоятельно) от находящегося в середине круга предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе.
Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние. Попросите участников поэкспериментировать с разными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно. Когда каждый из участников найдет свое место, предложите всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию (кто, как, где стоит, где находится сам участник). Далее попросите каждого участника кратко объяснить, что он хотел выразить своим выбором места. Выбранное положение и высказывания других членов группы можно комментировать. Вывод, к которому необходимо подвести подростков: доверие в группе — не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может заставить другого проникнуться доверием.
С одной стороны, доверие завоевывается медленно и в связи с конкретным опытом. С другой — доверие легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. И для этого люди часто прибегают к простому средству — не подпускают слишком близко других людей.
Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»
Цель: стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии.
Материалы: листы бумаги, фломастеры.
Процедура: участникам раздается по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину.
Упражнение «Безмолвный крик»
Организуя деятельность по профилактике школьного буллинга, научите детей даже при самой сильной обиде или гневе не чувствовать себя жертвой. Данное упражнение поможет подростку ощутить себя хозяином положения, понять, что он может одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения, а это — хорошая основа для последующего размышления о том, как избавиться от проблемы, являющейся причиной этого напряжения.
Инструкция учащимся: «Закройте глаза, трижды глубоко вдохните и с силой выдохните. Представьте, что вы идете в тихое и приятное место, где никто вас не потревожит. Вспомните о ком-нибудь, кто действует вам на нервы, злит или причиняет вам какое-либо зло. Представьте, что этот человек еще сильнее раздражает вас.
Пусть ваше раздражение усиливается. Определите сами, когда оно станет достаточно сильным — таким, что больше терпеть невозможно. Тот человек тоже должен понять, что дальше раздражать вас уже нельзя. Для этого вы можете закричать изо всех сил, но так, чтобы этого никто не услышал, т. е. кричать нужно про себя. Откройте рот и закричите про себя так “громко”, как только сможете. Закричите еще раз и в этот раз — “еще громче”!.. А теперь снова вспомните о человеке, который осложняет вам жизнь. Представьте, что каким-то образом вы мешаете ему злить вас. Придумайте в своем воображении, как вы сможете сделать так, чтобы он больше не мучил вас (1 мин). А теперь откройте глаза и расскажите, что вы пережили». Вопросы для обсуждения:
Получилось ли в своем воображении крикнуть очень-очень громко?
Кого вы представили в образе своего злого духа?
Что вы кричали?
Что вы придумали, чтобы остановить этого человека?
Игра «Король»
Слово педагога-психолога:
«Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять». Игроки определяют короля. Остальные участники — слуги, они должны делать все, что он приказывает. Король не имеет права отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других участников. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и т. д. Когда время «правления» короля закончится, группа собирается в круг и обсуждает полученный в игре опыт. Это поможет каждому из тех, кто станет следующим королем, соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.
Вопросы для обсуждения:
Как ты чувствовал себя, когда был королем?
Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
Что ты чувствовал, когда был слугой?
Легко ли тебе было выполнять желания короля?
Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?[13]
Список литературы:
1. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/shkolnyy-bulling
2. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
3. Чепракова Е.А. Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 26 с.
4. Гуггенбюль А, Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости, М – Когито – Центр, 2006
5. Берковиц Л, Агрессия: причины, последствия и контроль, М- ОЛМА-ПРЕСС, 2002
6. Лоренц К, Агрессия (Так называемое зло), СПб – Амфора, 2001
7. Зубкова Т.С, Тимошина Н.В., Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, М- Академия, 2003
8. Кутузова Д.А. Травля в школе. Мифы и реальность. [Электронный ресурс] URL:https://mediclabbor.ru/?p=294 (дата обращения: 09.09.2013).
9. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. № 1.
10. https://www.b17.ru/blog/71131/
11. https://tvorcheskie-proekty.ru/node/4078
12. https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2021/06/04/kak-ostanovit-travlyu-rebenka-poshagovoe-rukovodstvo-dlya-roditelej-ot-psixologa/
13. https://infourok.ru/profilaktika-bullinga-v-obrazovatelnoy-organizacii-igri-i-uprazhneniya-dlya-profilaktiki-bullinga-3828623.html
14. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/shkolnyy-bulling#4