Лексика, словообразование




Школьный этап ВсОШ (2015-2019)

Фонетика, орфоэпия

1. Сколько звуков [ф] в предложении: «Профессор Филиппов все экзамены принимает по вторникам в шестом кабинете»? Почему? (1+2 б.)

2. Какая звуковая пропорция неверна? Почему? (1+2 б.)

А. Гора: кора = был: пыл. Б. Кит: гид = зуб: суп. В. Шар: жар = фрак: враг.

Г. Глаз: класс = день: тень. Д. Врезка: фреска = задира: сатира.

3. Найдите слово со звуком [э]: лесной, шептать, облегчить, тяжелый, черпать (1 б.)

4. Напишите нарицательные существительные в нач. форме, которые состоят из 3 звуков и соответствуют следующим условиям: 1) 1-й звук – согласный, звонкий непарный (сонорный), 2) 2-й звук – [а], 3) 3-й звук – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный (сонорный). (6 б.).

5. Укажите слова, в которых ударение падает на 2-й слог: послала, мельком, агентство, хозяева, свекла, досуг, понявший, позвонишь, торты, диспансер. (5 б.)

6. Произношение и написание какого слова соответствует литературной норме? Исправьте ошибки в словах. Пуловер, друшлаг, трутоар, тубаретка, перелина. (3 б.)

7. Что означает болгарское слово бчела? Чем отличается болгарское слово от русского с точки зрения исторической фонетики? (7 б.)

8. Подберите слова, в которых встречаются указанные чередования звуков. [д] // [ж] // [жд]; [м] // [мл]; [в] // [вл]; [з] // [ж]; [а] // [им] // [м]. (2,4 б. по 0,2)

9. Какой особенностью в постановке ударения отличаются две группы слов:

1) высокопарный, великодушный, великовозрастный, молокозавод, собаководство;

2) морепродукт, общедоступный, высокообразованный, законопроект, постскриптум?

Как эта особенность отражается в орфоэпических словарях? Как она влияет на произношение приведенных слов? (5 б.)

10. Дайте определение фонетической пропорции и объясните, по какому принципу она строится. Решите следующие пропорции и обоснуйте своё решение. к/х = т/? д/т = г/?

Из получившихся согласных составьте слово по схеме 12 гласный 12 гласный, где 1 – искомый звук из первой пропорции, 2 – из второй. (8 б.)

11. В каких словах корневые гласные не восходят к древнерусским кратким слабым гласным, которые утрачены в современном русском языке? (3 б.)

Лоб, весь, лев, сон, рот, месть, день, лом, мох, мель.

12. Напишите нарицательные существительные в нач. форме, которые состоят из трёх звуков и соответствуют следующим условиям: 1) первый звук – согласный, глухой парный, твёрдый, 2) второй звук – [у], 3) третий звук – согласный, глухой парный, шипящий. (8 б.)

Лексика, словообразование

1. Подберите слово, чьё значение объединяет слова обеих групп. Модель: заявление, обращение, документ + знак, соль, фа = нота. А) покровитель, защитник, начальник + заряд, гильза, пуля = …. Б) причина, повод, предпосылка + мелодия, напев = … (2 б.)

2. В каком словаре можно найти такую словарную статью? (3 б.) ЗЕВАКА. Тот, кто из праздного любопытства засматривается на кого-л, что-л. Толпа зевак. Ротозей. Разиня. Ворона (разг.) Губошлеп (прост.). Раззява (прост.). Растре­па (прост.). Шляпа (разг.).

3. В данных фразеологизмах перепутаны слова, восстановите фразеологизмы, укажите их значение: Бродит как сивый мерин. Вертится как сыр в масле. Ему все как от козла молока. Врет как белка в колесе. Катается как неприкаянный. Проку как с гуся вода. (6 б.)

4. Назовите фразеологизм, о котором идет речь. Объясните его значение. Составьте с ним предложение. Это собственно русское выражение, которое возникло в речи прачек. При стирке белья когда-то пользовались такими приспособлениями, как скалка, или каток, - круглая деревяшка, - и рубель – рифленая доска с ручкой, при помощи которой скалке можно придавать вращательное движение, «катать» ее вместе с накручивающимся на нее бельем. Белье, которое было хорошо прокатано, имело отличный вид, даже если стирка была не очень качественной. (3 б.)

5. Замените устаревшие слова современными: перст, ратай, сей, стезя, трапеза, уста, выя, рамена, чадо, чета (5 б.)

6. Даны словосочетания существительных с прилагательными. Распределите их на 2 группы. Укажите, на каком основании эти группы формируются. (6 б.) Круглое окно, прозрачная вода, чёрный карандаш, стальной обруч, светлое пятно, чёрная зависть, круглая сумма, прозрачный намёк, светлая мысль, стальной характер. Определите принадлежность к группе 1 или 2 глаголов в следующих примерах: лелеять мечту, ударить рукой, шепчет листва, плескаться на мелководье (8 б.)

7. Назовите фразеологизм, о котором идет речь. Объясните его значение. Составьте с ним предложение. Происхождение этого фразеологизма связывается с именем парижского врача, который мог рассмешить больных до такой степени, что они выздоравливали. Когда доктор стал популярным, вместо приемов он стал рассылать своим пациентам отпечатанные листки, в заголовке которых стояло его имя, а под ним находились шутки, имевшие целительное свойство. По другой версии, это выражение возводят к анекдоту о французском адвокате, который отличался рассеянностью и говорил скороговоркой. Защищая некоего Матьяса, у которого украли петуха, адвокат назвал самого клиента петухом (gallo), сказав вместо Gallus Matthias – galli Matthias. (3 б.)

8. В каком словаре содержатся слова, употреблённые А.С. Пушкиным в художественных произведениях, очерках, письмах и т.д.? (5 б.)

9. Объясните лексическое значение слов: среда, нефрит, посол, гладь, заставлять. Это многозначные слова или омонимы? Чем омонимы отличаются от многозначных слов?(12 б.).

10. Укажите в данных словах признаки, позволяющие считать эти слова заимствованными в русском языке: сальдо (разница между импортом и экспортом товара), анкве (один из языков афразийской семьи), сольфеджио (вокальные упражнения; одна из дисциплин музыкально-теоретического курса), нон-фикшн (нехудожественная литература: биографии, мемуары, монографии, научно-популярные издания), апноэ (остановка дыхательных движений). (11 б.)

11. Дайте толкование слова заядлый, рассмотрите его морфемную структуру с современной и исторической точек зрения и особенности лексической сочетаемости (8 б.).

12. Один лингвист составил список новейших заимствований. Каждое найденное слово он вводил в поисковую систему электронного толкового словаря. Многие слова ему не удалось найти. Например, он не обнаружил слова лайфхак, скайп, смайл и многие другие. В некоторых случаях незнакомые слова поисковая система посчитала ошибочными и предложила варианты исправления. Например, вместо слова спойлер система предложила следующие варианты замены: бойлер, спеть, стойло, бройлер. Прочитайте списки предложенных замен и укажите слова, которые пытался найти лингвист (искомые слова расположены в алфавитном порядке, это существительные в нач. форме). 1. вата, ватага, арат 2. блок, слог, благой, блоха, бог, лог 3. дизайн, излаять 4. лайка, лайковый 5. логик, лог, лозина, лосина, лощина 6. палия, парник, пасти, палить, палица 7. репорт, рост, ропот, репс, речистый, пост, реторта 8. спад, спасть, суп, спай, спазма, спас, срам 9. чать 10. ют, туба. Лингвист очень обрадовался, обнаружив в словаре слово пост, но быстро разочаровался. Почему?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: