Первая встреча – последняя встреча.




СТАРЕЦ СЕРГИЙ.

Детство…

Отрочество…

Юность…

Когда в центральной части России начался голод, за Урал в поисках лучшей жизни, переехали многие семьи Плодородная почва, богатые дичью леса, водоёмы полные рыбы привлекли внимание переселенцев, и они обосновались в Сибири.

В числе других в конце Х/Х века приехала из-под Ржева и семья Евстигнеевых. Остановились супруги в Промышленновском районе. Пятеро детей мал, мала меньше беднота, ни одеть, ни обуть еды и той досыта не кушали. Когда ребятня подросла, жизнь немного полегчала. Сыновья помогали отцу, дочери хлопотали с матерью по дому, в огороде.

Семья, вернее родители, были людьми глубоко верующими, но повзрослевших детей уже коснулась идея атеизма, витавшая и то время в обществе. Однако средний сын Евстигнеевых - Сергей был очень набожным ребенком. С малых лет он ограничивал себя во всем, был необычайно смиренным и покорным, любил молитву и чтение Слова Божьего. И хотя он совершенно не обучался грамоте, свободно читал Священное Писание. Когда сердце мальца коснулась благодать, и оно потянулось к Богу, сказать трудно, но его стремление быть верным слугою Всевышнего возрастало с каждым годом.

Старший брат Сергея - Дмитрий Емельянович Евстигнеев в Промышленновском районе был человек известный. Жил он в деревне Звонково, трудился там, в колхозе бригадиром, затем стал председателем. Был коммунистом и не обобрал религиозной жизни брата. Не раз пытался вразумить меньшого, что Бога нет, что заблуждается тот и позорит всю родню, но Сергей не придавал значения укорам и насмешкам.

После смерти родителей Сергей стал жить у Дмитрия. Спал он на русской печи, ел что подадут. Первое время нигде не работал, а все больше читал Евангелие, размышлял, молился. Однако супруге брата, работящей Марфе такое "тунеядство" деверя не нравилось, и она часто высказывала это мужу, требуя, чтобы тот подыскал своему брату какую-нибудь работу. Так Сергей стал пасти скот, которого у хозяев было немало. Он нисколько не уставал от этой обязанности, а, наоборот испытывал необычайный духовный подъем. Находясь на природе, восхищался красотой сотворенного Богом мира и от избытка сердечной радости воспевал хвалебные псалмы и молитвы Господу прямо на лугу. Это уединение от людей давало Сергею возможность спокойно размышлять о Премудрости и Величии Божьем.

Одно тяготило его - не было поблизости храмов. Повергли их разорению безбожные власти и священников куда-то сослали. Ни исповедоваться, ни причаститься теперь. А как тяжело без церковных таинств верующей душе.

Задумали как-то родственники женить Сергея. Уже третий десяток ему пошел, не до старости же одному быть. Сам-то он на девок не заглядывался и все считали, что причиной тому его робость. Брат взял инициативу в свои руки. Рассудили: может он с женой о Боге забудет. Привели невесту к Сергею. Хорошая девушка: видная, работящая. Многие парни мечтали видеть её своей женой. А он говорит девушке: «Я без жены не тужу, я предан Богу и Ему служу». От ворот поворот невесте дал. Обиделась она, а односельчане и того пуще за ненормального его сочли.

К своей великой радости Сергей узнал, что в селе Красном Л-Кузнецкого района еще действует храм. Грозились его снести, но, слава Богу, стоит. И за 20 километров Сергей стал ходить на богомолье.

Монах душой.

Живя в миру, он, по сути вел монашеский образ жизни: творил ни одну сотню Иисусовых и Богородичных молитв в день. Обязательными были чтения Евангелия. Кстати, эту книгу он всегда носил с собой. Сохранились несколько фотографий старца Сергия, и на них он с Евангелием в руках и длинными четками на шее.

Будучи монахом, в душе, ему чужды были разного рода накопительства. Подражая Христу, Которому "...негде было главу приклонить", старец Сергий не стремился иметь собственное жилье. Не было у него ни запасов одежды, ни еды, ни денег. Он жил, не заботясь о завтрашнем дне, а день наступал и заботился о нём. Не имея ничего своего, он в то же время ни в чём не испытывал нужды.

Долгие годы ходил Сергий в одном и том же легком осеннем пальтишке, пожертвованным кем-то, а на вопрос: "Не холодно ли ему зимой?" Отвечал:

-Меня молитва греет.

И нередко его можно было застать за молитвою. Перебирая пальцами плетенные из ниток четки, он, казалось, находился не здесь и не замечал присутствующих. Он знал и строго соблюдал все церковные праздники и посты и постоянно напоминал о них родственникам, которые в советские атеистические годы стали забывать о церкви. Старец никогда не ел мяса и даже не выносил запаха при его приготовлении. В таких случаях оп закрывал ноздри ватой, а запахи, исходящие от мясных блюд, называл не иначе, как зловониями. Это же слово он применял и парфюмерным ароматам, и всегда говорил, что женщинам следует украшать себя ни помадой и духами, а целомудрием и добродетелями.

Как-то уже на склоне лет у старца спросили, был ли он когда-нибудь близок с женщиной, на что он кротко ответил" Я - чистейшей воды монах. Никогда в жизни я не видел и не осязал женского тела". Но этим он не превозносился, говорил, что можно спастись и в браке, главное - любить Бога, исполнять Его законы. А чтобы семейная жизнь была счастливой, дети должны слушаться родителей, жена - мужа, а муж - Бога, то есть знать евангельские наставления, жить согласно с ними.

ЭТО ОН!

В памяти многих пожилых жителей Ленинска-Кузнецкого, села Красное и окрестных

деревень, старец Сергий остался как проповедник слова Божьего. Случалось, придет куда,

остановится в избе верующего человека и тот час молва по дворам пошла, начинает

собираться народ. Бывало, более сотни человек слушали его слова о Христе, о спасении.

Он читал Священное Писание, Псалтырь. Трудно оценить сколь своевременными и

необходимыми были те встречи, когда кругом отрицали Бога. На это миссионерское служение

он вышел еще до начала Великой Отечественной войны в возрасте 50 лет.

Интересен такой случай из жизни старца.

Во время войны вернулась с фронта домой в деревню Хрестиновку контуженнная

девушка Ульяна. Болезнь не отступала, самочувствие ухудшалось.Мать Ульяны была женщиной верующей и ходила на каждую встречу с Сергием,но о дочери поговорить с ним не решалась,

хотя ходил о старце слух, как о мудром наставнике и сильном молитвеннике, что люди, о

которых он молился, получали облегчение и даже исцеление от болезни.

Как-то раз Ульяна сама попросилась на собрание, а когда увидела старца Сергия, воскликнула:

«Это он!». Оказалось, девушка не раз видела сон, как приходил какой-то странник и ей велели

идти с ним, помогать и служить ему, только в этом случае возможно исцеление от болезни.

В лице старца Сергия она узнала того странника. Старец без разговоров взял её с собой.

Мать Ульяны была категорически против, чтобы 20-летняя девушка ходила по деревням

со странником-мужчиной, мол, что подумают люди? Но дочь оставила родной дом. Вместе со

старцем Сергием она проповедовала по сёлам, бывала на богослужениях в ленинск-кузнецком Покровском храме, потому как храм в селе Красном к тому времени закрыли. Ульяна была

грамотной девушкой и много духовных книг прочитала она старцу за время их сомолитвенного

труда. Понимала Ульяна, что идти по жизни рядом с таким праведником - Божья милость и

большая честь, и оттого сильно горевала, когда пришлось расстаться. Прежняя помощница

старца Анисья стала испытывать зависть и ревность. Мол, ходит с ней, а я осталась не у дел.

Она затеяла ссору, после которой Ульяна вернулась домой. Чуть больше года довелось Ульяне послужить старцу, но даже то недолгое служение благотворно сказалось на её здоровье: она

перестала испытывать головные боли.

Чудо.

А эта история из жизни старца и вовсе необыкновенная. Но, как известно, у Бога чудес много, и хранит Он Своих угодников во дни их земной жизни.

Однажды старец Сергий пришел и село Красное, но в селе его уже ждали чекисты. Дошёл до них слух, что приходит сюда с проповедями о Христе какой-то старец, людей с пути, намеченного партией, сбивает. Как послушают его селяне, так и не приходят в клуб на агитационные вечера по атеизму.

Старца ещё на подходе к селу верующие предупредили, что его чекисты дожидаются,

чтобы арестовать. Просили вернуться назад, но он спокойно сказал: «На все воля Божия». Возможно, в глубине души старец Сергий был рад, что сподобится пострадать за Христа. Ведь мученические венцы очень ценные и получить их от Бога – большая честь.

Старец вошёл в избу, перекрестился на образа, поздоровался с хозяйкой и присел. Время шло. Обычно уже начинал собираться народ, но сегодня никого не было. Видимо, боялись люди непрошенных гостей и не хотели подвергать опасности свои жизни. Хозяйка дома хлопотала на кухне, старец Сергий сидел в комнате на сундуке. Вдруг отворилась дверь, и вошли трое военных. «Мы видели, как недавно к тебе вошел какой-то незнакомец, - обратились они к хозяйке, - где он?» Старушка молчала. Не дождавшись ответа, гости заглянули в комнату. Старец по-прежнему сидел на сундуке и, перебирая пальцами чётки, молился. Он был хорошо виден хозяйке, но чекисты, словно не замечали его. Они ходили по комнате и смотрели сквозь него.

- Да куда же он подевался? Ведь точно видели, что в избу вошел. При этом они заглядывали под кровать, открывали дверцы шкафа. Один из чекистов подошёл к сундуку. Старец Сергий поднялся и встал сбоку. Тот открыл крышку, переворошил сложенное внутри белье. Нет никого! А хозяйка удивлялась столь явному чуду Божьему и радовалась в душе, что сохранил Своего угодника. Чекисты ушли ни с чем. Старец Сергий после всего происшедшего с земными поклонами возносил благодарственные молитвы Богу. А хозяйку попросил не рассказывать никому о том, что она видела. Только после смерти старца это чудесное событие открылось.

Духовное зрение.

В народе этого человека звали отцом Сергием, и хотя он не раз говорил, что так стоит обращаться к священникам, а он не батюшка, а просто раб Божий, всё равно это почтительное слово прочно укрепилось за ним. Старец часто бывал в деревнях Промышленновского района, где у него жили родственники, в селах Л-Кузнецкого района и в самом городе Кольчугино, где провёл последние годы жизни. И везде верующие люди его ждали и очень любили. Разъяснял он всё толково, доступно, был приветлив, очень добр, а главное – не было в нём ни капли лицемерия. Чему учил других, в том и сам являлся примером. Говорил о вреде чревоугодия, и сам был великим постником, поучал о нестяжательстве и у самого – ни гроша в кармане, рассказывал о милосердии и с себя последнюю рубаху снимал, чтобы согреть озябшего. Евангелие он знал почти наизусть, и жить старался по-евангельски.

По сей день ходят о старце слухи, что при жизни он лечил людей, был вроде как знахарь. Однако близко знавшие его люди это отрицают. Старец не только никогда не брался лечить, но и отговаривал тех, кто пытался найти разных «бабушек».

- Зачем к бабкам идти? Молитв не знаете, что ли, лечитесь с их помощью. Да не

забывайте исповедоваться, причащаться. Ведь болезни наши от грехов. Просите помощи у Бога и, если Ему будет угодно, пошлет исцеление. Да о святой воде помните. Она – лучшее лекарство. Сами пейте, младенцев поите, – наказывал он приходящим людям. Его слушали, выполняли, что советовал, шли за духовными наставлениями.

Таких благочестивых людей, как старец, на Руси праведниками считали и очень почитали. Каждый старался чем-то помочь, как-то угодить. От всей души стремилась

послужить старцу Сергию и Ефросинья Елфимова. Когда старец перебрался жить в Л- Кузнецкий, они оказались соседями. Она уважала его, ходила за советами, помогала как могла: то стряпное принесёт, то возьмёт постирать его вещи. Иной раз с гостинцем посылала дочку. Так и познакомилась Клавдия Федоровна Неудахина (в девичестве Елфимова) с этим удивительным человеком.

- Когда я увидела его впервые, он был уже совершенно слепой, но имел, на мой взгляд, необычайное духовное зрение, - сказала о старце Клавдия Федоровна и поведала следующее.

В 1950 году, после окончания Л - Кузнецкого медицинского училища, она собралась отвезти своего пятилетнего племянника, гостившего у них, к родителям во Владивосток, а заодно и самой отдохнуть там после учебы. Мама велела сходить за благословением на дорогу к отцу Сергию. Тот перекрестил её иконой Богородицы, а потом и спрашивает:

- Ты перед дальней дорогой-то исповедовалась, причастилась?:

- А как же!

- А ведь ты на исповеди не всё сказала.

У Клавдии от этих слов внутри похолодело, но она никак не могла сообразить, о чём же умолчала.

- С подружкой своей ты так и не помирилась,- напомнил старец,- а батюшке на исповеди сказала, что всех прощаешь, ни на кого не сердишься.

Откуда он знал? Клавдия даже матери о ссоре не сказала, чтобы не огорчать.

Перед отъездом старец дал ей свою фотографию и сказал:

- Теперь я всегда с тобой буду. Доедешь хорошо, а чтобы с тобой ничего не случилось, я тебе провожатого пошлю. «Какого провожатого, о чем это он?» - недоумевала Клавдия.

Вечером 18 июля 1950 года они с малышом уже были в Новосибирске на железнодорожном вокзале. Народу – море. К кассам не пробиться, даже присесть негде. Расстелила Клавдия на полу коврик, заботливо привязанный матерью к чемодану, Юрочку посадила, сама села. «Задержимся,- думает, - здесь надолго. Без очереди никто не пропустит. Вон вокруг сколько с детьми ещё младше Юры». Вдруг видит: идет по залу ожидания какой-то военный, по сторонам смотрит, словно ищет кого. Увидел Клавдию подошел, поздоровался, имя спросил, но сам не назвался, Сказал, что может помочь достать билеты. До сих пор Клавдия Федоровна не понимает, как тогда оказалась такой доверчивой – отдала совершенно незнакомому человеку документы и деньги. Он ушел. Полчаса его нет, час, два. Она в слезы. Как его найти, ведь даже имени не знает. Заметалась по вокзалу, но того военного нигде не видно.

-Отец Сергий, как же так? Ты ведь говорил, что мы благополучно доедем. Господи, что делать-то, - причитала Клавдия

Вдруг видит: идет этот самый военный, улыбается.

-Потеряли, небось?

И протягивает билеты, сдачу:

- Поезд ваш завтра в 5.30, без меня не уходите, приду проводить.

Они с малышом переночевали на вокзале. Утром объявили их поезд, а военного нет. «Что его ждать-то, думает Клавдия,- кто он мне? Помог с билетами и спасибо». Разбудила племянника, только идти собрались, а он тут как тут.

-Я же сказал, что провожу.

Взял чемодан, ребёнка за руку и пошли. Люди идут через центральный выход, торопятся, толкаются, а незнакомец повёл Клавдию какими-то подземными лабиринтами и вышли прямо к нужному шестому вагону. Он посадил их, просил позвонить, когда будут ехать обратно, чтобы встретить, оставил свои координаты. Клавдия Федоровна ему так и не позвонила и больше никогда в жизни не видела, но запомнила, что это был Геннадий Иванович Сизов – провожатый, обещанный старцем Сергием.

А во Владивостоке сбылось ещё одно предсказание старца. Перед отъездом он предупредил, что там за Клавдией станет ухаживать молодой человек, но ей следует держаться подальше. Он не её судьба. И действительно, ухаживал, даже предлагал замуж выйти статный парень. Он окончил высшее военно-морское училище, был интеллигентный, образованный. Родственники Клавдии его хорошо знали и уговаривали её не упускать такой шанс, но у неё из головы не выходили слова старца, что это не судьба, а её голубь в Ленинске дожидается. И она вернулась. А спустя время вышла замуж. Дружили всего два месяца, а прожили с Валентином Михайловичем душа в душу более сорока лет. В 2000 году муж Клавдии Федоровны умер, и они с детьми, внуками очень остро ощутили своё сиротство.

Молчание – золото.

Не зря говорят, где много слов, там много и грехов. Зная это, старец был немногословен. А если он хотел что-то сказать или сделать замечание, то говорил как бы рифмованными фразами или какими-то иносказаниями. Его племянница Валентина Прокопьевна Селихова вспоминает:

- Была я в молодости бойкая, шустрая, на язык острая, а дядя Сергей мне часто говорил: «Тебе, раба Божья Валентина, нужно в рот воды набрать и глаза завязать». Тогда я и понятия не имела, к чему это он говорит, даже сердилась иной раз, а сейчас, смекаю, что говорил дядя о необходимости удерживать язык: не судить поступки других, не обижать людей нелепыми шутками, не празднословить, да не иметь кокетливых, завистливых взглядов…

Ещё дядя любил повторять такие слова: «С молитвой всё время ходите, молитву всегда говорите». Он призывал нас учить и знать разные молитвы. Мы, признаться, порой не понимали его. Какие молитвы, зачем? Ведь вокруг никто о Боге и не вспоминал. Нам тогда казалось, что мы живём хорошо и правильно, а дядя Сергей какой-то «тёмный», несовременный. Без конца о Боге твердит, мало ест, много молится. Говорил, что здесь нужно готовиться к какой-то другой жизни. Не внимали мы тогда его наставлениям. А теперь, думая, он был прав. И сейчас ему, наверняка, хорошо там у Бога. А каково будет нам?

Другая племянница старца Сергия – Татьяна едва окончила медицинское училище, как началась война. Её призвали на фронт. За четыре года службы в медсанбате она

спасла жизнь многим бойцам, сама была в шаге от смерти. Но Бог миловал, вернулась с фронта жива - здорова. А при встрече дядя Сергей ей говорит: «Я от тебя, раба Божия Татьяна, веничком пули отметал». Что этим он хотел сказать - загадка, но известно, что старец часто и горячо молился о победе наших войск и родственниках, находящихся на фронте.

Особо хочется сказать о том, как старец творил крестное знамение. Крест он накладывал очень чётко и неторопливо, следуя мудрому изречению «в этом деле спешить только бесов смешить». А если кто-то в его присутствии крестился небрежно, он просил человека заново осенить себя крестом.

В последние годы жизни старец терпел большие скорби. Не только глаза закрылись бельмом, но и ноги перестали двигаться. Он уже не ходил на богослужения, но, оставшись дома, пел и «Херувимскую» и «Милость мира» и другие церковные песнопения. А когда кто-нибудь приходил из церкви и рассказывал, как было многолюдно в храме, он возражал:

- Да откуда же народ увидали? Я был на службе, там кругом свободно. Только три-четыре человека молились.

- А что же остальные?

- А остальные мысленно дома дела делали, да в гости ходили.

 

Покровская церковь. г.Кольчугино.

Прихожанином этой церкви

в середине 1940-х годов

был старец Сергий.

 

Нередко старец Сергий удивлял посетителей, принесших после литургии просфору, тем, что называл поимённо, кто был в храме и где стоял. Всех приходящих старец ласково называл по именам. Причём, бывало, человек ещё голос не подаст, а он уже говорит:

- А, Валентинушка, это ты пришла. Рад тебя видеть.

Необычайную любовь испытывал старец к людям. Не любил он только Ленина и Сталина, называл их слугами дьявола. Ибо так ненавидеть всё, связанное с Богом, крушить храмы и уничтожать святыни, мог только князь тьмы руками своих угодников. Сталин умер годом позже старца Сергия, но тот, словно зная, что и этого вождя поместят в Мавзолей, говорил: «Человек создан из земли, и в землю должен отойти, а эти тела даже земля не приняла».

Первая встреча – последняя встреча.

До того, как старцу перестали повиноваться ноги, он всегда ходил пешком. Железная тросточка была его неизменной спутницей (кстати, она по сей день хранится у его родственников). Да Иисусова молитва не сходила с его уст. Бывало, начнет молитву творить на выходе из села Красное и, казалось, ещё часа не прошло, а он уже на подходе к Ленинску-Кузнецкому. Так быстро летит время, когда ум занят молитвой.

Как-то в конце сороковых годов старец возвращался после богослужения в городской Покровской церкви село Красное. Расстояние не менее 50километров и он рассчитывал к ночи добраться. По дороге его иногда обгоняли подводы, машины-то были явлением редким. Но вдруг завизжали тормоза. Новенький «ЗИС» остановился на обочине, и водитель предложил подвезти. Видимо, был в том промысел Божий – шофер являлся убежденным атеистом, а старец, словно чувствуя это, начал разговор о Боге, о вере и спасении души. Водитель внимательно слушал попутчика, и заметил старец, как пошатнулись его убеждения, задумался он о жизни. Так за разговором и доехали до места.

- Прощай, дедок, много нового я узнал сегодня, спасибо тебе. Жаль не увидимся больше. Я ведь сам новосибирский, в Ленинск по служебным делам посылали.

_ Увидимся ещё, брат,- уверенно заявил старец на прощание,- но та встреча будет последней.

А в марте 1952 года этот же водитель был командирован в Ленинск - Кузнецкий. Выехав из-за поворота в районе шахты им.Кирова, он увидел идущую навстречу похоронную процессию и остановил машину – дать дорогу. Его удивило, что было очень много народу и гроб всё время несли на руках. Не было ни подводы, ни машины. «Наверное, начальника какого-то хоронят»- подумал водитель. Но по мере приближения процессии он всё отчетливее слышал: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

- Кого это хоронят? – поинтересовался водитель, когда покойного проносили мимо.

- Отца Сергия, проповедника Божьего,- отозвался кто-то из идущих за гробом. И тут водитель вспомнил слова старца о встрече. Ну, вот и свиделись в последний раз!

Мирная кончина.

Обычно люди боятся смерти, просят врачей и родных сделать всё возможное, чтобы продлили им жизнь, но старец ждал кончины. Он знал, что с её приходом наступит долгожданная встреча с Богом, к Которому он стремился всю свою жизнь. При жизни старец не посещал врачей, а во время болезни уповал на Господа, лечился святой водой, освященным елеем, да прибегал к церковным таинствам, установленным для нашего блага Спасителем: исповеди, причащению, соборованию. Умирал старец Сергий по-христиански безболезненно, непостыдно, мирно. Перед смертью за ним ухаживала пожилая монахиня Августа. (Есть предположение, что это Аксиния, что была келейницей старца, приняла постриг). В последний месяц жизни старца Сергия Евстигнеева его навестило много людей. Приезжали издалека. Словно чувствовали, что скоро его не станет. Как дети слетались они попрощаться со своим отцом. Со многими старец подолгу беседовал, в чём-то наставлял, молился о них. В те годы не было мобильной сотовой связи, и люди узнавали с большим опозданием о каком-то событии, но Господь устроил, чтобы все, кому был дорог старец, успели на его похороны. Телеграмма пришла на почту станции Плотниково 18 марта 1952 года день смерти старца. И первая прочитала её телеграфистка, которая не раз была у старца, просила его помощи и молитв. Она и рассказала другим верующим, знавшим старца. Из Плотниково приехали проводить в последний путь своего духовного наставника несколько человек. Вот что рассказывала им о последних часах земной жизни старца монахиня Августа:

- У него не было предсмертной агонии, когда человек мечется, кричит, боится расстаться с этой жизнью. Он спокойно лежал на кровати, губы слегка шевелились, видимо старец молился. Часа за два до кончины он оживился:

- Августа, Августа! Ты слышишь: колокола звонят? Меня готовятся встречать. Да неужели я, недостойный, сподобился такой славы. Господи, помилуй меня грешного.

Лицо его преобразилось, как бы просветлело. Он сел на кровати, стал вслушиваться:

- Звонят! Звонят! Вот радость-то где. Августа, подай чистую светлую рубаху, скоро за мной придут.

Августа подала чистую одежду. Но сколько она не вслушивалась, никак не могла услышать колокольного звона. Однако не испытывала ни малейшего сомнения, что старцу явлено какое-то Небесное знамение. Он своими слепыми телесными очами видел то, что было недоступно ей зрячей.

Такой радостной кончины монахине Августе ещё не приходилось видеть. Старец по-прежнему сидел в кровати, лицо его переполняло счастье. Временами он пел псалмы, стихиры Пасхи, накладывал на себя крестное знамение. Потом несколько минут был неподвижен, устремив глаза куда-то вдаль, затем перекрестился и тихонько лёг. Первое время было непонятно: он почил или задремал. Старец лежал как живой и мирно улыбался. Августа несколько раз позвала его, но он не отозвался. Душа уже покинула бренное тело и спешила к своему Создателю. «Даруй, Господи, сей душе Царство Небесное»- прошептала монахиня.

Народная память.

Проводить старца в последний путь пришли очень много людей, столько обычно не бывает на похоронах стариков. Что, несомненно, говорило о народной любви. На кладбище помолились, попрощались и разошлись. Но на этом не закончились любовь и почитание старца Сергея. Едва ли ни каждый день к могиле приходили люди. Зная о

строгой аскетической жизни этого человека, они верили, что удостоился он от Господа высокой награды и находится «в месте светле, месте злачне, месте покойне». Оттого и шли к нему за помощью, как к угоднику Божьему. И, надо сказать, многие реально ощущали на себе эту помощь: молитвенно обратишься к старцу и получишь просимое, к могильному кресту прислонишься, и голова перестаёт болеть, землицу к ране приложишь и та быстрее заживать начнёт. Пытаться унести с собой кусочек целительного креста, люди, конечно, не дерзали, а вот землю с могилы брали часто. «Особенно первые годы после смерти дяди, мы не успевали подсыпать могильный холм,- вспоминает племянница старца Сергия В.П.Селихова, - земли брали столько, что приходилось вёдрами носить чернозём с пустыря».

Но не только за землицей ходили люди. Очень часто на могиле старца местный священник служил панихиду, верующие читали акафисты, возносили молитвы к Богу. Много продуктов приносили на поминальную трапезу, но их всегда относили в неподалёку расположенную тюрьму – заключенным, а когда позднее в том здании стала размещаться психиатрическая больница – её пациентам.

По сей день, не заросла народная тропа к могиле старца Сергия. Сюда приходят ученики Воскресных школ, монахини Свято – Серафимо - Покровского монастыря и просто верующие люди разного возраста и чина. Вот уже более 20 лет могилу старца навещает Мария Васильевна Кривых. Она узнала о нём, когда старца уже не было в живых, но, услышав от других богомолок историю его жизни, без сомнения поверила в его праведность. Во время нашего разговора она, глядя на фотографию старца Сергия, изредка повторяла:

- Отец Сергий, не оставляй нас, помогай нам грешным.

И уверена она в его помощи. Ведь уже 80-летний рубеж перешагнула. Живет одна, а по хозяйству всё делает сама без посторонней помощи. Мы заводим разговор о том, что при жизни старец говорил иносказательно, как бы притчами. А Мария Васильевна не удивляется, мол, они блаженные все так говорили. «Вот Ксения Петербургская, как о молодой купчихе сказала, что зелена крапива, да скоро завянет. Никто не понял о чем речь, а когда купчиха скоропостижно померла, тут и стали ясны слова матушки Ксении,- вспомнила старушка историю из жития святой, - так что нам, грешным, не всегда понятны их мудрые слова». Глядя на эту бабушку, на ум приходят слова оптинского старца Амвросия: «Где просто, там ангелов сто…»

Моё внимание привлекла фотография старца Сергия, стоящая у неё на столе в окружении икон. Вокруг его головы на фотографии светился ореол. «Нимб?» - подумала я и тут же вспомнила, что у племянницы старца В.П. Селиховой есть точно такая же фотография, но на ней ничего подобного нет. Заметив мой интерес, Мария Васильевна сказала: «Наверное, это у него венец – награда за его святую жизнь. Раньше не было, а сейчас вот появился. Когда? Точно не скажу: я летом 2000 года заметила, ведь не зря говорят, что старец был праведным и прозорливым». И она стала вспоминать, как предсказывал отец Сергий, что старую церковь, стоящую ранее по улице Апрельской, сметут. Так и говорил: сметут. И действительно, уж очень быстро её стёрли с лица земли, словно смели. Но в утешение верующим он говорил, что после правления богоборческой власти, храмы будут возрождаться из руин, строится заново. Будет храм и в нашем городе, да и не один, а его первый настоятель будет с ним одним именем. А ещё старец предсказывал, что будут в Ленинске - Кузнецком два монастыря. В те послевоенные годы в это верилось с трудом, но сейчас мы наблюдаем, что исполнились его пророчества. После 25-летнего перерыва в городе возобновилась церковная жизнь: возвели двухпрестольный Серафимо - Покровский храм, а его настоятелем был назначен священник Сергий Плаксин. Позднее в городе появились другие батюшки, но

Отец Сергий Плаксин, первый священник после 25-летнего перерыва.

он был первым, а главное, имя как у старца – Сергий. Уже 10 лет в городе действует женский монастырь (на начало 2001 года единственный в Кузбассе). Даст Бог будет и мужской, во всяком случае, речь об этом идет.

А ещё Мария Васильевна припомнила, как старец говорил близким людям: «Кто меня не знает – потом узнает. Пусть приходят на могилку и исцеляются». Словно следуя этому наказу, Мария Васильевна провожает к могиле старца всех верующих, не знавших о нём ранее и рассказывает о его жизни и пророчествах. В ноябре 1999 года паломникам посетить могилку старца довелось дважды. Когда во второй половине месяца Мария Васильевна пришла вновь, то на месте креста, простоявшего на могиле старца более 45(!) лет, увидела новый. О том, что случилось с прежним крестом, и куда он мог подеваться, стали ходить разные толки.

История с крестом.

Нам, слава Богу, удалось узнать, что крест, ранее стоявший на могиле старца Сергия Евстигнеева, теперь находится в храме Иоанна Воина в Новокузнецке. А случилось это так. Отцу Василию Лихвану, практикующему в Иоанновском храме отчитку бесноватых, кто-то из болящих сказал, что в Ленинске-Кузнецком есть могила старца, очень почитаемого верующими. Так вот подходя к ней, одержимым становится плохо: лукавый начинает выражать беспокойство, кричать, ибо не выносит благодати обильно изливающейся там. Отец Василий решил в этом убедиться. Осенью 1999 года он приехал в Свято-Серафимо – Покровский монастырь, оттуда его проводили до могилы. С отцом Василием был иеромонах (ныне игумен) Тихон Белякин и другие люди, в том числе и несколько болящих женщин. Когда стали служить панихиду, болящие закричали, им сделалось плохо. Увидев, что от могилы и, в частности от креста на ней, действительно исходит благодать, которую не выносит злой дух, отец Василий решил забрать крест с собой в Новокузнецк. Ибо этот крест с могилы праведника мог бы стать неоценимым помощником во время отчиток. Ко всему прочему, словно в том был Промысел Божий, крест у основания оказался настолько сгнившим, что упал бы при первом же сильном ветре, и его всё равно пришлось бы менять. Старый крест забрали, а на его месте установили другой - деревянный.

Эту историю с крестом поведал игумен Тихон, а на вопрос с чьего благословения поменяли крест, резонно заметил, что ухаживать за могилой, менять кресты, красить памятники и оградки, убирать листву – долг христианина и благословение на это не нужно. А что касается отца Василия, то совершать чин изгнания нечистых духов, он благословлен Архиепископом Кемеровским и Новокузнецким Софронием. А уж какие при этом святыни использует батюшка – его дело. Важно, что с помощью Божией ему удаётся помогать болящим.

Чудо мироточения.

Как упоминалось ранее, у старца Сергия были родные братья и сёстры. Сегодня живы их дети и внуки, которые почитают своего родственника, обращаются к нему за молитвенной помощью. Одна из его племянниц – Татьяна, та самая, что была на фронте и от которой старец «пули веничком отметал» прожила недолго. Умерла она в 40-летнем возрасте, осиротим троих дочерей. Девочки выросли при поддержке родственников. Сейчас они уже в средних годах, очень дружны между собой. Младшая из сестёр Татьяна Оранчук рассказала мне такую историю, связанную со старцем Сергием.

Одно время она жила на острове Кипр, затем возвратилась в Россию. Вскоре возникла необходимость вернуться обратно, но никак не удавалось получить визу. Татьяна добивалась разрешения в Москве, где жила у своей родной старшей сестры Нины. Обе женщины православные, верующие, знают, что молитва необходима для христианина и что истинны слова Христа Спасителя: «… что с верою попросите в молитве – дастся вам». Татьяна часто молилась о том, чтобы вернуться на Кипр.

Молитвенный уголок Нины имел несколько икон, а на столике, стоявшем поблизости, находилась фотография старца Сергия. Не решалась хозяйка ставить снимок среди икон, ведь хоть и идет о нём молва как о праведнике, но Богом он ещё не прославлен, Церковью не канонизирован, поэтому и стоит от святых угодников поодаль. Но когда сестры молились, они порой обращались и к старцу в надежде, что услышит их прошения и поможет.

И вот в ночь с 17-го на 18-е апреля 2002 года Татьяна после молитвы легла спать, но почувствовала сильное благоухание, словно кто-то воскуривал ладан. Татьяна поднялась, осмотрелась. Она обратила внимание, что фотография как-то неестественно блестит, словно смазали её каким-то благовонием и аромат идёт точно от неё. «Наверное, Нина чем-то протёрла снимок, чтобы продлить «жизнь» старой фотографии» - решила Татьяна и спокойно заснула. Утром в комнату вошла Нина и спросила, что это ночью возжигала Татьяна, что в спальне стоит такой чудный аромат. Выяснилась, что сестры давно не использовали никаких благовоний, а благоухание раздаётся от фотографии на столе. Вглядевшись в снимок, женщины заметили, что он весь покрыт мелким маслянистым налетом, словно из пульверизатора его сбрызнули каким-то жирным составом. «Миро!» - осенило сестёр. Не было сомнения. Сердце охватил восторг, но было непонятно: как могла мироточить фотография человека, не причисленного к лику святых

Татьяна вспомнила, как, будучи на Кипре в ноябре 2000г, помогала размещаться русским монахам - паломникам, приехавшим поклониться христианским, святыням, побывать у мощей четверодневного Лазаря, воскрешенного Христом. Некоторых паломников она устроила у себя в квартире и когда схимонах Симон духовный наставник братии подмосковного Успенского - Казанского монастыря увидел ксерокопию фотографии старца Сергия, то очень заинтересовался кто на ней. Схимонах сказал, что, судя по внешнему облику старца – он высокодуховный человек, угодник Божий.

Эти слова Татьяна запомнила хорошо. Но сейчас, когда замироточила фотография, не знала что и думать. Сёстры решили не придавать это дело огласке. «Может быть, это предвестие грядущих скорбей, испытаний»- думали они. И каждая из них считала, что это предупреждение для неё.

Благоухание от фотографии и жирный блеск на ней были недолго. Через пару дней всё стало по-прежнему. Даже не верилось, что эта старая фотобумага совсем недавно выглядела иначе. Несколько дней спустя Татьяна зашла в храм и спросила у одного московского священника, что могло бы означать мироточение фотографии.

- Возможно, ваш родственник был праведником и его как-то прославляют, величают на Небесах, а не земле это выразилось в мироточении,- предположил батюшка.

У Бога чудес много. А если старец Сергий Евстигнеев был действительно святым и сейчас находится в Царстве Небесном, то чудеса, связанные с его именем, ещё будут. Через это Господь прославит Своего угодника.

Живое тепло.

Как-то в начале лета 2000 года Михаил Казанин прихожанин храма при Свято – Серафимо – Покровском монастыре (ныне священнослужитель вышеуказанного храма) и другие женщины-прихожанки, воскресным днём после богослужения отправились на могилу старца Сергия. Они уже знали, что могильный крест взят в новокузнецкий храм, что люди, обращавшиеся к старцу в молитве, получали помощь, поэтому шли к нему с глубокой верой, как к ходатаю перед Богом. На могиле старца никто из них раньше не был, знали лишь примерные ориентиры. А представьте себе, как найти имен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: