История взаимодействия психически неполноценных людей с обществом и государством




Общие представления о людях с ограниченными психическими возможностями

3 основных момента:

1. Беспомощность – способность адекватно реагировать на ситуцаицию в диапазоне от вообще утраты удовлетворять физические потребности до способности адекватно реагировать на экстремальную ситуацию

2. Волеспособность свободных в своей основе действиях – человек берет ответственность по собственной воле

3. Наличие умысла в противоправном деянии или сумасбродном поведении – кому принадлежит умысел личности человека или бесам, фуриям, бессильной игрушкой которых он становится в силу своей болезни.

Помощниками в нашей деятельности будут:

1) социальная поддержка

2) Освобождение от ответственности

3) Применение мер социального ограничения вместо наказания или в целях профилактики

- они очерчивают контуры правового поля.

Социальное право: почему считалось, что оно унижает достоинство советского человека (у нас было право социального обеспечения). Это означает кардинальные изменения или так? Ранее государственные структуры и общественные интересы были заодно, а на самом деле между ними должны быть противоречия.

Опека – с какого года признание недееспособности стало судебной функцией? Законодательство изменилось в 1964 году. А почему? Было понятно, что идея коммунизма в том понимании, которое задала пролетарская революция, начала себя изживать. На сегодня в опеке далеко не все устоялось.

Законное представительство – человека надо защищать, это естественное. За человека, которому в голову не придет защищать свои права и свободы. А что делать, если он не признан недееспособным, ведь дееспособность презюмируется? В каких обстоятельствах люди, облеченные властью, обязаны предоставить вам законного представителя?

Собчак в свое время писал, что моральный вред унижает достоинство советского человека. Но чтобы заинтересовать людей, нужно ввести компенсацию морального вреда. Но в чем выражаются эти страдания, чем отличаются страдающие от не страдающих? Страдание – компонент нашей жизни. Чем отличается страдающий от притворяющегося?

Возмездие за злонамеренное использование психической неполноценности.

Гражданские права – признание сделки недействительной и фактически признание недействительным всего, где воля обозначена в виде взаимных обязательств. Пока законодатель не ввел специальной недееспособности, формулировка используется универсальная. На границе с УП стоит деликтная дееспособность. Ст. 108 невиновное причинение вреда – несоответствие психических особенностях психотравмирующим ситуациям?? УП идет на шаг впереди.

Уголовное право – принудительное лечение, освобождение от наказания (оно все больше смещается в направлении релевантных состояний – ст. 338 – стечение тяжелых обстоятельств). Ст. 20, 42, ст. 61.

Принудительное лечение – регулируется ФЗ и ГПК. Применяется насилие. Почему о психиатрической службе отдельный закон, когда все остальное регулируется ОЗЗ? Так как ограниченные права человека в личной свободе.

Судебная психиатрия опирается на собственный закон.

Процессуальный аспект: экспертиза. Как обеспечиваются состязательность, равенство сторон, независимость экспертной деятельности? Отменилась УО за отказ от экспертизы. А если платить, то как быть с состязательностью?

Приняли закон об экспертной деятельности, где эксперт является гос служащим и обязан провести экспертизы.

У защиты появилась возможность привлечь человека, обладающего специальными знаниями в качестве специалиста, в частности, для того чтобы проверить качества проведенной экспертизы. Появляется реальная состязательность.

Раздел 4, 15 глава УК, глава 61 УПК, глава 31 ГПК – регулирование экспертной деятельности.

На сегодня в процессуальном праве мы не имеем устоявшейся ситуации и должны иметь в виду, что то, что сегодня действует, претерпит изменения. В частности, материальная ответственность лежит в основе всего и гос эксперт состязается с человеком, который получает по договору с защитником намного больше. Назревает серьезный конфликт интересов.

История взаимодействия психически неполноценных людей с обществом и государством

3 ясно обозначенных этапа:

1. Общая тенденция – изолировать людей с психическими расстройствами.

Когда сравнительно простые жизненные отношения, то таких людей передавали на попечение общины. Пока община была ведущей единицей, она выполняла функции общественного презрения на основе здравого смысла и житейского опыта с теми, с кем могла справиться. Государство поручала заботу о тех, с кем община не могла справиться, церкви, армии для мужчин и семье для женщин. Но в основном ими занималась церковь. В России такие люди пользовались славой юродивых.

Но в то же время по указу о ханжах, если юродивый пользовался своим положением, то ему полагалось в монастырь на труды вечные. А про женщин, которые тоже претендовали на роль юродивых, предписывалось пытать нещадно, пока не сознается.

Община и государства взаимодействовали. Община стала растворяться, на смену ей стала приходить семья, феодализм.

Феодализм – ответственность стала возлагаться на семью, которая обладала гораздо меньшими возможностями. Поэтому в средние века в Европе заботу о таких людях государство отдало медицине. Сначала их держали с преступниками и другими больными, но с 15-16 века они начали отделяться. В России в 18 веке Петр Третий своим указом создал долгалы.

2. Второй этап – диспансеризация, то есть людей надо было удерживать в социуме при помощи медицины и социального обеспечения. Основной критерий – инвалидность и учет.

Принцип диспансеризации держался до начала 20 века, за ситуация отвечала участковая больница.

3. 20 век принес новый подход, стал вопрос об интеграции больных. Представления о психической неполноценности увеличивались, появилась представление о релевантности, о граничных состояниях. Нужно было не выделять всех больных людей, интегрировать.

В какой мере наше Отечество повторяет мировую историю, а в какой отличается?

Человек живет в 3 сферах:

1. Среде

2. Семье

3. Системе

Динамика развития цивилизации это движение от среды к системе.

Выразитель среды – община. И мы, и европейцы происходим из одного корня. Суть общинного строя в том, что:

· объединившиеся люди имеют общую собственность,

· правят традиции,

· во главе стоит избранный лидер,

· значимость человека определяется близостью к лидеру,

· цементирует отношения людей стремление отождествления себя с социальной средой,

· у общины ответственность за своих с недоверием к чужим,

· форма наказания – изгнание.

Если эти принципы примерить на народ и государство, то:

1) Имущество принадлежит народе, а кто владеет имуществом, то только по доверию

2) каждый имеют долю в пропитании

3) и все обязаны трудиться

Институты власти:

1. казна

2. трудовая повинность

3. разделение общины низовой и общины управляющей, то есть аристократии, которая передает свои права по наследству.

В России эти принципы работают до сих пор, ибо в Европу на смену общине пришла семья – разрушитель общины (прежде всего в экономическом плане). Пушкин считал, что феодализма у нас не было.

Почему европейские короли стали такими добрыми, заменили казну на гражданский оборот и согласились поделиться властью с лавочниками?

Фоменко: «Правильно ли мы понимаем историю?» - название книги.

В Европе сделали ставку на человека и дальнейшее их развитие пошло из этого. Они получили очень мощного воина и хозяйственника.

На сегодня мы видим, что институт семьи на Западе претерпевает серьезные разрушительные изменения. мы видим разрушение патриархальной семьи, гендерные революции в пользу системы.

Наша отечественная история пока этого кардинального перехода, на личную независимость человека ставки пока не сделала. После отмены крепостного права люди привыкали к частной собственности, но путь длинный, а традиции оставались. Всякая революция сверху не касается ментальности народа. Пролетарская революция в этом плане как стремление обойтись без семьи в историческом развитии и сразу перейти от общины к системе. Однако историю не обманешь.

Вся Европа с учетом общей тенденции где-то с середины 19 века перевела отношения с психически неполноценными людьми в правовое русло, начиная с Франции появились законы о том, кого считать психически больным, помещать в больницу. Законодатель колеблется: отдать предпочтение администрации или судам, если человек не хочет признавать себя психически больным. Суд. Появляется фактор социальной релевантности. На протяжении 20 века законодательство шлифуется, все больше ставя под контроль судов деятельность медицинских учреждения, чтобы гарантировать от произвола (правда, с некоторыми отклонениями – фашизм – уничтожение психически больных на оккупированных территориях). Законодательство заботится об интересах человека.

У нас несколько иначе. Если мы сопоставим указ Александра 2 и действующую до 1992 года инструкцию, то и там, и там используется административный порядок. Перестройка началась с принятия закона о психиатрической помощи. Советскую психиатрию исключили из мировой за злоупотребления в политических целях.

Мы медленно прорывается из общинных принципов решения вопроса. Суды привыкают к новой роли, начинают тотально не доверять медикам.

Феноменология

Законодатель называет человеческие свойства: закон считается с человеком, если он способен:

1. иметь волю (быть личностью),

2. осознавать,

3. понимать значение своих действий (обладать интеллектом).

Есть душевнобольные болезни. За расстройством этих свойств стоят определенные расстройства, когда психика не позволяет реализовать мотив (экзогенные расстройства). Кроме того, есть люди, свойства которых от природы не соответствуют требованиями общества (аномальные) и люди, которые оказались в тяжелой ситуации (психогенные расстройства).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: