Музыкальная культура первой половины XIX века
19 век – время могучего подъема русской музыкальной культуры, ее мирового признания. Искусство 1 половины 19 века отразило все явления общественно-политической жизни России. Крупными событиями стали Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, положившее начало революционно-освободительному движению в России.
Освободительные идеи отразились в русской литературе, она была наиболее передовым жанром русского искусства. 1 половина 19 века связана с творчеством великих русских писателей и поэтов – Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Грибоедова, Тургенева («Золотой век» русской литературы). Влияние писателей огромно, многие их произведения стали основой опер, романсов. Особо следует отметить Пушкина, к творчеству которого обращались все русские композиторы 19 в.
В Европе 19 век связан с эпохой романтизма. Романтические идеи коснулись и русского искусства, однако русские художники тесно переплели романтические тенденции с реалистическим отражением окружающей жизни. В русской музыке, как и в литературе, больше проявилась тяга к показу простых людей, повседневного мира.
Заметно обогащается концертная жизнь города. В 1802г. в Петербурге основано филармоническое общество, при котором организован симфонический оркестр. В концертах этого общества исполнялись произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также русских композиторов. Среди хоровых музыкальных организаций продолжает пользоваться большой известностью Придворная певческая капелла и частный хор графа Шереметьева.
Продолжает развиваться домашнее музицирование. В частных домах, дворянских благородных собраниях устраиваются концерты, где выступают профессиональные музыканты русские и иностранные. Среди отечественных можно выделить пианистов Гурилева, Геништу, Ласковского, юного А.Рубинштейна, виолончелиста Виельгорского. Из иностранных в России работают пианисты Фильд и Майер. С гастрольными выступлениями приезжают Роберт и Клара Шуманы, Берлиоз, Лист.
Культурными очагами являются Московский и Петербургский университеты, музыкальные кружки и салоны. До 60-х годов 19 века в России не было консерваторий.
Появляется музыкальная критика. На страницах литературных журналов обсуждались проблемы: развитие русской композиторской школы; вопрос о русской опере; изучение народных песен.
1 половина 19 века в России связана с развитием двух жанров – романса и оперы.
Романс.
Период высокого расцвета русской романсовой лирики. Кант→российская песня→романс (песня на романском языке). Воздействие народной музыки (протяжных песен). Популярные поэты Пушкин, Лермонтов, Батюшков, Дельвиг, Баратынский, Жуковский. Композиторы-романсисты: Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, братья Титовы, Булахов, Яковлев, Геништа, Глинка.
Разновидности романса. Самыми распространенными жанрами становятся:
1) «Русская песня», возникшая как подражание народным песням;
2) Элегия – особый вид лирико-философского романса, в котором преобладают созерцание, воспоминание, глубокое раздумье;
3) Баллада – излюбленный вид романтической поэзии и музыки. Это произведение повествовательного характера, посвященное мрачным, таинственным, остро драматическим событиям, нередко связанное с народными преданиями, включающее фантастический элемент;
4) Монолог – разговор с самим собой, размышление о жизни;
5) Пейзажный романс – разные времена года вызывают разные настроения. В них часто природные явления перекликаются с человеческими переживаниями;
Различные типы романсов национально-жанрового плана – цыганские, испанские (болеро, серенада), восточные, итальянские (баркарола), в ритме марша, вальса или полонеза и т.д.
Музыкальный театр.
Поиски новых форм и жанров.
1. Драма или трагедия с музыкой (Глинка, Козловский, Титов, Давыдов).
2. Водевиль – пришел из Франции, представлял собой легкую комедию с пением и танцами (Алябьев, Варламов, Верстовский).
3. Историческая опера («Иван Сусанин» Кавос).
4. Сказочная опера («Днепровская русалка» Давыдов).
5. Балет («Новый Вертер» Титов, «Кавказский пленник» Кавос, «Руслан и Людмила» Шольц). Традиции русской балетной школы заложил французский балетмейстер Шарль Дидло).
Значение первой половины XIX века для русского музыкального театра – в формировании основных жанров.
Русские композиторы – современники Глинки
Творчество Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского было самым значительным среди других композиторов - современников Глинки. В их творчестве проявились типичные черты для русского искусства начала 19 века: это любовь к народным песням, ярконациональные интонации, открытое проявление лирических чувств.
У каждого из этих композиторов были свои излюбленные жанры: Алябьев писал камерно-инструментальные произведения, в творчестве Гурилева значительное место принадлежит фортепианной музыке, Варламов создавал балеты, водевили, Верстовский был известным оперным композитором. Однако всех их объединяет общий жанр русского бытового романса, в котором отразились наиболее значительные их достижения.