Бюджетно-налоговая политика РБ
Бюджетно-налоговая политика (иначе – фискальная политика) – это инструмент государственного регулирования макроэкономических процессов. Т.е. влияние оказывается не на конкретные организации или людей, но на экономику как систему.
· Цель бюджетно-налоговой политики – достижение желательного для государственной власти состояния экономики.
· Проведение бюджетно-налоговой политики – изменение условий и направление регулируемых государством денежных потоков таким образом, чтобы достичь желаемого результата.
Наглядный пример бюджетно-налоговой политики – изменение налоговых ставок и увеличение/уменьшение государственных выплат населению или группам организаций, для повышения/снижения спроса, предложения, объема инвестиций.
Цели бюджетно-налоговой политики могут разниться в зависимости от конкретной ситуации. Главными из этих целей обычно выступают:
· Экономический рост;
· Высоки уровень занятости;
· Стабильный уровень цен – т.е. низкая инфляция.
У любой фискальной политики есть одна обязательная черта – стремление к стабилизации. Так происходит потому, что никакая, даже самая гибкая экономическая система не может извлечь из внезапно благоприятных обстоятельств выгоду, сравнимую с потерями от равных по силе негативных перемен. Экономика это структура, имеющая устоявшиеся количественные показатели и пропорции. Быстро освоить дополнительные ресурсы для нее также сложно, как машине принять топливо сверх объема бака. Но при недостатке ресурсов система предсказуемо замедляется, а иногда и разрушается.
Бюджетно-налоговая политика – механизм, состоящий из множества параллельных и некоторого числа последовательных операций. Делать такую политику «вручную», адресно, не просто хлопотно, а скорее невозможно. Потому реализация фискальной политики сводится к принятию государством некоторых решений, результатом которых должны стать определенные изменения в экономике страны.
Устойчивость функционирования бюджетно-налоговой политики зависит, более всего, от внутренней согласованности целей и операций всей структуры.
Однако в ситуациях с множеством переменных даже самые видные экономисты преуспевают более в отыскании причин уже произошедшего, чем в построении сбывающихся прогнозов. Бюджетно-налоговая политика, хотя и пользуется математическим аппаратом, точной наукой не является. Это неизбежное следствие того факта, что решения в экономике принимаются людьми на основе их собственной психологии, а не в результате точных расчетов.
МЕХАНИЗМЫБЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Весь аппарат фискальной политики можно (при некотором упрощении) свести к небольшому числу инструментов или механизмов, т.е. методов воздействия с предсказуемым результатом. Такими механизмами считаются:
· Изменение государственных расходов (закупок);
· Изменение налоговых ставок;
· Изменение государственных выплат (трансфертов) – здесь понимаются разного рода пособия, зарплаты, зависящие от государства, стимулирующие платежи.
Первый и последний пункты списка схожи, имеют общий источник, но отличаются по степени возмещения. При увеличении госзакупкок ближайший результат ясен, при повышении пенсий – нет.
Все известные виды бюджетно-налоговой политики принято разделять на дискреционную и автоматическую.
· Дискреционная прямо основывается на конкретных решениях органов власти: об изменении налогов, повышении выплат и др.
· Автоматическая работает через «встроенные стабилизаторы» - такие законы и правила, которые меняют свое действие при изменении ситуации.
Пример «встроенных стабилизаторов» - прогрессивная шкала налогообложения. При падении доходов – процент отчислений падает, что в некоторой степени помогает беднеющему плательщику. При росте доходов – налоги растут, это помогает создать стабилизационный фонд, сдерживает инфляцию и отток капитала за рубеж.
Дискреционная политика может выражаться в назначении новых налоговых ставок, изменении уровня господдержки и госзакупок. Такие действия оформляются законодательными решениями.
Стабилизирующий эффект и той, и другой методики реализуется по общим сценариям:
· В периоды экономического роста происходит максимальное количество изъятий средств из оборота, в период спада размер отчислений снижается.
· Средства, накапливаемые в благополучные времена в стабилизационных фондах, возвращаются в оборот и стимулируют экономику при падении.
Таковы общие сведения об инструментах фискальной политики. Способы применения этих инструментов разнообразны, выбираются по ситуации, не имеют строгих правил, но подчиняются естественным законам экономической системы.