ВВЕДЕНИЕ
Рынок ценных бумаг является одним из главных источников финансирования крупных инвестиционных проектов, размер заимствований с фондового рынка по сравнению с банковским кредитованием постоянно растет в последнее десятилетие в развитых странах.
Любой рынок имеет конечное число участников, которые выполняют определенные функции. В академических кругах совокупность участников рынка и описание их функций называют ролевой моделью.
Как показывает практика, каждое действие регуляторов порождает противодействие на рынке. Организаторы торгов не хотят предоставлять полную информацию, поскольку пытаются привлечь инвесторов фактором анонимности. Эмитенты не хотят предоставлять детализированную отчетность, прикрываясь коммерческой тайной и заботой о контрагентах.
Когда эмитент предоставляет негативную информацию о результатах своей работы, инвесторы воспринимают эту информацию и адекватно реагируют, в результате чего цена акций эмитента снижается. Если информация слишком негативная, например эмитент объявляет о том, что показатели работы за прошлый период в несколько раз завышены, то на рынке поднимается «волна» возмущения и эмитента отлучают от рынка. В этом случае орган регулирования и организаторы торгов частично действуют в интересах инвестора.
Эмитенты прогнозируют последствия от появления на рынке той или иной информации, и у них может возникнуть искушение «замять» не совсем позитивную новость или представить ее на рынке в такой форме, в которой ее восприятие будет осложнено. Если же процесс предоставления информации четко отрегулирован, исказить сведения о работе эмитента сложнее.
|
В результате каждый оспаривает действия органов регулирования или, хуже того, лоббирует свои «групповые интересы». В этих условиях необходима финансовая прозрачность рынка.
Информационная прозрачность на фондовом рынке обеспечивается путем раскрытия информации. Одним из существенных критериев состояния рынка ценных бумаг является наличие его развитой информационной инфраструктуры.
Информационная среда фондового рынка за рубежом
Главным инициатором становления системы раскрытия информации в США стала Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) (далее – Комиссия).
У SEC на все случаи жизни есть стандартные формы. Конечно, некоторые из них имеют мало отношения к отчетности, но изучение форм SEC дает прекрасную пищу для анализа. Особый интерес вызывает регулярная отчетность эмитентов, при этом следует отметить отсутствие отраслевых дискриминаций. Например, банк подает отчетность в SEC наравне с другими компаниями. Из регулярной отчетности наиболее популярными среди инвесторов являются годовая форма 10-k и квартальная форма 10-Q. Первая подается в Комиссию не позднее 90 дней после окончания финансового года, вторая – не позднее 45 дней по окончанию квартала.
В этих отчетах Комиссия заставляет эмитентов информировать об общем состоянии рынка, на котором ведет свой бизнес эмитент, о конкурентах и о судебных процессах, в которые втянут эмитент. Не менее важным разделом отчетности является раздел «Проблемы в менеджменте», где эмитенты делятся своими проблемами и планами их разрешения. В этом разделе можно встретить как планы реструктуризации, так и обсуждение неудачного поглощения. SEC удалось заставить эмитентов говорить о своих проблемах открыто и делать это с завидной регулярностью – как минимум 4 раза в год.
|
Для эмитентов из Канады, которые открыто торгуются в США, предусмотрена форма 40-f. Для европейцев и других иностранных участников рынка SEC предусмотрела универсальную форму 20-f, которая одновременно является формой регулярной (годовой) отчетности и регистрационной формой. 20-f и 10-k можно отличить даже по весу, так, за 2002 г. объем формы 20-f одного из европейских банков превысил 500 страниц. SEC соблюдает интересы инвесторов и поэтому заставляет иностранные компании описывать все, что может повлиять на цену акции, а точнее, депозитарной расписки. В 20-f можно встретить описания изменения банковских нормативов в Великобритании, правил страхования в Германии и сведения о налоговой реформе в Бразилии. Такие жесткие правила для выхода на рынок иностранных эмитентов сопоставимы с потенциалом, который готов предоставить американский рынок.
«Костяк» регулярных форм отчетности дополняют некоторые формы, связанные с инсайдерской торговлей (форма 11-к), и формы текущей отчетности (форма 8-к). Обе формы заполняются американскими эмитентами. 11-к – публичная форма, по которой можно отследить в оперативном режиме, каким количеством акций владеет тот или иной инсайдер. 8-к – это стимул для регулярных пресс-релизов компании, поскольку в ней освещаются важные текущие события.
Система раскрытия информации в США складывается из двух составляющих: обязательной для эмитентов рассылки отчетов в печатной форме и обязательной публикации информации (то, что подается в Комиссию) в базе данных EDGAR. Процесс сбора и публикации информации полностью автоматизирован. С помощью EDGAR link Комиссия собирает отчетность и далее, во-первых, публикует ее на Интернет-ресурсе самой Комиссии и, во-вторых, передает отчетность во всем объеме СМИ (в основном речь идет об информационных агентствах), которые в свою очередь перепродают эту информацию инвесторам либо предоставляют инвесторам бесплатный доступ в качестве рекламной акции.
|
Практически 99,9% компаний, торгующихся на NYSE или в NASDAQ, имеют свои собственные корпоративные сайты, на которых обязательно есть раздел Investor Relation, где, как правило, находятся все формы отчетности перед Комиссией. Такой перехват инициативы стал несколько неожиданным для EDGAR Online, Inc. и вынудил компанию не просто ретранслировать отчетность через свой сервер, а предоставлять аналитические продукты, делая сортировку по базам данных, и дополнительную рыночную информацию о котировках. Собрать все вместе – и котировки, и новости, и отчетность, и возможности технического анализа в одном пакете для инвестора – то, к чему сейчас подошли компании, подобные EDGAR Online, Inc. Свободный доступ к отчетности эмитента – это уже пройденный этап развития на американском рынке.
В Европе, система раскрытия информации выглядит скромнее по сравнению с США. Как таковые отсутствуют единые стандарты отчетности, например, отчетность британских компаний существенно отличается от той, которую составляют в Германии или во Франции. Прежде всего, это вызвано отсутствием единого органа регулирования и единых требований к отчетности перед инвесторами. Дела были бы совсем плохи, если бы европейские эмитенты не заполняли форму 20-f.
В Великобритании можно выделить Companies House – это исполнительное агентство, созданное фактически при правительственной структуре. В отличие от американской системы раскрытия информации, Companies House раскрывает информацию о деятельности не только публичных компаний, но и всех компаний, которые инкорпорированы на территории Великобритании.
По состоянию на март 2003 г. в базе данных Companies House находилась информация о приблизительно 1,7 млн работающих компаний, всего же можно было найти данные о 2,8 млн компаний. Анализ Companies House за 2002-2003 гг. показал, что «деловой британский архив» живет в ногу со временем, активно переходя на предоставление услуг через Интернет. За последний год количество Интернет-пользователей Companies House выросло на 27%. В среднем за день Companies House получает около 28 тыс. документов, за год отвечает на 8 тыс. звонков.
Если сравнивать Companies House с EDGAR, то наибольшим недостатком британского агентства является безапелляционная оплата за пользование ресурсами, а преимуществом – качество и комплексность информации. По сути дела, EDGAR – детище одного органа регулирования, которое, естественно, не в состоянии охватить все жизненно важные направления деятельности корпоративного бизнеса. Между тем в Companies House можно найти, например, информацию о том, какое имущество компании в данный момент находится в залоге, о дисквалифицированных директорах и т.д. Один орган регулирования не в состоянии организовать раскрытие информации в подобных масштабах, и потом из-под его юрисдикции автоматически выходят компании, зарегистрированные не в форме акционерного общества. Идеология всеобщего раскрытия информации «по-британски» проста: кроме инвесторов есть и другие пользователи информации – работники, кредиторы и общественность. Стоимость услуг Companies House невелика: около 50 англ. ф. ст. – за открытие первого пользовательского счета; тарифы колеблются от 0,5 до 1,5 англ. ф. ст. на разные виды информационных услуг.
Гланая стратегическая цель агентства – снижение стоимости услуг в перспективе. Хотя за прошлый год в связи резким ростом числа инкорпорированных компаний не удалось существенно снизить стоимость услуг.
Тем не менее, даже в Companies House можно кое-что получить бесплатно – общую информацию о компаниях (имя, адрес, индекс, справка о имеющихся в Companies House документах компании и отчетах), а также информацию о дисквалифицированных директорах. Проблема в том, что общая информация о компаниях доступна только с 7.00 и до 24.00 (время по Лондону) с понедельника по субботу. Интернет-пользователям такие ограничения в диковинку, да и содержание общей информации весьма скудновато. Например, о гигантском финансовом холдинге HSBC Holdings plc можно найти лишь перечень дат, касающихся изменения юридического статуса, адрес и т.д., зато, когда входишь в платный сервис Companies House Direct, открывается доступ к последней отчетности компании и, разумеется, к архивам.
В Великобритании сейчас можно наблюдать схожую с США картину, когда даже самая комплексная и современная система раскрытия теряет свое значение, поскольку нет смысла оплачивать услуги агентства, если прошедшие листинг компании и так бесплатно распространяют свою отчетность.
В Континентальной Европе трудно отыскать удобную в пользовании систему раскрытия информации.
Многие системы используют только национальные языки своих стран, в некоторых странах вообще нет систем раскрытия информации, одобренных органом регулирования, а процедура раскрытия происходит через механизм листинга.
В ЕЭС действует несколько систем раскрытия информации, основанных на добровольных началах. Часть таких систем рассматриваются как дистрибуторы корпоративных новостей компании – это те же информационные агентства, которые работают с новостями и дополнительно занимаются раскрытием информации. Наиболее известные из них: Ad-Hoc и Hugin Online.
Конечно, обе системы позиционируют себя как трансъевропейские, Hugin Online даже зачисляет в зону своей работы Великобританию. Тем не они в основном выполняют роль информационного портала. Проблема заключается в том, что между эмитентами и такими системами, как Hugin Online, отношения носят рыночный характер, и эмитенты сами выбирают агентства, с которым будут работать. Отсутствие жесткого администрирования информационного потока приводит к тому, что последние часто не в состоянии обеспечить полный комплекс раскрытия информации по всем эмитентам, работая только с теми, с кем сложились договорные отношения.
В странах ЕЭС органы регулирования не требуют от эмитентов жесткого раскрытия информации, в лучшем случае можно найти требования к годовым отчетам. Такая ситуация имеет место, например, в Португалии, где национальный орган регулирования только сформулировал общие требования к отчетности и способу публикации. Органы регулирования в Европе сегодня занимаются в основном мониторингом манипуляций на рынке, оставив регулярную отчетность эмитентов без должного внимания.
Таким образом, в Европе существует более десятка агентств, еще большее количество требований к отчетности со стороны регуляторов и отсутствие единой европейской системы раскрытия информации. Причина такого беспорядка, как представляется, банальна – система раскрытия информации общеевропейского масштаба не нужна инвесторам из Европы. Часть спроса на комплексный продукт удовлетворяет EDGAR Online, Inс., которая уже ввела в действие системы глобального поиска, часть – удовлетворяется за счет открытой политики самих эмитентов, которые используют регулярную отчетность как составляющую PR, а институциональные инвесторы и финансовые посредники используют другие профессиональные каналы.
Для стран Азии вообще не характерно наличие открытых систем раскрытия информации. Только в начале 90-х они осознали необходимость наличия хоть чего-нибудь похожего на то, что есть в США и Великобритании. По состоянию на июнь 2003 г. практически каждая страна в Азии, организаторы торгов которых были членами Всемирной федерации фондовых бирж, уже имела систему раскрытия информации, основанную или на листинговой информации от организаторов торгов, или систему, аналогичную существующей в США.
В Японии только в июле 2002 г. Токийская фондовая биржа обязала эмитентов, прошедших листинг, публиковать свою отчетность ежеквартально. Нужно отдать должное японским компаниям, которые, как правило, по собственной инициативе публикуют англоязычную отчетность, самостоятельно рассылая ее инвесторам.
Монетарные власти Гонконга также запустили систему раскрытия информации для инвесторов. Орган регулирования создал три формы отчетности:
упрощенную – для резидентов (FD-1), которые не имеют филиалов;
полную – для резидентов, которые имеют филиалы (FD-2);
продвинутую – для нерезидентов (FD-1).
В Индии также создана система раскрытия информации. Этим вопросом в Индии занимается национальный орган регулирования, который озабочен снижением капитализации рынка акций. Однако по состоянию на сентябрь 2003 г. через Интернет данная система не работала, за исключением демонстрационного режима.