Восприятие и понимание в процессе общения




Восприятие

Скачать материал Восприятие Восприятие в общении— целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения, получаемый в результате перцепции. В процессе общения воспринимаются • незнакомые люди — на основе механизмов межгруппового общения, • знакомые люди — на основе механизмов межличностного общения. Механизмы межгруппового общения Межгрупповое общение строится на основе социальной стереотипизации. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или ной социальной группы. Пример — этнические, или национальные стереотипы (французы, англичане, русские, евреи, итальянцы…). Задача при общении— отнести собеседника к той или иной группе и на основе этого строить дальнейшее общение. Факторы восприятия:• превосходства • привлекательности • отношения к нам Фактор превосходства проявляется в том, что человека, который воспринимается нами как превосходящий нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по нескольким. Схема работает при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Атрибуты оценки: • «внешнее оформление» — одежда, аксессуары, прическа, знаки отличия, атрибуты (машина, мобильник и т.д.), обстановка кабинета, должность; • манера поведения: речь, осанка, походка, взгляд и т.д. Фактор привлекательности проявляется в том, что под его влиянием мы переоцениваем или недооцениваем другие качества. Человек для нас более привлекательный кажется нам более умным, интересным, работящим, исполнительным и т.д. Привлекательность — явление социальное, ибо это степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Фактор отношения к нампроявляется в том, что на восприятие нами человека сказывается его отношение к нам. Чем ближе мнение чужого человека к нашему, тем выше наша оценка этого человека. Механизмы межличностного общения В постоянном общении более важным становится глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Механизмы восприятия и понимания строятся на основе: • идентификации • эмпатии • рефлексии Идентификация— уподобление себя собеседнику. Человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Эмпатия— понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого не столько продумывается, сколько прочувствуется. Уровни эмпатии: • низший: проявление своеобразной слепоты к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; • средний: по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; • высокий: умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия. Рефлексия— логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей. Представляет собой попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия. Часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций). Рефлексия — средство понимания другого. В узком значении рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. То есть не просто знание другого, а знание того, как другой воспринимает тебя — своеобразное удвоенное отражение. Выделяют следующие позиции: • Я, как я есть сам по себе • Я, каким я себя вижу • Я, каким меня видят другие • Я, каким я представляю свой образ в сознании других Факторы восприятия людей К факторам, влияющим на восприятие других людей, относят:
  • казуальную атрибуцию
  • стереотипы
  • предубеждения
  • установки
Казуальная атрибуция Явление казуальной атрибуции способствует пониманию того, как люди воспринимают и оценивают друг друга. Казуальная атрибуция — это объяснение причин поведения человека либо через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности), либо через внешние (влияние ситуации). Критерии анализа поведения: • постоянное поведение — сходное в однотипных ситуациях; • отличающееся поведение — в других ситуациях поведение проявляется иначе; • обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей; • необычное поведение — в сходных обстоятельствах поведение отличается от поведения других людей. По исследованиям Келли, постоянное, но необычное поведение объясняется через внутренние причины, через специфику личности и характера человека (таким уродился); отличающееся, но обычное поведение — объясняется через внешние причины (в такой ситуации так вынужден себя вести). Наблюдения Фрица Хайдера показали, что в большинстве случаев люди разумно интерпретируют поведение людей, но считают, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям. Закономерности казуальной атрибуции
  • Те события, которые часто повторяются и сопровождаются наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
  • Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
  • Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоцениваться диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозиции. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера (это человек со сложным характером), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации (в этой ситуации невозможно было вести иначе, а вообще я — совсем не такой). Таким образом, люди объясняются сове собственное поведение ситуацией (я не виноват, уж такая сложилась ситуация), но считает, что другие сами несут ответственность за свое поведение.Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно.
  • Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньше вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большое значение ситуации.
Стереотипы— привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей. Предубеждения— эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих без знаниях их самих, их мотивов и поступков. Установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Установки имеют три измерения: • когнитивное — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета; • аффективное — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации; • поведенческое — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека. Установки формируются: • под влиянием других людей (родителей, СМИ) и кристаллизуются между 20 и 30 годами и затем с трудом меняются; • на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях. Предвзятое мнение руководит тем, как человек воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека может совершенно по-разному восприниматься в зависимости от того, что известно об этом человеке (садист он или герой). Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если она логически обоснована. Этот феномен, называемый «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях и даже о себе может продолжать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его. При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение, — может повышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью. Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей
  • Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  • Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  • Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  • Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  • Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстие.
  • Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  • «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохо самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
  • Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  • Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
  • «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
  Обратная связь в общении Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимают, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной связи
  • Говорите о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у вас те или иные чувства.
  • Если говорите о том, что вам не нравится в данном человеке, старайтесь в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
  • Не давайте оценок. Помните: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о вас в связи с этим человеком, как вы воспринимаете данного человека, что вам приятно и что неприятно.

Вопрос 1
. Национальная психология, ее значение для практики делового общения. Психология народов

Феномены общения существуют давно. Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, также стара, как и сама совместная деятельность. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и пытались использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида.

Из поколения в поколение передавалось табу, обряды, это выступало нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны древним ораторам.

Если мы приблизимся к нашему времени, то к середине 19 в. можно наблюдать прогресс ряда наук, имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни, а значит и взаимодействию людей. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована процессами, которые происходили в это время в Европе. Так как бурно развивался капитализм, развивались экономические связи между странами, это вызвало активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов.

Психология в середине 19 в. развивалась преимущественно как психология индивида. Однако развивающаяся в этот период социология обратилась к психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Концепция французского социолога Г. Тарда рассматривает модель социального как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Несостоятельность этой модели привела к тому, что законы социального стали сводить к законам коллективной психики. Таким образом, окончательно оформляется особое направление в системе социологического знания – психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США стал Л.Уорд. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психология народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения.

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус(1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893). В 1859 был основан журнал «Психология народов и языкознание». В своих работах они указывали на существование духа народа как некоего духовного целого. «У каждого народа имеется свой особый склад мыслей и чувств, своя духовная физиономия, называемая «народностью», индивидуальное сознание есть лишь его продукт. В связи с этим, задача «народной психологии» заключается в том, что бы «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В.Вунда (1832-1920). Основное развитие его идеи получили в 1900 году, в первом томе его труда «Психология народов». В.Вунд изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Основным методом исследования должен стать метод анализа продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Несмотря на различия взглядов, основная идея учёных является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии методы. Эта концепция поставила вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы. В психологии по этому поводу сегодня говорят о надсознательных и надиндивидуальных явлениях. В основе надсознательных и надиндивидуальных явлений лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений, опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций, социальных норм.

Надсознательные явления представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознаётся субъектом, и не контролируется им. Примером таких образцов можно рассматривать этнические стереотипы, которые, усваиваясь, через такие механизмы социализации как подражание и идентификация (постановка себя на место другого), определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности.

При исследовании этих проявлений, выявляют те существующие в культуре эталоны и стереотипы, через призму которых люди судят о представителях других этнических групп и, ориентируясь на которые, вступают с этими представителями в контакты. К таким этническим стереотипам относится, например, представление о педантичности всех немцев, вспыльчивости всех итальянцев. Нередко, оценка тех или иных поступков через призму эталонов своей культуры или через выработанные мерки о нормах поведения в другой культуре приводит к неадекватному восприятию других людей.

В сфере деловых отношений в каждой стране действуют настолько сильные традиции и установки, что возможно создать портрет типичного представителя какой-либо национальности.

Немцы:

1. В среде деловых людей не встречается неряшливых, неаккуратных.

2. Немцы питают большую слабость к титулам, поэтому титул называть обязательно.

3. Немцы не делают подарков. Проявление бережливости как национального качества.

4. Говоря о делах, немцы не приемлют юмора.

Французы.

1. Если говорить о деловых сделках - французы не склонны рисковать.

2. Француз может перебить собеседника. Это у них не считается большим прегрешением, в силу живости национального характера, большой эмоциональности французов.

3. Приглашение на обед у французов - исключительная честь, отказаться от приглашения - значит нанести обиду, прибывать на ужин следует на 15 минут позже назначенного времени.

4. Французы очень щепетильны в вопросах дистанции. Из прикосновений - только рукопожатие.

5. Во Франции очень ценится хорошее образование, поэтому если вы закончили престижное учебное заведение - упомяните это, это вам будет только на пользу.

Англичане.

1. Если говорить о бизнесе, то предпочтение отдают сделкам, которые дают немедленную выгоду.

2. Английские деловые люди хорошо эрудированны, имеют широкий круг интересов: спорт, литература, искусство.

3. Англичане хорошие психологи, они очень наблюдательны, не приемлют фальши.

4. Англичане любят помогать, охотно делятся своими секретами, включая секреты профессионального успеха.

5. Переговоры принято начинать с разговора о детях, погоде, спорте.

6. Непримиримое отношение к взяткам. Принято дарить: книжки, авторучки, записные книжки. Все остальное считается взяткой.

Вопрос 2

Восприятие и понимание в процессе общения

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером. Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по Изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше.

Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто "воспринять" другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести Партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенно просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия Обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

- одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т.д.;
- манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе "закладывается" в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками.

Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия до этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше до которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения.

Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве души" была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги (1888—1955), изложенная им в книге "Как оказывать влияние на людей", основана на механизме идентификации.

Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902—1987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание".

Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

С точки зрения характеристики общения как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

 

Вопрос 3

В ситуациях межличностного взаимодействия требуется не просто категоризация воспринимаемого, но и глубокое понимание партнера по общению: его актуального состояния, намерений, отношения к нам для установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия и аттракция.


Автор:
Лидия Ивaнoвнa Чepнышoвa, кандидат философских наук, профессор, преподаватель кафедры философии факультета управления Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.


В ситуациях межличностного взаимодействия требуется не просто категоризация воспринимаемого, но и глубокое понимание партнера по общению: его актуального, эмоционального состояния, намерений, отношения к нам для установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности.

Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия и аттракция.


Идентификация и эмпатия

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификациейуподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как он действовал бы в подобных ситуациях. Методика американского психолога Дейла Карнеги, изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», основана на механизме идентификации.

Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманисти



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: