Творческий портрет Карла Орфа




Карл Орф как величайший музыкальный деятель, педагог XX века

Карл Орф (10 VII 1895, Мюнхен - 29 III 1982, там же).

 

«Деятельность Орфа, открывающего новые миры в культуре прошлого, можно сравнить с работой поэта-переводчика, который спасает ценности культуры от забвения, лжетолкования, непонимания, пробуждает их от летаргического сна».

 

На фоне музыкальной жизни XX в. искусство К. Орфа поражает своей самобытностью. Каждое новое сочинение композитора становилось предметом споров и дискуссий. Критики, как правило, обвиняли его в откровенном разрыве с той традицией немецкой музыки, которая исходит от Р. Вагнера к школе А. Шёнберга. Однако искреннее и всеобщее признание музыки Орфа оказалось лучшим аргументом в диалоге композитор - критика. Книги о композиторе скупы биографическими данными. Сам Орф считал, что обстоятельства и подробности его личной жизни не могут представлять никакого интереса для исследователей, а человеческие качества автора музыки вообще нисколько не помогают понять его произведения.

Орф родился в офицерской баварской семье, в которой музыка постоянно сопровождала жизнь дома. Уроженец Мюнхена, Орф там же учился в Академии музыкального искусства. Несколько лет затем были отданы дирижерской деятельности - сначала в мюнхенском театре Kammerspiele, а впоследствии в драматических театрах Мангейма и Дармштадта. В этот период возникают ранние произведения композитора, однако они уже пронизаны духом творческого экспериментаторства, стремлением объединить несколько различных искусств под эгидой музыки. Орф обретает свой почерк не сразу. Подобно многим молодым композиторам, он проходит через годы исканий и увлечений: модным тогда литературным символизмом, произведениями К. Монтеверди, Г. Шютца, И. С. Баха, удивительным миром лютневой музыки XVI в.

Композитор проявляет неистощимую любознательность буквально ко всем сторонам современной ему художественной жизни. В кругу его интересов оказываются драматические театры и балетные студни, разноликий музыкальный быт, старинный баварский фольклор и национальный инструментарий народов Азии и Африки.

Подлинный успех и признание принесла Орфу премьера сценической кантаты "Кармина Бурана" (1937), ставшей впоследствии первой частью триптиха "Триумфы". В основу этого сочинения для хора, солистов, танцоров и оркестра были положены стихи к песни из сборника бытовой немецкой лирики XIII в. Начиная с этой кантаты Орф настойчиво разрабатывает новый синтетический тип музыкально-сценического действа, сочетающего в себе элементы оратории, оперы и балета, драматического театра и средневековой мистерии, уличных карнавальных представлений и итальянской комедии масок. Именно так решены и следующие части триптиха "Катулли кармина" (1942) и "Триумф Афродиты" (1950-51).

Жанр сценической кантаты стал этапом на пути композитора к созданию новаторских по своей театральной форме и музыкальному языку опер "Луна" (по сказкам братьев Гримм, 1937-38) и "Умница" (1941-42, сатира на диктаторский режим "третьего рейха"). Во время второй мировой войны Орф, подобно большинству немецких художников, отошел от участия в общественной и культурной жизни страны. Своеобразной реакцией на трагические события войны стала опера "Бернауэрин" (1943-45). К вершинам музыкально-драматического творчества композитора также принадлежат: "Антигона" (1947-49), "Царь Эдип" (1957-59), "Прометей" (1963-65), образующие своеобразную античную трилогию, и "Мистерия конца времени" (1972). Последним сочинением Орфа явились "Пьесы" для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Б. Брехта (1975).

Особый образный мир музыки Орфа, его обращение к античным, сказочным сюжетам, архаике - все это было не только проявлением художественно-эстетических тенденций времени. Движение "назад к предкам" свидетельствует, прежде всего, о высоко-гуманистических идеалах композитора. Своей целью Орф считал создание универсального театра, понятного всем во всех странах. "Поэтому", - подчеркивал композитор, - "и темы я выбирал вечные, понятные во всех частях света... Я хочу проникнуть глубже, заново обнаружить те вечные истины искусства, которые сейчас забыты".

Музыкально-сценические сочинения композитора образуют в своем единстве "Театр Орфа" - самобытнейшее явление в музыкальной культуре XX в. "Это тотальный театр", - писал Э. Дофлейн. - "В нем особым образом выражается единство истории европейского театра - от греков, от Теренция, от драмы барокко вплоть до оперы новейшего времени". К решению каждого произведения Орф подходил совершенно своеобразно, не стесняя себя ни жанровыми, ни стилистическими традициями. Поразительная творческая свобода Орфа обусловлена, прежде всего, масштабами его таланта и высочайшим уровнем композиторской техники. В музыке своих сочинений композитор добивается предельной выразительности, казалось бы, самыми простыми средствами. И только пристальное изучение его партитур обнаруживает, как необычна, сложна, изысканна и вместе с тем совершенна технология этой простоты.

Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания им в Мюнхене школы гимнастики, музыки и танца Орф был одержим идеей создания педагогической системы. В основе ее творческого метода - импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. "Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок", - говорил Орф, - "задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление... Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка". Созданный Орфом в 1962 г. Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Выдающиеся заслуги Орфа в области музыкального искусства снискали всемирное признание. Он был избран членом Баварской академии искусств (1950), академии Санта-Чечилия в Риме (1957) и других авторитетных музыкальных организаций мира. В последние годы жизни (1975-81) композитор был занят работой по подготовке восьмитомного издания материалов его собственного архива.

 

 

«Система элементарного музицирования» Карла Орфа.

Педагогическая система Орфа имеет не меньшее значение, чем его композиторское творчество. Конечная цель этой системы - воспитание личности в духе гуманизма, высвобождение природных сил личности.

Музыкально – педагогическая система К. Орфа адресована, прежде всего, педагогам, работающим в сфере музыкального воспитания, а не образования, поэтому она максимально приближена к возможностям и интересам ребенка.

Концепция К. Орфа основана на глубоком уважении к личности ребенка:

• Отношение к ребенку как к самостоятельной личности, принятие любых его индивидуально – творческих проявлений;

• Создание на занятии атмосферы игрового общения, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком »

Педагог оказывается не только в роли мудрого наставника, но и организатора, вдохновителя, участника импровизационных музыкальных игр.

В названии «элементарное музицироание» слово «элементарное» имеет смысл «первичное», но не примитивное. Музицирование понимается, как глубокая и органическая связь в музыке движения и речи: любое интонационно ритмически произнесенное слово – это первооснова музыки, а на музыку человек откликается движениями. В музыкальной системе К. Орфа более широко трактуется слово «музыка». Элементарная музыка – это игра звуками детских музыкальных инструментов человеческого тела, голоса, шума предметов мира и природы. Разнообразие тембров, звуков и красок создает окружающий ребенка «звуковой космос», из которого рождается музыка.

В системе К. Орфа полностью решена проблема творческого музыкального воспитания и обучения. Она основана на правильных целях и задачах творческого музицирования: главным является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, возможность самовыражения.

Основные принципы концепции Карла Орфа:

1. Суть занятий по системе Орфа составляет соединение музыки, слова и движения.

2. Особая атмосфера занятия, где царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт на основе широкого применения коммуникативно-двигательных игр.

3. В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут фантазировать, проявлять индивидуальность.

4. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения идей, атмосферы и импровизационности.

5. Сведения до минимума этапа разучивания, организация занятия как учебно-занимательного музицирования (использование простейших движений в танцах и играх, несложных остинатных аккомпанементов в инструментальных сопровождениях к пению)

6. Детские импровизации являются коллективными, роль ребенка может быть не большой, но важно его участие в сотворчестве.

«Звучащие жесты»

Музицирование в системе К. Орфа начинается с аккомпанемента «звучащих жестов», игры звуками своего тела. Пение и танцы с аккомпанементом «звучащих жестов» позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Используется 4 основных тембра: притопы, шлепки, хлопки и щелчки. Использование «звучащих жестов» воспитывает чувство ритма, тембровый слух, развивает координацию, слуховую реакцию. «Звучащие жесты» - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была «заимствована» Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки и щелчки.

Чрезвычайно развитая Орфом система темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов позволяет создавать не только аккомпанементы, но и целые композиции, построенные о всем строгим законам музыки. Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров – их использование вносит движение и освоение детьми ритма. Этот подход является важным методическим моментом, т.к. ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью. Звучащие жесты как форма темброво-ритмической работы не имеет аналогов в нашей педагогической практике по доступности своими творческими возможностями, особенно в сочетании с речью и движениями.

Инструменты Карла Орфа

Большое внимание в системе Карла Орфа уделено инструментальному музицированию, цель которого не подготовка концертных выступлений, а воспитание навыков творческого ансамблевого музицирования, воображения, умения проявлять индивидуальность, способность к самовыражению. Осуществляется эта цель на основе комплексного развития музыкальности у дошкольников:

• Развитие метроритмического чувства.

• Развитие речедвигательной координации.

• Развитие тембрового, интонационно-речевого и ладового чувства.

• Развитие чуткости, реактивности, импровизационности.

• Воспитание навыков ансамблевой игры.

Карл Орф создал специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфовский набор»: основу его составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили – колокольчики. Но глокеншпиль – это не колокольчики в традиционном значении. Так называют разновидность металлофона (маленького размера) за чудесный, звонкий, чистый и очень высокий звук. В европейской музыке его впервые использовал В.А.Моцарт. К ним прилагается комплект палочек с головками из различного материала, которые позволяют извлекать различные по тембру звуки.

Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф-уроках, трудно перечислить – это треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, клавесы, тонблоки, гуиро, маракасы, ручные барабаны, бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним ударяют деревянными или металлическими палочками.

Все эти инструменты принято называть ударными (по способу игры). Они разделяются на мелодические (звуковысотные): ксилофоны, металлофоны и глокеншпили; и шумовые различных видов.

Советчиком и консультантом Орфа в деле создания инструментов был Курт Сакс, известный знаток неевропейской музыки разных стран и народов, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми инструментами европейского возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блокфлейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в орфовском наборе.

Орфовские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей. Звук ксилофона негромкий, мягкий, протяжный; он не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определенность исполняемой музыки. Металлофон так же обладает мягким звуком, используется как мелодический и аккомпанирующий инструмент. У глокеншпиля высокий, чистый, быстро гаснущий звук. Ни один инструмент в орфовском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им на время стать.

Завораживающая красота звучания орфовских инструментов притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Высокое качество звучания и разнообразия инструментов орфовского комплекта позволяют блестяще справиться с этой немаловажной задачей. Ведь знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха.

Интерес детей к орфовским инструментам велик. Они хотят на них играть всегда. Растормаживающий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем иным не сравнишь. Техническая легкость игры, способность инструментов тот час же откликаться на прикосновение чудесными звуками располагают и побуждают детей к игре ими, а далее – и простейшей импровизации. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они сами могут извлекать из них столь красивые звуки.

Создание набора инструментов было особой задачей Орфа. Лишь с помощью этих инструментов может быть реализовано творческое музицирование с детьми всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект орфовских инструментов позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т.к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем. Это его главное педагогическое достоинство.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно с маленькими детьми. Спонтанные игры инструментами можно проводить с дирижером. Дети берут инструменты, распределяются по группам и становятся вокруг дирижера, который показывает какой группе играть. Характер игры определяет дирижер, причем движения им придуманные могут быть самыми разнообразными.

Формы применения инструментов:

• Озвучивание сказок и рассказов

• Озвучивание графической и тембровой партитуры

• Спонтанное сопровождение исполняемой на фортепиано яркой, образной музыки подходящими по звукам инструментами.

Речевые упражнения и игры

Применение речи в обучении музыке - один из важнейших педагогических принципов Карла Орфа. Речевой слух - одна из основ музыкального слуха, ведь он обладает теми же выразительными средствами: темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма.

Речевые упражнения - это ритмическая декламация стихотворного текста. Ритм, заключенный в словах, фраза ощущается детьми естественно, и «извлекается» без труда – прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато. Базой для речевых упражнений служит фольклор.

Голоса детей могут использоваться подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов: игры голосовым аппаратом: глиссандирование, свист, шипение, кряхтение, цоканье языком;возгласы, игры фонемами: ш, х, ф, у, а; фонемными слогами: фук, фок, синти-бринти, бим-бом, дили-дон и т.д.

Огромный арсенал звуковых средств, с первых же занятий образует активный «инструментальный» словарь ребенка. Подобные игры голосовым аппаратом подготавливают ребенка к пению, точному и выразительному интонированию. Эти звуки с легкостью используются детьми в озвучивании сказок, стихов и в качестве аккомпанемента к движениям. На таких занятиях дети с удовольствием общаются с музыкой и друг с другом, познавая азы музицирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: