Чтобы дать более четкое определение ОБРАЗА, давайте обратимся к этимологии слова.




"Образ" – древне-русское, старославянское, болгарское – лицо, щека; чешское, словацкое, польское – изображение, картина, образ – икона… Отсюда же пошло слово «образование».

На экране:

"Образ"– лицо, щека, изображение, картина, икона... "образование".

(Фасмер М. Этимологический словари русского языка. Москва.Астрель. АСТ. 2009. Т.3, с. 106).

Не случайно Икону на Руси называли «образом». Вспомните, как писались "Жития Святых". В центре Лик Святого, его портретный образ, который обрамлялся, заключался в рамку из картинок (кадров) его жизни. Таким образом, икона, написанная в жанре "Жития Святых" состояла из множества художественных элементов, из символичных переплетений Библейских сюжетов. Такая икона должна была восприниматься как единый образ. Позже такую живопись, вернее ее восприятие, стали называть "симультанным", то есть – одновременно воспринимаемым.

Тем не менее, каждая икона, имела свое Имя, автора и место рождения. Не являясь специалистом в области иконографии, я лишь хочу обратить ваше внимание на то, что обрядовая часть религиозных культов для того, чтобы стать понятной массовым участникам, складывалась из ЗНАКОМЫХ им образов.

И так, что же такое "ОБРАЗ"?

Дадим сначала общее определение. Согласимся на том, что это одна из основных категорий эстетики, которая характеризует способ отображения и преобразования действительности.

Образом также будем называть любое событие или явление, творчески воссозданное автором в произведении.

Обратим внимание и на то, что ОБРАЗ не столько отражает, сколько обобщает действительность. Значит, ОБРАЗЫ, прежде всего, создают новый, вымышленный мир, раскрывая в единичном – вечное. При помощи своей фантазии автор преобразует реальный материал. Используя слова, краски, звуки, художник или режиссер создают единое произведение.

Вот что писал о КИНООБРАЗАХ на заре кинематографа венгерский писатель, драматург и теоретик кино Бела Балаш:

Бела Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. Издательство "Прогресс". Москва. 1968 г. С. 63.

«Кино дало нам возможность почувствовать драматическое напряжение пространства, душу пейзажа, заставив его говорить с нами, ритм движения масс и тайный язык безмолвного бытия».

И дальше, о тварности, сотворенности ОБРАЗА в кино:

"Форму вещам придают угол съемки и ракурс, притом в столь значительной мере, что два изображения одного и того же предмета, поданного под разным углом, часто не похожи одно на другое. В этом специфика кино. Фильм не воспроизводит изображения, а производит их. Здесь решает «способ видения» оператора. Это область его художественного творчества, выражение его индивидуальности, нечто, становящееся зримым лишь при проекции на экран".

Хочу рассказать историю из жизни. Истрию о том, как каждый из нас может творить кинообразы, и вообще образы в реальной жизни, которые, совершенно не обязательно, должны быть записаны на какой-нибудь носитель. Такие образы сохраняются у нас в памяти и начинают жить в нашем сознании в качестве "незапечетленных" ОБРАЗОВ.

9 мая – День победы. В городе Раменское, как и во многих подмосковных городах, это событие отмечают всем городом. И вот, представьте себе, центральную площадь, Вечный огонь, сумерки. Люди ждут фейерверка. Играет торжественная музыка. И вдруг, откуда-то из переулка, выходит колонна. Люди медленно идут к Вечному огню с зажженными свечами. Я стою в отдалении на возвышенности, и мне хорошо видна площадь, заполненная народом. Я вижу, как расступается толпа перед вереницей зажженных свечей, которые светятся красновато-желтым пламенем. И вдруг вся площадь вспыхивает голубыми огоньками. Желто-красная колонна находится в их обрамлении. Это сотовые телефоны зрителей. Они хотят унести с собой образ праздника, образ народной благодарности погибшим во время войны, образ светящейся змеи из пламени... И я наблюдаю, как эти два образа взаимодействуют друг с другом. Как они создают ОБРАЗ Площади с участниками и зрителям, которые в свою очередь тоже становятся участниками величественного действия. И я понимаю, что я тоже становлюсь для кого-то частью более масштабного ОБРАЗА...

Я обычно задаю студентам вопрос, чем будут отличаться видео-фрагменты и фотографии с этих сотовых телефонов. Обычно говорят: ракурсом съемки, масштабом, светопередачей... Но один ответ я запомнила. Молодой человек сказал: "У всех – разные эмоции. Разное дыхание... Руки дрожат по-разному...". Это был самый интересный ответ, который приближает нас к пониманию того, что делает художник, в нашем случае, режиссер, который создает кинообраз.

А сейчас мы вместе с вами посмотрим телепередачу из цикла "От авангарда до видеоарта" Кирилла Разлогова – "Время изображения пришло!". В ней вы увидите, как создавались первые кинообразы, которые потом станут жить и видоизменяться в кинолентах разных лет.

Демонстрация фильм.

Теперь, когда Вы посмотрели фильм и зрительно можете себе представить то, о чем мы с вами говорим, то есть те образы, которые создавали кинематографисты прошлого, давайте подробно остановимся на некоторых, с моей точки зрения, важным моментах.

«Время изображения пришло!... Мы движемся на облачных конях, а если мы вступаем в бой, то это бой с реальностью, чтобы принудить ее стать мечтой…».

Абель Ганс.

Эти слова принадлежат легендарному французскому режиссеру Абелю Гансу, создателю культовых для своего времени фильмов "Колесо" (1920 г.) и "Наполеон" (1927 г.), фрагменты из которых вы только что видели. "Его программная статья "Время изображения пришло!" стала своеобразным манифестом всей культуры ХХ века как культуры изобразительной, в противовес культуры слова", − замечает киновед Кирилл Разлогов. Важное замечание, к которому мы еще не раз будем возвращаться, говоря об особенностях нашей профессии – режиссуре мультимедиа.

Именно Абель Ганс одним из первых начинает работать с приемами монтажа как с киноязыком. Он совмещает короткие и длинные монтажные фразы, создает ритм кинопроизведения повторами и эксцентричными смысловыми акцентами, играет с крупными и дальними планами для получения максимальной эмоциональности повествования, сочетая темп рассказа с ритмическим рисунком изображения. Помните, что по этому поводу замечает Кирилл Разлогов: "Это был уже не гриффитовский повествовательный монтаж, который шел вслед за словесным повествованием, оставляя место рассказчику в кино. Абель Ганс был предвестником и во многом учителем советских авангардистов, в частности самого яркого из них Сергея Эйзенштейна".

И дальше делается очень важное заключение: "Первый французский авангард кинематографистов... стал авангардистским в тот момент, когда достиг своей творческой зрелости, когда он научился рассказывать истории,... работать с монтажом, с кадром, с изображением. И тут стало ясно, что есть что-то еще, что превращает это повествовательное развлечение в... высокое искусство".

А в искусство кино превращала именно та образная система, на которой режиссеры начинали говорить со зрителем. То есть, киноязык, семантической, смысловой единицей которого становился кинообраз.

О том, что такое киноязык в возможном его современном понимании, мы поговорим на следующем занятии.

 

Домашнее задание

1. Посмотреть фильм Огюста и Луи Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" (1896 г.)

2. Посмотреть фильма Абеля Ганса "Колесо" (1920 г.) и "Наполеон" (1927 г.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: