Задание№ 2: Домашнее задание подготовиться контрольной работе.
В античном мире латинское слово «persona» (маска, т.е. личность) имело много аспектов значения и подразумевало человека как совокупность тела, образа, духа, создание неповторимое, единственное.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.
В понятие «личность» включаются такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включен в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застал уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.
Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
|
Личность человека наделена присущими ей чертами и особенностями, образующими ее индивидуальность.
Индивидуальность — это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, свойствах темперамента, привычках, интересах, качествах познавательных процессов и т.д.
Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек формируется, раскрывается и проявляет себя как личность. Ведущую роль в формировании играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся, следующие.
• Макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого взаимодействия на них средств массовой информации, социально политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, роль страны в системе международных отношений и т.д.
• Микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, трудовой коллектив и другие взаимосвязи человека с социальной средой.
• Воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание: семейное, в ДОУ, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное и др.
|
• Деятельность. В процессе деятельности человек овладевает социальным опытом, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки.
• Социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей и, прежде всего общение с другими людьми.
На развитие человека оказывает влияние и искусственная среда обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации.
Формирование личности — это сложный противоречивый процесс, который включает процесс роста, созревания организма, стихийные влияния, целеустремленное, организованное воспитание.
Личность ребенка, его физическое, психическое и социальное развитие начинают формироваться еще в детстве под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель — формирование личности.
Формирование личности идет в процессе социализации — усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий.
|
Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности.
Понятие о темпераменте
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента:
«Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой» (Теплов Б. М., 1985)
Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности.
В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента:
- холерический,
- сангвинический,
- меланхолический
- флегматический.
Физиолог И. П. Павлов на основе своего учения о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделил три свойства системы: силу, уравновешенность, подвижность, которые соответствуют четырем типам темперамента:
1) сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный;
2) холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный;
3) флегматик — сильный, уравновешенный, инертный;
4) меланхолик — слабый, неуравновешенный, медлительный.
Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний.
Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства,
для сангвинического — быстро возникающие, но слабые чувства,
для меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства,
для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства.
Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.
Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.
Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.
Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразнее эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мал: выражает свои чувства.
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого: нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.
Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в рад личных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.
Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.
Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
-Страстность, активность, энергия холерика,
- подвижность, живость и отзывчивость сангвиника,
- глубина и устойчивость чувств меланхолика,
- спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами.
В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности.
Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам».
Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств.
При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.
Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.
Исследования проблем темперамента имеют свою историю. Рассмотрим некоторые основные этапы становления современных представлений о темпераменте.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum — «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов. Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны:
- сангвиник (от лат. sanguis — кровь),
- флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота),
- холерик (от греч. chole — желчь),
- меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).
Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.
В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов.
Этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения.
У человека присутствуют все четыре типа темперамента, но один является доминирующим. Темперамент не может быть хорошим или плохим, он имеет свои преимущества и недостатки. Так, например, люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и утраты интереса. Те, кто отличается меланхолическим темпераментом, медленно входят в процесс работы, но зато у них больше выдержки. Их работоспособность выше в середине и конце работы. В целом производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются только динамики работы в разные периоды. Холерики имеют достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, но при длительной работе у них не хватает выдержки. Флегматики не в состоянии быстро собраться и сконцентрироваться, обладают упорством, добиваются поставленной цели.