Наличие публичной власти и её аппарата
а) гос. власть является политической властью и имеет публичный характер (её назначение – управление обществом),
б) гос. власть осуществляют органы государства, которые образуют государственный аппарат.
Территориальная организация населения и публичной власти
а) гос. власть распространяется на всю территорию страны и ее население.
б) само государство и его органы образованы по территориальному принципу.
Наличие государственного суверенитета
Суверенитет — это свойство государственной власти, выражающееся в ее верховенстве по отношению к другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики.
Таким образом суверенитет имеет две стороны:
- внутреннюю (верховенство власти);
- внешнюю (независимость).
Главное свойство суверенитета: полнота, единство и неделимость.
На одной территории не может быть двух суверенных властей. Гос. суверенитет принадлежит только одному субъекту – государству.
Существуют также национальный суверенитет (право нации на самоопределение) и народный суверенитет (верховенство народа в государстве).
Наличие права
а) государство управляет обществом с помощью права, т.е. путем принятия и применения правовых норм.
б) само государство юридически оформлено правом (в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система гос. органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок их формирования, порядок их деятельности).
Наличие государственной казны
Сущность государства Править
Сущность государства — это то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, то, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является организация политической власти в обществе.
|
Различают два основных подхода к сущности государства:
1. классовый: государство выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти
2. общесоциальный: государство выражает интересы всего общества или значительной его части.
Есть и иные мнения о сущности государства:
Б.А. Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.
Л. Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.
Отдельные ученые говорили, что государство - это разновидность органов управления обществом.
Социальное назначение государства Править
Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.
Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:
• консервативная: вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.
• либеральная: задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).
|
• социал-демократическая: задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).
• коммунистическая: роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.
Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.
Социальное назначение государства раскрывается в его задачах.
Задачи государства на современном этапе:
1. обеспечение самосохранения общества и государства.
2. обеспечение безопасности и укрепление государства.
3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества
4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).
1. Понятие государства. Научная мысль до сих пор не сумела дать исчерпывающее определение государства. Это объясняется тем, что общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов, невозможно в принципе. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства, выявляет у каждого из них большое количество особенностей и специфических черт, что, в свою очередь, порождает множественность дефиниций государства. Приведем несколько известных определений понятия государства. Г.Ф. Шершеневич определял государство как общность людей под одной властью и в пределах одной территории.[1] С ним соглашался Е.Н. Трубецкой, полагавший, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории».[2] Более развернутое определение государства можно обнаружить у И.А. Ильина, по мнению которого государство – это «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».[3] Австрийский правовед Л. Гумплович определял государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».[4] Другой австрийский юрист Г. Кельзен полагал, что государство не что иное, как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории.[5] Эти ученые рассматривали государство с точки зрения социологии и юриспруденции. Наряду с приведенными дефинициями, в учении о государстве предпринимались попытки дать ему определение с точки зрения психологии, истории, теологии и т.д. Отдельно следует сказать о марксизме, который привнес в представления о государстве классовый подход. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин считали государство политической организацией господствующего класса, которым является сословие собственников основных средств производства. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».[6] Марксизм первостепенное значение придает насильственной стороне государственной власти – диктатуре класса. Общественная практика доказала, что марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства истинно лишь на определенном, ограниченном во времени историческом этапе. Это, впрочем, не делает правомерным отрицание всякой, даже общетеоретической полезности марксизма. Итак, для глубокого познания государства все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического изучения и использования понятия государства целесообразно его единое понимание, хотя в самом определении мы не исключаем различные вариации. Все вышесказанное позволяет дать следующее, консолидированное определение государства. Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть и придающая праву общеобязательное значение. 2. Признаки государства. Несмотря на специфичность и неповторимость каждого государства, создающие трудность его однозначной оценки, представляется возможным выделить набор универсальных признаков или свойств, присущих любому государству. Определение таких признаков имеет большое практическое значение вследствие того, что именно они позволяют обособить государство от других форм самоорганизации общества (религиозных организаций, политических партий и т.д.). Исследователи по-разному подходят к характеристике признаков государства, поэтому попробуем отметить наиболее важные из них, не подлежащие какому-либо сомнению. 1.Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных, если государство – монархия, или граждан, если государство – республика. Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства.[7] К территории государства относится суша в пределах границ государства; все внутренние водоемы; территориальные воды; континентальный шельф; недра; атмосфера над сухопутной и водной территорией; объекты, принадлежащие государству, но находящиеся за его пределами (посольства, научно-исследовательские станции, военные базы, морские и воздушные суда, космические корабли, трубопроводы, подводные кабели связи и т.д.). От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам. 2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.[8] Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональной группе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения – государственный аппарат. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.[9] Государственный аппарат сам по себе существовать не может. Его функционирование обеспечивается системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Следовательно, налогообложение – важная составная часть публичной (государственной) власти. 3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости. Верховенство государственной власти внутри страны означает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, правоохранительные органы и др.). Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела. 4. Правовая система. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Наряду с основными признаками, каждое государство имеет еще дополнительные признаки. Среди них обычно называют государственный язык, культуру, денежную единицу государства, а также его атрибуты или символы – герб, флаг, гимн. Государственный язык, культуру определяют как дополнительные признаки вследствие их значительной интеграции. Денежная единица многих государств также утратила свои национально-государственные корни и стала международным расчетным средством, например, доллар, евро. Внешние символы государства нельзя назвать основными признаками государства из-за их некой искусственности, ориентированности на психику человека. Кроме того, символы государства сравнительно молоды – их история значительно моложе истории государства, насчитывающей уже более пяти тысячелетий.
|
1) источники Российского права
Источники конституционного права Российской Федерации (с юридической стороны) показывают ту форму выражения предписаний, в которой они доносятся до общества. Понятие указывает, куда следует посмотреть, чтобы найти нужное правило поведения, как применять его, в каких ситуациях руководствоваться им и прочее. Таким образом, источники российского конституционного права являют собой "официальное хранилище носителей существующих норм". Они представляют собой внешнюю, официальную форму выражения норм, прием документальной формальной фиксации властью объективного права и гарантий его обеспечения.
Самые распространенные источники российского права – нормативные акты. У этих документов есть свои отличительные черты. Так, нормативные акты – это:
1. Акты, которые исходят от государственной власти и ею сформулированы.
2. Документы, которые принимаются должностными лицами (органами публичной власти) в рамках их компетенции.
3. Акты, которые изменяются и утверждаются в соответствии со специальной правотворческой процедурой принятия, опубликования и вступления в действие.
4. Документы, имеющие письменную форму (писаное право) и подлежащие официальному опубликованию в соответствующих изданиях.
5. Акты, которые находятся в иерархической подчиненности между собой.
Несомненным приоритетом во всей структуре нормативных документов обладает Конституция страны. Она наделена статусом "Основного Закона".
Учитывая существующее многообразие, источники российского права могут быть разделены на определенные категории. При этом классификация норм может осуществляться по-разному.
Так, источники российского права разделяются на несколько групп в соответствии с субъектом правотворческой деятельности и юридической силой. К этим категориям относят: декларации, законы, конституции, нормативные акты исполнительных органов и главы страны, акты органов по конституционному контролю, положения, принятые органами местного управления, парламентские регламенты.
В соответствии с территорией действия источники российского права разделены на:
1. Акты, которые действуют по всей стране.
2. Положения, сила которых распространяется только на территорию определенного субъекта (края, города федерального уровня, области).
3. Акты, действующие в пределах конкретного муниципального формирования (района, города, прочего населенного пункта).
В качестве главного источника права в России выступает Конституция. Основной Закон наделен наивысшей юридической силой. При этом следует отметить, что Конституция для конституционного права является не только источником, но и непосредственным кодифицированным законом отрасли. Другими словами, для этой сферы Основной Закон обладает, кроме прочего, тем же значением, что и Гражданский кодекс для сферы гражданских отношений, Уголовный кодекс – для области уголовно-процессуальных отношений и так далее.
Конституция считается источником конституционного права в полном объеме. Другими словами, абсолютно все статьи и предписания целиком формулируют нормы рассматриваемой отрасли. В связи с этим Конституция характеризуется специалистами как "безусловный источник действующего конституционного права", в отличие от подзаконных актов, федеральных законов и прочих документов, выступающих в качестве источников только при условии наличия в них содержания конституционно-правового характера.
Таким образом, Основной Закон обусловливает самоопределение соответствующей юридической отрасли как автономной во всей системе. Вместе с этим отрасли конституционного права придается ведущее значение во всей системе, а Конституция возглавляет всю систему правовых источников.
________________________________________________________________________________
Виды источников (форм) В правовой науке можно найти много подходов к выделению видов рассматриваемого в статье явления. Но, как показывает практика, существует единый, классический взгляд на видовое разделение. Согласно ему, к источникам (формам) права относятся такие документы и понятия: Нормативно-правовой акт. Правовой прецедент. Правовой обычай. Нормативные договоры. Наука (теории, доктрины, идеи и т. д.). В перечне даны основные формы (источники) права, существующие на сегодняшний день в мире. Конечно, далеко не все они используются в Российской Федерации, о чем будет упомянуто далее в статье. Особенности нормативного акта Источники права (формы права) - это официальные документы или же акты. Во многих государствах они являются основными. Нормативный акт хорош тем, что его положения записываются в официальных документах, а не остаются в памяти людей. Таким образом, он не только является эффективным, но и простым в использовании. Как правило, нормативный акт представляет собой документ официального характера, выпущенный в письменной форме. Основными преимуществами данного источника (формы) права являются следующие факторы: Посредством него можно влиять на общественные отношения максимально оперативно и полно. Реализация норм возможна благодаря методам принуждения. Для использования положений нормативных актов можно задействовать конкретных субъектов, которыми являются органы государственной власти. На всей территории использования нормативный акт понимается одинаково. Следует также отметить, что источники и формы российского права в большей части основываются на нормативном акте. Он является ключевым в данной системе. Прецедент Формы (источники) права России не содержат в своей структуре прецедент. Иными словами, он не признается на территории нашего государства. Однако в странах англосаксонской правовой семьи данный источник не только существует, но и активно применяется на практике. Кроме того, он является более актуальным, нежели нормативный акт. По сути, прецедент – это решение официального органа по какому-либо делу, которое становится общим, эталонным для всех последующих рассмотрений аналогичных ситуаций. Данный источник является наиболее древним из всех существующих. Потому что прецедент был разработан и широко использовался в государствах древнего мира. Современный вид источника появился в Англии XII века. Прецеденту присущи некоторые особенности: Множественность. Свидетельствует о том, что породить такой источник могут органы, выдающие официальные решения. Казуистичность – это особенность, которая говорит о конкретике прецедента. То есть он появляется и используется в конкретных, точечных случаях. Гибкость. Иными словами, для решения одного дела существует несколько путей развития событий. Таким образом, прецедент – это достаточно эффективный источник (форма) права. Однако его использование возможно лишь в некоторых государствах, правовая система которых отличается своими особенностями. Обычай правового характера Источники права (формы права) развились в большей части из обычаев, которые существовали еще до создания упомянутого в статье регулятора общественных отношений. Они представляют собой правило поведения, которое является неписанным. Правовой обычай появляется вследствие применения определенных норм в течение большого количества времени. При этом такой источник должен быть признан государством. Иначе его использование не будет иметь официального характера. Существует ряд особенностей, которыми обычаи характеризуются, например: Он должен существовать продолжительное количество времени. Применение обычая должно войти в привычку людей и не вызывать каких-либо вопросов. Иными словами, данное правило становится общепринятым. Обычай в подавляющем количестве случаев – это устный источник права. Его нигде не записывают. Он существует в сознании людей, применяющих его постоянно. Как правило, все без исключения обычаи существуют на определённой территории. Это говорит об их локальном характере. Если не брать во внимание особенности правовой системы Российской Федерации, то указанный источник в большинстве случаев неотделим от религиозных норм. Таким образом, обычай является эффективным локальным источником и формой выражения юридических норм. На сегодняшний день он активно используется в международной отрасли права. Нормативные договора Соглашения нормативного содержания наравне с иными представленными категориями являются источником права. Но его не следует путать с обычным гражданским договором. В его составе обязательно должна использовать норма, которая вменяется в обязанности определенному числу конкретных лиц. Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что нормативный договор – это акт волеизъявления отдельных участников, направленный на установление и создание определенного юридического режима. Он используется в большинстве сран сегодня. Формы (источники права) Российской Федерации также содержат в своем составе нормативные договора. В РФ он используется для решения внутригосударственных вопросов. Наука юридического характера Наиболее распространенным и действительно общим источником права является наука. Именно теоретические разработки в этой сфере позволяет идти в ногу со временем и поддерживать регулятор общественных отношений в должном виде. На сегодняшний день юридическая наука активно развивается практически во всех странах. Её проявлением являются доктрины, теории и идеи.
3) Форма Государства понятия и элементы
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
Элементами формы государства являются:
1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.