Памятка для родителей по развитию памяти у детей.
Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению – запоминанию, хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Помогайте своим детям развивать память.
1. Помните, память ребенка - это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.
2. Способствуйте детскому экспериментированию, исследованию школьником объектов, в ходе которого у него появляются интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение, сомнение), способствующие возникновению интереса.
3. Не перегружайте ребенка излишне эмоционально окрашенным материалом (например, после просмотра спектакля ребенок вспоминает лишь 1-2 реплики, что свидетельствует не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке).
4. Организовывайте режим дня ребенка. Это поможет ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Организация жизни ребенка, таким образом, является важнейшим средством развития непроизвольного внимания и памяти.
5. Побуждайте ребенка к сознательному воспроизведению его опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности путем постановки цели "Вспомни".
6. Развивайте произвольное запоминание. Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен и школьник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запомнить.
7. Не злоупотребляйте механическим заучиванием стихов, не заставляйте ребенка заучивать неимоверное количество четверостиший. Склоняйтесь к заданиям на содержательный пересказ текста.
|
8. Развивайте волю школьника, мышление, внимание, воображение, что создает благоприятную ситуацию развития образной, словесно-логической памяти.
9. Играйте с ребёнком в разные игры.
Для формирования произвольной памяти необходимо выполнять творческие задания и упражнения, где ставится целью: учить подмечать закономерности, сходство и различие, учиться логически рассуждать, обобщать, классифицировать.
Примеры упражнений.
1. Даны геометрические фигуры. Инструкция ребенку:
«Посмотри на рисунки и постарайся запомнить» (не более двух минут).
1) ребёнок рисует по памяти.
2) расскажи, как ты запомнил.
2. Упражнение «Что случилось?»
Взрослый на стол выкладывает четыре игрушки (например: зайчик, медведь, корова, рыбка) и даёт задание: «Назови игрушки в той последовательности, в которой они сейчас находятся, и постарайся их запомнить».
После этого взрослый предлагает закрыть глаза и в это время осуществляет перестановку двух игрушек. Затем просит открыть глаза и сказать, что случилось.
Постепенно увеличиваем количество игрушек и число их перестановок. Очень хорошим считается результат воспроизведения 9-10 игрушек.Можно играть с обычными бытовыми предметами.
3. Для ребят постарше. «Внимательно прослушай перечень слов и постарайся запомнить слова среднего рода».
Перечень слов зачитывается монотонно с интервалом в 5 секунд.
шкаф, село, голова, тетрадь, машина, сабля, ручка, заяц, молоко, шум, лев, лампа, дыня.
«Запиши все услышанные слова и зачеркни из них слова среднего рода».
|
Вот некоторые слова, предназначенные для запоминания в 1-2 классах: надо, можно, много, мало, весело, хорошо, плохо, мальчик, девочка, хлеб, сад, собака, большой, дорогой (для 1 класса); здравствуй, пожалуйста, медведь, заяц, корова, молоко (для 2 класса).
Запомнить, как пишется слово «собака» можно с помощью забавной ассоциативной картинки, собака несёт в зубах бублик, который напоминает по очертаниям букву «О».
4. Ассоциации.
Взрослый медленно читает пары слов.
Ребенок внимательно слушает, запоминает. Затем взрослый зачитывает только первые слова из пар, а вторые ребенок записывает по памяти.
1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.
2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.
5. Развитие и укрепление зрительного воображения.
Закройте глаза и представьте соответствующие картинки:
1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Миндальное печенье в коробке
4. Молния в темноте
5. Пятно на вашей любимой одежде
6. Бриллиант, сверкающий на солнце
7. Крик ужаса в ночи
А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 6 образов, упражнение выполнено успешно.
6. Тренировка памяти восприятия информации на слух.
Взрослый читает ребенку десять произвольных слов. Например: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок. Необходимо воспроизвести слова именно в том порядке, в котором они были зачитаны.
7. Для помощи в быту.
Перед тем, как пойти в магазин за продуктами - запишите их на листочке. Несколько раз прочитайте (вслух или про себя) и идите в магазин, оставив нужный список продуктов дома. Так изо дня в день, обычные походы по магазинам помогут Вам тренировать свою память, практически не прикладывая усилий.