Философское представление о материи




Понятие материи. Философское и естественно-научное представление о материи. Проблема самоорганизации материальных систем. Синергетика. Глобальный эволюционизм в картине мира.

Понятие материи занимает особое место в системе научной философии,научного знания вообще. Оно выражает наше понимание сущности окружающего мира и имеет, следовательно, предельный характер, выступает в качестве последнего объяснительного понятия науки, не выводимого из каких-либо других более широких и общих понятий. Хотелось бы еще отметить и то, что диалектический материализм считает важнейшей задачей познания раскрытие всеобщих атрибутов материи и законов ее бытия, форм проявления этих законов в развитии общества и человеческого познания. Понятие материи играет важную роль непосредственно и в познании мира. Сущность реального мира, есть нечто всеобщее, универсальное, содержащееся во всем многообразии вещей и явлений реального мира. А раз это нечто всеобщее, следовательно, оно представляет собой некое единство и общность, лежащую в основе этого многообразия. И что же может претендовать на эту роль, на роль того, этого универсального, что охватывает все и «растворяется» во всем? Безусловно, оно должно обладать некими качествами и признаками, по которому его можно было бы определить, и которые несомненно должно присутствовать всем вещам объективного мира. Это признак, обладающий абсолютной количественной и качественной всеобщностью. Интересно то, что ни одно из свойств, обнаруженных частными науками, не обладают подобной всеобщностью. А значит, лишь философское мышление, опирающееся на эмпирическую базу частных наук может обнаружить искомую общность вещей. Понятие материи – ответ на вопрос о глубинной сущности мира, его «первоначале» или первооснове. Мир с позиций научного материализма, - это материя в ее бесконечных проявлениях. Понятие материи возникает прежде всего с двумя потребностями: с потребностью познания мира, и конечно же практической деятельностью. Не имея научного объяснительного понятия о сущности мира, человек не способен решить вопрос о своей сущности, о своем месте в этом мире. Бесконечный процесс познания и практическая деятельность неминуемо ставят его перед вопросом о «первооснове» мира. Итак, понятие материи имеет глубокий смысл, который не теряет, и не может потерять своей актуальности. Оно выражает сущность диалектико-материалистической концепции мира и подлежит дальнейшему существенному развитию.

Философское представление о материи

Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Такой подход к определению материи может быть назван субстанциальным, ибо его суть составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалес из Милета (начало и середина VI в. до н.э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы - философ Аваксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, или сгущения (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества – земля, камни и т.д. – есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в непрестанном движении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не воспринимали, когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. Это значит, - учит Анаксимен, что все вещи суть модификации воздуха, и следовательно, воздух есть всеобщий субстрат вещей. Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита - это и образ вечного движения. "Этот космос, - доказывал он, - один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим". Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита (IV в. до н.э.). Материя отождествлялась ими с бесструктурными атомами (атом в переводе с греческого означает "неделимый"). По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа состоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы совершенно не видимы, - замечал Демокрит, но, однако, они могут быть вполне видимыми в умственном смысле. Жизнь, с точки зрения Демокрита, - это соединение атомов, смерть - их разложение. Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться, - учил Демокрит. Взгляд на материю как на бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений, сохранялся в различных школах философского материализма вплоть до начала ХХ века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов XVIII века, и для Л. Фейербаха. Интересно, что и Ф. Энгельс, основываясь на позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя лишь в виде конкретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной первоматерии, не изменяемой формы всех форм. Наиболее глубокие революционные изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. Они были столь фундаментальны, что породили не только кризис физики, но очень серьезно затронули и ее философские основания. К числу важнейших открытий, подорвавших основы механической картины мира, относились, в частности, обнаружение рентгеновских лучей (1895 г.), радиоактивности урана (1896 г., А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская-Кюри), электрона (1897 г., Д. Томсон). К 1903 г., отметим, были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности: получило определенное обоснование ее объяснение как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: