Подпрограмма дополнительного образования
Для детей 3-6 лет
"Безопасность для малышей"
Автор: воспитатель
Иванова Н.А.
Чита- 2013 г.
Содержание
Введение......................................................................................................... …......3
1.Пояснительная записка..........................................................................................5
2.Тематическое планирование.................................................................................9
3. Ожидаемый результат.........................................................................................11
4. Мониторинг..........................................................................................................12
5. Библиография.......................................................................................................13
6. Приложение 1 ……………………………………………………………..........14
7. Приложение 2 ………………………………………………………………......18
Введение
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила нужно разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Цель программы:
Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях.
|
Задачи программы:
1.Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
2. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.
3.Познакомить детей с правилами дорожного движения.
4. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.
5. Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице.
6. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
Формы работы:
-Познавательные беседы;
-Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
-Наблюдения;
-Экскурсии;
-Дидактические игры;
-Викторина;
-Рассматривание иллюстраций,
-Чтение художественной литературы;
Предварительная работа:
1. Работа с дидактическим материалом: «Азбука безопасности дома.”
“Азбука безопасного поведения на природе.”
2.Цикл бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста.
3.Видеоуроки.
Методы реализации программы:
-Занятия;
-Беседы;
-Наблюдения;
-Игры;
-Викторины;
-Рассматривание иллюстраций,
-Чтение художественной литературы;
Формы реализации программы:
-Групповые занятия.
-Фронтальные занятия
Принципы реализации программы:
- Научность
- Доступность
- Природосообразность
- Комплексный подход
-Системность.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Безопасность для малышей» является составляющим реабилитационной программы «Раз ступенька, два ступенька», необходимость создания этой программы возникла в том, что невозможно передать детям весь объем знаний, рекомендованных основной программой. Закрепление и углубление знаний осуществляется на дополнительных занятиях, в беседах, которые проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
|
В дошкольной группе обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Дети, лишившиеся родительского попечения, растущие без родительской любви и заботы, являются наиболее уязвимой категорией детей, которые могут оказаться в ситуации опасной для их жизни и здоровья.
Это послужило основанием для разработки программы «Безопасность для малышей».
|
Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми:
Прилагаются примерные конспекты занятий. Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры –драматизации, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.
Программа состоит из разделов:
1. «Здоровье ребенка».
2. «Ребенок на прогулке».
3. «Ребенок на улице города. ПДД».
4. «Ребенок дома».
5. «.Ребенок и другие люди».
6. «Пожарная безопасность».
Каждый раздел предполагает решение определенной задачи:
Таблица1- Разделы программы их задачи
Тема раздела | Задача раздела |
Здоровье ребёнка | Приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих. |
Ребёнок на прогулке | Познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни человека. |
Ребёнок на улице | Познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах. |
Ребёнок дома | Познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта. |
Ребёнок и другие люди | Познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми. |
Пожарная безопасность | Помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. |
2 Тематическое планирование
Таблица 2- Тематический план
Здоровье ребёнка Цель: приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих. | ||||||||||||||||
Тема | Часы | |||||||||||||||
Предметы личной гигиены | ||||||||||||||||
Беседа "Осторожно, грипп!" | ||||||||||||||||
Откуда берутся болезни. | ||||||||||||||||
Как беречь здоровье | ||||||||||||||||
Нас излечит, исцелит добрый Доктор Айболит | ||||||||||||||||
.Береги здоровье смолоду | ||||||||||||||||
Ребёнок на прогулке. Цель:познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни человека. | ||||||||||||||||
Тема | Часы | |||||||||||||||
Беседа "На прогулку мы идем" | ||||||||||||||||
2. | Умеешь ли ты обращаться с животными | |||||||||||||||
3. | Кошки и собаки - наши друзья | |||||||||||||||
4. | Зимние каникулы | |||||||||||||||
5. | Ядовитые грибы и ягоды | |||||||||||||||
6. | Беседа " Как песок может стать опасным" | |||||||||||||||
Ребёнок на улице города. ПДД Цель:познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах, с правилами дорожного движения. | ||||||||||||||||
Тема | Часы | |||||||||||||||
1. | Наш город | |||||||||||||||
2. | Знакомство с правилами дорожного движения | |||||||||||||||
3. | По дороге в детский сад | |||||||||||||||
4. | Пешеход переходит улицу | |||||||||||||||
5. | О безопасности на дорогах | |||||||||||||||
6. | О правилах кошке расскажем немножко | |||||||||||||||
Ребёнок дома Цель:познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта. | ||||||||||||||||
Тема | Часы | |||||||||||||||
1. | Опасые предметы | |||||||||||||||
2. | Безопасный дом | |||||||||||||||
3. | Каждому опасному предмету свое место. | |||||||||||||||
4. | Беседа «Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой» | |||||||||||||||
5. | Беседа "Электроприборы" | |||||||||||||||
6. | О правилах пользования электроприборами | |||||||||||||||
«Ребенок и другие люди» Цель:познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми. | ||||||||||||||||
Тема | Часы | |||||||||||||||
Не открывай чужому дверь | ||||||||||||||||
2. | Если чужой приходит в дом | |||||||||||||||
3. | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице | |||||||||||||||
4. | Что делать, если ты потерялся | |||||||||||||||
5. | Внешность человека может быть обманчива | |||||||||||||||
6. | Ребенок и его старшие приятели | |||||||||||||||
Пожарная безопасность Цель: помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. | ||||||||||||||||
Тема | Часы | |||||||||||||||
1. | Огонь – друг или враг. | |||||||||||||||
2. | Как Зайка тушил пожар | |||||||||||||||
3. | Юный пожарный | |||||||||||||||
4. | Спички детям не игрушки | |||||||||||||||
5. | Беседа "Эта спичка невеличка" | |||||||||||||||
6. | Викторина "Пожарным можешь ты не быть" | |||||||||||||||
Всего часов по программе | ||||||||||||||||
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у детей формируются такие понятия как:
1.Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.
2.Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.
3.Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.
4.Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.
5. Знает правила пожарной безопасности.
6.Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
7.Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
8.Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.
Мониторинг
Педагогическая оценка усвоения знаний программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений воспитателя за дошкольниками и результатов их практической деятельности во время занятий.
Критерии педагогической оценки:
1. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепит
2. Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.
3. Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге
4. Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций.
5. Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
6. Знает правила пожарной безопасности.
Количественная оценка результатов обследования:
Нет знаний — 0 баллов
Поверхностные знания — 1 балл
Имеет знания — 2 балла
Библиография
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность»- С-Пб: «Детство-пресс», 2008.
2. Авдеева Н.К, Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - СПб: Детство-ПРЕСС, 2005 - 144 с.
3Ананьева. В.А., «Основы безопасности дошкольника» - С-Пб: «Детство-пресс», 2008.
4. Грезина О. Ю., Пятаева С. А., «Работа с детьми в дошкольных учреждения по обучению правилам дорожного движения»: метод, разраб. / сост.. – Волгоград: «Перемена», 2009. - 48 с. - ISBN 5-88234-292.
5.Зайцев, Г. К., Уроки Мойдодыра: учеб. пособие по валеологии для детей 5-8 лет. - М.: «Детство-ПРЕСС», 1999. - 32 с. - ISBN 5-89814-008-5; ISBN 13: 978-5-8914-008-5.
6. Кузьмина М. В., Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни // Педсовет. - 2007. - № 4.
7. Осипенко Л. С., Друзья здоровья // Педсовет. - 2007. - № 4.
8. Поляков В. В., Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для 1 кл. - М: «Дрофа»; ДиК, 2007. - 80 с: ил. - ISBN 5-7107-0846-1.
9. Салова С. В., Познакомьтесь с Гигиеной! // Педсовет. - 2007. -№2.
10. Статмэн П., Безопасность вашего ребенка / пер. с англ. -СПб.: «Респекс, Дельта, Кристалл,» 2007. - 384 с.
Приложение
Приложение 1 - Краткое содержание занятий
I. Здоровье ребёнка
1.Способствовать формированию потребности у ребенка быть здоровым. Закрепить представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением. Воспитывать культурно- гигиенические навыки.
2.Учить заботиться о своем здоровье; познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса.
3.Формирование представления о здоровье, болезнях, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей
4. Формировать представление о профессии врача; сообщить детям элементарные сведения о лекарствах; дать представление о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно; сформировать представление о главной ценности жизни –здоровье.
5.С общить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь.
6. Развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно-важным органам: ушам и глазам; воспитывать бережное отношение к себе и к другим.
II. Ребёнок на прогулке.
1. Рассказать о безопасности на прогулке, какие опасности поджидают нас на прогулке.
2.Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.
3. Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными; воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним.
4. Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными
5.Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя
6.Рассказать детям об играх с песком, предупредить их, что играть с ним не безопасно.