Требования к тренингу
Принципы тренинга, положения и правила.
1.1. Принцип создания среды:
1.1.1. Системная детерминация(обусловленность), т.е. всё должно быть направлено на тему тренинга.
1.1.2. Реалистичность – т.е. всё нужно привязывать к реальным ситуациям.
1.1.3. Избыточность, т.е. должно быть в запасе много методов на случай, если какие-то не будут работать.
1.2. Принцип поведения участников:
1.2.1. Активность.
1.2.2. Творческая позиция (поэкспериментировать со своим поведением участникам)
1.2.3. Субъект - субъектного общения (все являются субъектами, а объект – предмет обсуждения).
1.2.4. Правдивость и искренность, принцип «здесь и теперь».
1.2.5. Объективация поведения, т.е. уметь посмотреть на себя объективным взглядом.
1.3. Организационные принципы:
1.3.1. Физическая закрытость, т.е. если участник пропустил полдня тренинга, в эту группу он уже не допускается.
1.3.2. Комплектования группы, т.е. интеллектуальный уровень и мотивация д.б. одинаковыми, а остальное (возраст, пол, образование, опыт деятельности м.б. различаться.
1.3.3. Пространственно-временная организация, т.е. д.б. оптимальное количество времени на обучение(и количество часов в день и количество дней). В основном это 2-3 дня по 8 часов.
1.4. Этические принципы:
1.4.1. Конфиденциальность.
1.4.2. Соответствие содержания тренинга заявленным целям.
1.4.3. Психологическая безопасность.
На основании принципов тренинга проговариваются правила работы в группе.
Методические требования.
2.1. Техники предоставления информации:
2.1.1. Короткие лекции в течение занятия.
2.1.2. Видео-лекции.
2.1.3. Иллюстрации.
2.1.4. Систематизированные обзоры.
2.1.5. Дискуссии, групповые дискуссии (самые распространенные).
|
Основная цель – осознание и передача информации.
Основные требования:
- новизна информации. Критерии новизны: степень доступности информации для конкретной группы; степень авторизованности (авторства);
- предоставление информации в разных модальностях, т.е. информация д.б. в образной, юмористической и метафорической форме. Должны присутствовать пословицы, поговорки, притчи и т.п.
- адресное предоставление информации с учётом потребностей группы в целом и отдельных её участников.
2.2. Имитационные техники, тренировка в безопасных условиях:
2.2.1. Ролевые игры.
2.2.2. Мозговой штурм. Самые распространённые.
2.2.3. Психогимнастика.
2.2.4. Деловые игры.
2.2.5. Элементы психодрамы и социодрамы.
2.2.6. Медитация.
2.3. Техники создания реальной среды. Основная функция – создание реальной среды действий с реальными рисками.
Правила и принципы проведения тренинга
1. «Здесь и сейчас» - обсуждать только то, что происходит в настоящее время, сейчас на занятии.
2. Предоставление информации о своих чувствах и о своих мыслях, которые вызывает у участника ситуация или поведение другого человека.
3. Позитивное отношение к каждой ситуации.
4. Активность – готовность принимать активное участие в тренинге.
5. Конфиденциальность – поведенческие проявления участников не обсуждаются вне группы, а только в виде обратной связи на тренинге.
6. Искренность – говорить только то, что на самом деле думаешь, чувствуешь и осознаешь.
Правил может быть и больше, но это основные.
Структура тренинга. Деятельность тренера на разных этапах. (Г.В. Сорокоумова)
|
Этап – создание работоспособности
1.1. Подбор группы. Или подбираем сами или группа уже сформирована. Оптимальное количество – 12 человек, т.к. можно делить на равные большие и малые группы и участников не так много, что бы не всем уделить внимание.
1.2. Процедура знакомства.
1.3. Обсуждение организационных моментов.
1.3.1. Сообщение целей тренинга.
1.3.2. Обсуждение правил работы в группе. Правило «Конфиденциальность», т.е. поведенческие проявления участников не обсуждаются вне группы, а только в виде обратной связи на тренинге - не подлежит обсуждению и должно присутствовать обязательно. Обычно правила просто озвучиваются группе в целях экономии времени.
1.3.3. Ожидания и опасения. Ожидания можно проговорить вслух каждому, а опасения лучше предложить записать для себя без озвучивания.
Пункты 1.1. – 1.3. основные на 1 Этапе и должны присутствовать обязательно.
1.4. Психогимнастические упражнения на создание работоспособности.
На этом этапе необходимо создать такую атмосферу, которая позволила бы каждому участнику преодолеть напряжение и неопределённость; уточнить цели работы, правила поведения в группе, задачи и пр.
Задачи тренера на 1Этапе:
а) диагностика группы в целом и каждого участника в отдельности (мотивация, закрытость, эмоциональное состояние, акцентуация, т.е. потребность в привлечении внимания к себе.);
б) акцентирование профессиональной значимости поставленных перед тренингом целей и сочетание их с личностными целями каждого участника;
в) создание благоприятных возможностей для активности всех участников группы;
|
г) проведение первых совместных действий.
Этап – ориентация
Этот этап предназначен для уточнения и конкретизации каждым участником своих индивидуальных целей.
Задачи тренера на 2 Этапе:
а) создать условия для самостоятельного обнаружения каждым участником своих личностных ресурсов. Каждый участник должен определить, над чем будет работать в тренинге лично он сам.
б) вывести на цели тренинга в результате игры, т.е. в конце этого этапа каждый участник должен иметь представление, над чем ему предстоит работать.
На этом этапе используется ролевая игра или групповая дискуссия.
Алгоритм ролевой игры на стр. 5
На этом этапе обычно проявляется 2 эффекта:
а) активизация психологических защит участников группы;
проявляются в виде:
- объяснения своего поведения
- агрессия на метод
- агрессия на тренера, обвинение в некомпетентности
- демонстрация отстранённости и незаинтересованности
- защита других участников (своих сотрудников, друзей и пр.)
б) снижение критичности и желание получить простые рецепты решения своих проблем. Т.е. появляются вопросы вроде «как правильно надо делать», что вредит творческой активности и экспериментам в поведении.
Результатом 2 Этапа должно быть:
1. Изменение мотивации. Понимание, что никто не совершенен и есть, над чем работать.
2. Конкретизация и индивидуализация целей.
3. Структурирование группы.
Каждый участник должен понимать свои сильные стороны и то, над чем необходимо работать. Можно прежложить записать это для более точной формулировки.