Этап – создание работоспособности




Требования к тренингу

Принципы тренинга, положения и правила.

 

1.1. Принцип создания среды:

1.1.1. Системная детерминация(обусловленность), т.е. всё должно быть направлено на тему тренинга.

1.1.2. Реалистичность – т.е. всё нужно привязывать к реальным ситуациям.

1.1.3. Избыточность, т.е. должно быть в запасе много методов на случай, если какие-то не будут работать.

1.2. Принцип поведения участников:

1.2.1. Активность.

1.2.2. Творческая позиция (поэкспериментировать со своим поведением участникам)

1.2.3. Субъект - субъектного общения (все являются субъектами, а объект – предмет обсуждения).

1.2.4. Правдивость и искренность, принцип «здесь и теперь».

1.2.5. Объективация поведения, т.е. уметь посмотреть на себя объективным взглядом.

1.3. Организационные принципы:

1.3.1. Физическая закрытость, т.е. если участник пропустил полдня тренинга, в эту группу он уже не допускается.

1.3.2. Комплектования группы, т.е. интеллектуальный уровень и мотивация д.б. одинаковыми, а остальное (возраст, пол, образование, опыт деятельности м.б. различаться.

1.3.3. Пространственно-временная организация, т.е. д.б. оптимальное количество времени на обучение(и количество часов в день и количество дней). В основном это 2-3 дня по 8 часов.

1.4. Этические принципы:

1.4.1. Конфиденциальность.

1.4.2. Соответствие содержания тренинга заявленным целям.

1.4.3. Психологическая безопасность.

На основании принципов тренинга проговариваются правила работы в группе.

Методические требования.

2.1. Техники предоставления информации:

2.1.1. Короткие лекции в течение занятия.

2.1.2. Видео-лекции.

2.1.3. Иллюстрации.

2.1.4. Систематизированные обзоры.

2.1.5. Дискуссии, групповые дискуссии (самые распространенные).

Основная цель – осознание и передача информации.

Основные требования:

- новизна информации. Критерии новизны: степень доступности информации для конкретной группы; степень авторизованности (авторства);

- предоставление информации в разных модальностях, т.е. информация д.б. в образной, юмористической и метафорической форме. Должны присутствовать пословицы, поговорки, притчи и т.п.

- адресное предоставление информации с учётом потребностей группы в целом и отдельных её участников.

 

2.2. Имитационные техники, тренировка в безопасных условиях:

2.2.1. Ролевые игры.

2.2.2. Мозговой штурм. Самые распространённые.

2.2.3. Психогимнастика.

2.2.4. Деловые игры.

2.2.5. Элементы психодрамы и социодрамы.

2.2.6. Медитация.

 

2.3. Техники создания реальной среды. Основная функция – создание реальной среды действий с реальными рисками.

Правила и принципы проведения тренинга

1. «Здесь и сейчас» - обсуждать только то, что происходит в настоящее время, сейчас на занятии.

2. Предоставление информации о своих чувствах и о своих мыслях, которые вызывает у участника ситуация или поведение другого человека.

3. Позитивное отношение к каждой ситуации.

4. Активность – готовность принимать активное участие в тренинге.

5. Конфиденциальность – поведенческие проявления участников не обсуждаются вне группы, а только в виде обратной связи на тренинге.

6. Искренность – говорить только то, что на самом деле думаешь, чувствуешь и осознаешь.

Правил может быть и больше, но это основные.

Структура тренинга. Деятельность тренера на разных этапах. (Г.В. Сорокоумова)

 

Этап – создание работоспособности

1.1. Подбор группы. Или подбираем сами или группа уже сформирована. Оптимальное количество – 12 человек, т.к. можно делить на равные большие и малые группы и участников не так много, что бы не всем уделить внимание.

1.2. Процедура знакомства.

1.3. Обсуждение организационных моментов.

1.3.1. Сообщение целей тренинга.

1.3.2. Обсуждение правил работы в группе. Правило «Конфиденциальность», т.е. поведенческие проявления участников не обсуждаются вне группы, а только в виде обратной связи на тренинге - не подлежит обсуждению и должно присутствовать обязательно. Обычно правила просто озвучиваются группе в целях экономии времени.

1.3.3. Ожидания и опасения. Ожидания можно проговорить вслух каждому, а опасения лучше предложить записать для себя без озвучивания.

Пункты 1.1. – 1.3. основные на 1 Этапе и должны присутствовать обязательно.

1.4. Психогимнастические упражнения на создание работоспособности.

 

На этом этапе необходимо создать такую атмосферу, которая позволила бы каждому участнику преодолеть напряжение и неопределённость; уточнить цели работы, правила поведения в группе, задачи и пр.

 

Задачи тренера на 1Этапе:

а) диагностика группы в целом и каждого участника в отдельности (мотивация, закрытость, эмоциональное состояние, акцентуация, т.е. потребность в привлечении внимания к себе.);

б) акцентирование профессиональной значимости поставленных перед тренингом целей и сочетание их с личностными целями каждого участника;

в) создание благоприятных возможностей для активности всех участников группы;

г) проведение первых совместных действий.

Этап – ориентация

Этот этап предназначен для уточнения и конкретизации каждым участником своих индивидуальных целей.

Задачи тренера на 2 Этапе:

а) создать условия для самостоятельного обнаружения каждым участником своих личностных ресурсов. Каждый участник должен определить, над чем будет работать в тренинге лично он сам.

б) вывести на цели тренинга в результате игры, т.е. в конце этого этапа каждый участник должен иметь представление, над чем ему предстоит работать.

 

На этом этапе используется ролевая игра или групповая дискуссия.

Алгоритм ролевой игры на стр. 5

 

На этом этапе обычно проявляется 2 эффекта:

а) активизация психологических защит участников группы;

проявляются в виде:

- объяснения своего поведения

- агрессия на метод

- агрессия на тренера, обвинение в некомпетентности

- демонстрация отстранённости и незаинтересованности

- защита других участников (своих сотрудников, друзей и пр.)

б) снижение критичности и желание получить простые рецепты решения своих проблем. Т.е. появляются вопросы вроде «как правильно надо делать», что вредит творческой активности и экспериментам в поведении.

 

Результатом 2 Этапа должно быть:

1. Изменение мотивации. Понимание, что никто не совершенен и есть, над чем работать.

2. Конкретизация и индивидуализация целей.

3. Структурирование группы.

Каждый участник должен понимать свои сильные стороны и то, над чем необходимо работать. Можно прежложить записать это для более точной формулировки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: