Кафедра репродуктивного здоровья человека ИДПО с курсом иммунологии.




Кафедра репродуктивного здоровья человека ИДПО с курсом иммунологии.

 

Методические указания для студентов

к практическому занятию на тему:

«Органы иммунной системы. Иммуннокомпетентные клетки. Антитела»

 

 

Дисциплина: иммунология Специальность: 31.05.02 «Педиатрия»

Курс 2-3

Семестр 4-5

Количество часов: 4 час

 

 

Уфа-2019

Тема: «Органы иммунной системы. Иммуннокомпетентные клетки. Антитела» на основании рабочей программы учебной дисциплины:

«Иммунология», утвержденной «26» августа 2019 г.

 

 

Автор:

доцент, к.м.н. Нургалина Э.М.

 

Утверждение на заседании № 1 кафедры репродуктивного здоровья человека ИДПО с курсом иммунологии от «28» августа 2019 г.

 

 

1. Тема и ее актуальность: «Органы иммунной системы. Иммуннокомпетентные клетки. Антитела ».

Иммунная система состоит из многочисленных солидных и рассредоточенных элементов.

Центральными органами иммуногенеза, где развиваются и подвергаются первичному клональному отбору незрелые лимфоциты, являются костный мозг и тимус; к периферическим органам, где зрелые лимфоциты живут и осуществляют иммунные ответы, относятся селезенка, лимфатические узлы, лимфоэпителиальное глоточное кольцо Вальдейера-Пирогова, и неинкапсулированные рассеянные лимфоцитарные скопления желудочно-кишечного тракта, бронхов и мочеполовой системы.

Костный мозг выполняет функции и центрального, и периферического органа. Кровь - также часть иммунной системы, так как элементы иммунной системы, как специфические, так и неспецифические, обладают способностью циркулировать. Это относится к Т- и В-клеткам, иммуноглобулинам (Ig), комплементу и другим эффекторам иммунного ответа. По этой причине, местная сенсибилизация может перейти в системную чувствительность.

Клеточные компоненты иммунной системы, как специфические, так и неспецифические, могут размножаться. Размножение лимфоцитов происходит не только в центральных органах иммуногенеза (костный мозг, тимус) - имеет место и вторичное размножение стимулированных Т- и В-лимфоцитов на периферии. За счет плазматизации В-лимфоцитов могут многократно увеличиваться титры антител. Эта черта позволяет значительно усиливать иммунные реакции, но также требует тормозящих механизмов для предотвращения случайных или чрезмерных ответов. Все рассматриваемые иммунологические реакции находятся под контролем и представляют собой взаимоуравновешенную сеть стимуляторных и подавляющих влияний.

Пусковым фактором иммунного ответа служит антиген-микроб. Основой является активация лимфоцитов (Т- и В-). В представлении антигенов Т-лимфоцитом решающую роль играют антиген представляющие клетки (А клетки). На этом этапе индукции иммунного ответа взаимодействие антигена с клетками ИС ведет к формированию иммунологической памяти и эффекторов гуморального и клеточного иммунитета. Фаза реализации предполагает уничтожение антигена антителами (гуморальный иммунитет) или сенсибилизированными Т-лимфоцитами (клеточный иммунитет). Для выявления гуморального иммунитета и идентификации микроба-антигена применяются реакции антиген-антитело (иммунологические реакции). Знание механизмов иммунологических реакций позволяет студентам понять современное понимание сущности механизмов развития заболеваний и ориентироваться в иммунологическом методе диагностики.

2. Учебные цели: Знание строения, свойств, функций антител необходимо для понимания механизмов иммунных реакций в норме и при патологии. Изучение биологических механизмов иммунной защиты организма: классификации и строение органов иммунной системы, виды иммуннокомпетентных клеток, роль и разновидности антител.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

1. анатомо-физиологические особенности строения и функционирования органов иммунной системы.

2. иммуннокомпетентные клетки, виды, функции.

3. антитела, виды, функции.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь:

- анатомо-физиологические особенности строения и функционирования органов иммунной системы;

- виды, функции иммунокомпетентных клеток;

- знать, что такое антитело, его структурную единицу, виды, строение, классификацию, функции, методы определения содержания;

- овладеть следующими компетенциями: ОПК-1, ОПК-9, ПК-5, ПК-8, ПК-21.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. Иммунная система организма человека. Центральные и периферические органы.

2. Основные клетки иммунной системы: А-клетки, Т- и В- лимфоциты, их субпопуляции. Нулевые клетки.

3. Антитела, классы иммуноглобулинов, структурные и функциональные особенности. Активные центры иммуноглобулинов, их функция.

4. Антигенное строение иммуноглобулинов: изо-, ало-, идиотипические детерминанты.

5. Неполные антитела, аутоантитела.

6. Назовите классы и подклассы иммуноглобулинов. Каковы их свойства?

7. Назовите антитела, проникающие через плаценту.

8. Назовите антитела, синтезирующиеся на ранних стадиях иммунного ответа.

9. Что такое изотип, аллотип и идиотип?

10. Перечислите реакции взаимодействия антиген-антитело, кратко охарактеризуйте их.

11. Опишите принципы основных методов идентификации антител и антигенов (радиальной иммунодиффузии по Манчини, иммуноэлектрофореза, ИФА, РИА, ПЦР и др.).

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 4 часа

6. Оснащение: компьютер, проектор

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: решение студентами индивидуальных наборов тестовых заданий по теме « Органы иммунной системы. Иммуннокомпетентные клетки. Антитела »:

1. Основными клетками клеточного иммунитета являются
а) В-клетки
б) Макрофаги
в) Т-клетки
г) ничего из перечисленного
Ответ: в

2. Какие клетки не относятся к антиген-презентирующим клеткам
а) нейтрофилы
б) дендритные клетки
в) моноциты
г) эозинофилы
д) макрофаги
Ответ: а, г

3. Макрофаг выполняет все следующие функции, кроме:
а) фагоцитирует антиген
б) синтезирует интерлейкин-2,
3) экспрессирует молекулы 2-го класса главного комплекса гистосовместимости
4) презентирует пептидные фрагменты антигены другим клеткам
иммунной системы
Ответ: б

4. Какой ответ является ошибочным?
Выделяют следующие субпопуляции лимфоцитов:
а) Т-хелперы
б) В-клетки
в) CD-15 Т-лиганд
г) CD-4 лимфоциты
д) цитотоксические Т-клетки
Ответ: в

5. Какие клетки непосредственно продуцируют иммуноглобулины
класса А?
а) цитотоксические лимфоциты
б) CD-4 лимфоциты
в) плазматические клетки
г) макрофаги
д) дендритные клетки
Ответ: в

6. Что из себя представляют иммуноглобулины класса G
а) антитела
б) белки сыворотки крови
в) гамма-фракции белков сыворотки
г) ничего из перечисленного
Ответ: а, б, в

7. Какие клетки иммунной системы распознают антиген только в
комплексе с молекулой главного комплекса гистосовместимости?
а) Т-клетки
б) В-клетки
Ответ: а

8. Свойством иммуноглобулинов является способность непосредственно связываться с антигеном:
а) да
б) нет
Ответ: а

9. Антитела являются основным элементом защиты:
а) против внутриклеточных антигенов
б) против экстрацеллюлярных микроорганизмов
в) в отношении опухолевых антигенов
Ответ: б

10. К центральным органам иммунной системы человека относятся:
а) селезенка
б) вилочковая железа
в) лимфатические узлы
г) костный мозг
д) миндалины
е) ничего из перечисленного
Ответ: б, г

 

Типовые задачи.

Задача №1.

Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны. Объясните ошибку каждого неверного, по Вашему мнению, утверждения.

1. Т-клетки развиваются из кроветворных стволовых клеток.

2. Плазматические клетки, Т-киллеры и Т-супрессоры являются примерами эффекторных клеток.

3. В-клетки созревают в тимусе.

4. Антигены, поступающие в кровь, захватываются макрофагами в селезенке.

5. Гаптен может стимулировать синтез антител, но не может взаимодействовать с ними.

6. Как клеточный, так и гуморальный иммунные ответы играют роль в защите организма хозяина от вирусных инфекций.

7. Т-клетки секретируют молекулы антител.

Ответ на задачу №1.

1. Верно.

2. Верно.

3. Неверно. Т-клетки созревают в тимусе, В-клетки, вероятно, созревают в костном мозге.

4. Верно.

5. Неверно. Гаптен не может вызывать антителообразование, но он может связываться со специфическим антителом.

6. Верно.

7. В-, а не Т-клетки секретируют молекулы антител.

Задача №2.

Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны. Объясните ошибку каждого неверного, по Вашему мнению, утверждения.

1. Активный центр иммуноглобулина образован легкой цепью.

2. Определенный антиген вызывает синтез антител одного вида.

3. IgM- основной класс антител, синтезируемых при вторичном иммунном ответе.

4. Антитела не образуются в ответ на молекулы собственного организма, т. к. гены, кодирующие информацию для синтеза аутоантител, не наследуются.

5. Антигенная стимуляция макрофагов в тимусе вызывает их дифференцировку в Т-клетки.

6. Активация третьего компонента комплемента С3 происходит только в том случае, если антиген взаимодействует со специфическим антителом того класса, который может связывать комплемент.

7. Повреждения, возникающие при ГЧЗТ, представляют собой клеточные инфильтраты, содержащие лимфоциты и макрофаги.

8. В присутствии антигена очищенные популяции Т- и В-клеток могут кооперировать invitro, вызывая иммунный ответ В-клеток.

9. Клетки-киллеры могут происходить, либо из ряда Т-клеток, либо из ряда макрофагов.

Ответ на задачу №2.

1. Неверно. Обе цепи принимают участие в организации активного центра.

2. Неверно. При иммунном ответе на единичный антиген синтезируется множество различных молекул антител.

3. Неверно. IgG синтезируются при вторичном иммунном ответе.

4. Неверно. Гены, кодирующие аутоантитела, наследуются; толерантность возникает в результате элиминации или паралича клопов лимфоцитов, продуцирующих аутоантитела.

5. Неверно. Макрофаги не принадлежат к лимфоцитам и никогда не дифференцируются в Т-клетки.

6. Неверно. С3 может активироваться альтернативным (пропердиновым) путем.

7. Верно.

8. Неверно. Для В-клеточного иммунного ответа требуются также макрофаги.

9. Верно.

Задача №3.

Вставьте пропущенное слово или слова в следующие утверждения.

1. IgG являются основным классом антител при …. иммунном ответе.

2. …. представляет собой процесс, при котором происходят антигензависимая дифференцировка лимфоцитов.

3. Ответ В-клеток обычно требует кооперации …., …. и …..

4. На поверхности тучных клеток находятся рецепторы для Ig…..

5. Через плаценту в плод проникают Ig….

6. …. или Т-клетки …. являются эффекторными клетками, непосредственно уничтожающими чужеродные клетки.

7. …. представляет собой механизм, предохраняющий организм от развития иммунного ответа на его собственные макромолекулы.

8. Многие иммунологи предполагают, что …. является центром созревания В-клеток у птиц.

9. В селезенке как В-, так и Т-клеточные области расположены в …..

Ответ на задачу №3.

1. вторичном

2. бласттрансформация

3. Т-клеток, В-клеток и макрофагов

4. Ig Е

5. Ig G

6. цитотоксичные, киллеры

7. толерантность

8. фабрициева сумка

9. белой пульпе

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Изложение преподавателем информации о строении, классификации, функционировании органов иммунной системы, иммунокомпетентных клеток, антител.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (зарисовать в тетради схемы строения органов иммунной системы, антител разных классов, таблицу с классификацией иммунной системы, иммунокомпетентных клеток, антител)

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:

· проверка преподавателем устных ответов студентов по вопросам самоподготовки.

· проверка наличия в тетрадях схемы строения органов иммунной системы, антител разных классов, таблицы с классификацией иммунной системы, иммунокомпетентных клеток, антител.

Материалы для контроля уровня освоения темы:

· набор тестовых заданий;

· ситуационные задачи.

Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной работы студентов.

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой.

Основная и дополнительная литература

ОСНОВНАЯ

Специальность, основная/дополнительная литература в рабочей программе, автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы. Коэффициент по дисциплине Кол-во экземпляров Для печатных изданий – количество экземпляров, для электронных – количество доступов
  Хаитов, Р. М.Иммунология[Электронный ресурс]: учебник / Р. М. Хаитов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438428.html   1200 доступов  
  Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии [Электронный ресурс]: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - Электрон.текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. -on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419748.html   1200 доступов  
  Ярилин, А. А. Иммунология [Электронный ресурс]: учебник/ А. А. Ярилин. - Электрон. текстовые дан. -М.:Гэотар -Медиа, 2010. -on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413197.html   1200 доступов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Специальность, основная/дополнительная литература в рабочей программе, автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы. Коэффициент по дисциплине Кол-во экземпляров Для печатных изданий – количество экземпляров, для электронных – количество доступов
  Вакцинопрофилактика в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Н. Ф. Снегова, Р. Я. Мешкова, М. П. Костинов, О. О. Магаршак. - Электрон.текстовые дан. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/970409039V0005.html   1200 доступов
  Вылегжанина, Т. Г. Памятки и рекомендации по аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Т. Г. Вылегжанина. - Электрон.текстовые дан. -M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/970409039V0025.html   1200 доступов
  Иммунология. Практикум. Клеточные, молекулярные и генетические методы исследования [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Л. В. Ковальчук, Г. А. Игнатьева, Л. В. Ганковская [и др.]. - Электрон. текстовые дан. -М.:Гэотар Медиа, 2010. -on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413173.html   1200 доступов  
  Клинические синдромы в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / О. Г. Елисютина, Е. С. Феденко, С. В. Царёв, С. А. Польнер. - Электрон.текстовые дан. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/970409039V0007.html   1200 доступов
  Медуницына, Е. Н. Методы диагностики в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Е. Н. Медуницына, Р. М. Хаитов, Б. В. Пинегин. - Электрон.текстовые дан. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/970409039V0001.html   1200 доступов
  Москалёв, А. В. Общая иммунология с основами клинической иммунологии: учеб.пособие [Электронный ресурс] / А. В. Москалёв. - Электрон. текстовые дан. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. -on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970433829.html   1200 доступов
  Хаитов, Р. М. Иммунология [Электронный ресурс]: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - Электрон. текстовые дан. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -on-line. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970418581.html   1200 доступов  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: