Семинар 2.
Подтема 1. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока
1.Специфика философской традиции древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.
2.Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
Литература для конспектирования
Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004:
1. Выпишите основные этические принципы Конфуция. Какова роль ритуала в учении Конфуция? С. 154-156.
2. Как понимается Дао в даосизме? С. 151-152.
3. Перечислите четыре истины буддизма. Прокомментируйте их. С. 158.
4. Выделите этические принципы йоги. Что такое асаны и для чего они нужны? Как называется состояние, к которому надо стремиться? С.160-161.
Тест
Философия древней Индии
- Подчеркните представления общие для всей индийской философии:
А. о страдании
Б. о вере в загробную жизнь
В. О возможности спасения через самораскрытие и просветление
Г. О возможности земного счастья
Д. о возможности слияния с высшей реальностью
Е. о необходимости пассивности в земной жизни
Ж. об аскетизме
З. о вере в божественное провидение
И. о карме
К. о сансаре
Л. О нирване
М. о четырех первоэлементах.
- Что такое карма и сансара?
- Установите соответствие (стрелками):
А.Ортодоксальные школы Индии 1.джайнизм
2. веданта
3. ньяя
4. буддизм
5.санкхья
6. йога
Б.Неортодоксальные школы Индии 7. чарвака (локаята)
4. Вставьте пропущенные слова: «Ваша принадлежность к определенной социальной группе - … - зависит от ваших предшествующих жизней, от того, насколько вы были праведны и, следовательно, от состояния вашей … ».
5. Вставьте пропущенные слова: «Высшая реальность, которая располагается в сердце Вселенной, есть …, а все, что индивидуально, есть …… ».
6. Установите соответствие (стрелками):
А. Индийская философия а. философия разума
Б. Европейская философия б. философия жизни
7. О какой философской системе Древней Индии идет речь? Как охарактеризовать такой подход к миру: «Во Вселенной имеются две основные категории – Пуруша и Пракрити. История мира – это история эволюции двух этих фундаментальных начал».
8. Какая школа утверждает, что поиск истинного «Я» является одновременно умственным и физическим? Как называется «подлинное Я», проявлением какой высшей реальности оно является?
9. Как называется школа, имя которой дано по древнему памятнику индийской культуры?
10. Какой школе присуща данная точка зрения: «Все души равны и должны быть в равной мере защищены»?
11. Какая школа выработала понятие нирваны? Что это такое и почему туда надо стремиться?
Философия древнего Китая
1. Дайте общую характеристику китайской философии, направленности ее интересов.
2. Один старый китаец сказал: «На службе я конфуцианец, а на отдыхе – даос» Что это означает?
3. Как называется книга – древний памятник китайской культуры?
4. Какие противоположные понятия лежат в основе представлений китайцев об устройстве мира?
5. Какой школе присущ этот подход: «Если человек может управлять страной почтительно и следуя ритуалу, большего и желать нельзя»?
6. Назовите известные вам этические принципы Конфуция.
7. Как называется школа, главным принципом которой является принцип активного недеяния (у-вэй) и что это означает?
8. Каким школам характерны следующие принципы:
А) жить согласно природе -…
Б) исполнять ритуалы, присущие семье и обществу - …
9. Китайцы считают, что в основе всего лежит некий естественный порядок вещей. Как он называется?
10. Определите соответствие характеристик:
1. Древняя Индия | а. развитие культуры теоретического мышления |
2. Древний Китай | б. внутреннее единство с религиозно- мифологическим мировоззрением |
3. Древняя Греция | В. ориентация на формирование практического политико-этического знания |
Подтема 2. Особенности античной философской традиции
1. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков (натурфилософские ориентации досократической философии). Материалистические тенденции в древнегреческой философии.
(Фалес, Гераклит, Парменид, Зенон, Демокрит и др.)
2. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии
(Сократ. Платон. Аристотель).
3. Философия эпохи эллинизма (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм и др.).
Литература для конспектирования:
Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004:
К 1-ому вопросу:
- Аристотель. Метафизика: С.173 (Кем были большинство первых философов?)
- Аристотель. Метафизика: С. 176 (Как устроен мир с точки зрения Левкиппа и Демокрита? Что они предлагают рассматривать в качестве субстанции?).
Ко 2-му вопросу:
- Платон. Федр: С. 21 (в чем суть теории познания Платона? Как она связана с его общим философским мировоззрением?)
- Платон. Государство: С. 192-193 (На какие два мира Платон делит все существующее?).
- Платон. Федон: С. 193 (Как понимает Платон подлинное бытие – это мир вещей или мир идей?)
- Аристотель. Метафизика: С. 195 (В чем проявляется дуализм Аристотеля?).
- Аристотель. Физика: С. 195 (Найдите связь представлений Аристотеля о «неподвижном перводвигателе» с представлениями средневековой схоластики?).
К 3-ему вопросу:
- Эпикур. Письмо к Менекею: С.198; С.199-последний абзац (как понимает удовольствие эпикуреизм?)
- Сенека. О счастливой жизни: С. 201-первый абзац (основное правило стоиков).
- Секст Эмпирик: С.202 (почему необходимо воздержание от суждения?).
Литература для подготовки к ответам:
Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.
- общая характеристика античной философии: с.172-173.
- Аристотель и Диоген Лаэртский о Фалесе: с.173-174.
- Гераклит: с.174-176.
- Демокрит: с.176-178.
- Парменид и Зенон: с.179-182.
- Софисты и Сократ: с.186-188.
- Платон: с.190-193.
- Аристотель: с. 194-194.
- Эллинизм: с. 196-198, 200, 202.
- выводы по древнегреческой философии: с.204.
Дополнительная литература (для отдельных сообщений):
1.Введение в философию. Ч.1 - М., 1989. С.93-114.
2.История философии в кратком изложении/Пер. с чешск.- М., 1991. С. 66-195.
3. Другие учебники и пособия
ТЕСТ
К СЕМИНАРУ: «Особенности античной философской традиции»
1. допишите высказывание: «Главную черту древнегреческой философии можно обозначить как …».
2. Установите соответствие между именами древнегреческих философов и их учениями:
1.Гераклит а. наивная стихийная диалектика
2. Парменид б. атомистическое учение
3. Сократ в. учение о бытии
4. Демокрит г. учение о мире идей
5. Платон д. учение о первичности и материи и мира идей
6. Аристотель е. учение о субстанции как первовеществе
7. Фалес ж. этический рационализм (знание того, что есть добро, делает
человека добрым).
3. Выделите черты, присущие древнегреческой философии:
а. онтологизм
б. агностицизм
в. космологизм
г. рациональный стиль мышления
д. эмпиризм
4. Установите соответствие имен двух философов и типов философского мировоззрения, основателями которых они явились:
1. объективный идеализм а.Фалес
б. Демокрит
2. материализм в. Зенон
г. Платон
5. Назовите философа, у которого впервые обозначился интерес к человеку.
6. Что составляет суть учения Платона о познании:
а. идея реинкарнации
б. идея припоминания
в. идея божественного откровения
7. Кто из философов осуществил синтез и систематизацию всего комплекса античного научно-философского знания: а. Парменид; б. Аристотель; в. Платон?
8. Кто из греческих философов считал, что вечно существуют и материя и мир идей? Чем их существование отличается? Как называется такой подход к пониманию мира?
9. Укажите философские школы эпохи эллинизма:
а. рационализм; б. стоицизм; в. агностицизм; г. эпикуреизм; д.кинизм (скептицизм); е. пифагореизм
10. Укажите авторов высказываний:
а. «Все течет, все изменяется» -
б. «Человек, познай самого себя» -
в. «Человек – мера всех вещей» -
г. «Мышление – это разговор души самой с собой о былых встречах с богом» -
д. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет» -
11. Установите соответствие:
1. Философия Древнего Востока а. культ разума и логики
б.установка на сохранение и упрочение традиций
в. ориентация на преобразование мира
г. высокий уровень рациональности
2. Философия Древней Греции д. идея сохранения гармонии космоса за счет
внутреннего преобразования духовного мира