Помимо традиционных каждая страна имеет и ряд национальных символов, которые обозначают для каждого государства историю, культуру и быт.
Отгадайте загадку:
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки.
Береза
А какое дерево может считаться символом России? – берёза.
Само слово «берёза» появилось примерно в VII в. и произошло от глагола «беречь». Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, — Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева.
Изначально берёза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с девушкой, женщиной, точно так же, как дуб или тополь с мужественностью.
С берёзой было связано немало народных примет. Из берёзы течёт много сока — к дождливому лету. Когда у берёзы лист распустится раньше ольхи — лето будет сухое. Когда берёза станет распускаться — можно сеять овёс.
А ещё про это дерево сложено много пословиц и поговорок.
Из бересты поделки: лукошки, корзинки, шкатулки, которые сегодня превратились в сувениры и произведения народного искусства.
Интересно, что берёза стала символом России благодаря С.А. Есенину.
В стихотворениях Сергея Есенина берёза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. Кто может вспомнить его стихи о берёзе? («Белая берёза под моим окном...», «Зелёная причёска, девическая грудь...» и др.).
Отгадайте загадку:
Первая сестра – большая,
В ней прячется сестра вторая,
Сломаешь, третью ты найдёшь,
И так до маленькой дойдёшь.
В самой серединке – крошка,
Игрушку ту зовут… матрёшка
Матрёшка
Русская матрёшка, наверное, самый популярный национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова «матрёшка» нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии их называют «бабушки» или «мамочки».
Если вы считаете матрёшку исконно русской игрушкой, то ошибаетесь. На самом деле всё было так... Первая русская матрёшка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 1890-х гг. Именно в это время в семью Мамонтовых, известных промышленников и меценатов, попадает игрушка-талисман фукурума, привезённая из Японии.
Деревянная игрушка изображала буддийского святого Фукурума — старичка-мудреца с хитринкой в глазах и вытянутой вверх лысоватой головой. Игрушка была с сюрпризом: она разламывалась на две части, а там был спрятан ещё один такой же мудрец, только поменьше. И маленькая кукла снова разламывалась пополам. Всего в той игрушке насчитывалось 5 кукол.
Семья Мамонтовых решила выпустить подобную игрушку, только русскую. Игрушка изображала детей разных возрастов: от самой большой — взрослой девушки в русском сарафане — до самой маленькой — завёрнутого в пелёнки младенца. Так произошло рождение знаменитой матрёшки.
Игрушка получила своё название от простонародного имени Матрёна, в детстве — Матрёша. Почему простонародного? Да потому, что первые эти куклы изображали простых деревенских девушек в ярких расписных сарафанах и платочках.
Матрёшки полюбились людям, и началось их массовое изготовление. Правда, смастерить матрёшку было не так-то просто. Прежде всего надо было выточить заготовки. Начинали работу всегда с самой маленькой куклы, и постепенно её размер становился всё больше. Как и в первой игрушке, привезённой из Японии, русская матрёшка изготавливалась обычно из 5 фигурок, реже из 8 и 10, но встречались куклы и из 15 составляющих. И это не предел. В 1913 г. одним умельцем была выточена матрёшка, состоящая из 48 фигурок, и, насколько известно, ещё никто не превзошёл этот рекорд!
Изначальные сюжеты русских матрёшек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т. п.
Русские матрёшки пользуются большой известностью за границей. Это один из самых популярных русских сувениров. И сейчас уже как-то трудно представить Россию без этой деревянной куклы.
Яркий красненький платочек,
Русский сарафан в цветочек,
А внутри сюрпризы есть:
Может три, а может, шесть.
Отгадайте загадку:
В чаще он лесной живёт,
Сладкоежкою слывёт.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….медведь.
Медведь
Медведь — ещё один национальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силён, а могуч, коварен и лют. При кажущейся нескладности и неповоротливости может быть исключительно стремительным и ловким.
При необходимости медведь способен быстро и долго бежать, он прекрасно плавает и ныряет, преодолевая клокочущие, ревущие, покрытые белой пеной стремительные горные реки. Изумительно ловко и бесшумно лазает по отвесным кручам в поисках добычи.
Неуклюжим он лишь кажется, особенно тогда, когда одет в зимнюю длинную шерсть, а под шкурой при движении перекатываются обильные жировые запасы. Именно таким иностранцы по характеру и представляют русского человека, и именно с этим животным его отождествляют.
Медведь — это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой — в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 г.
А ещё медведь изображается на многих гербах наших городов и областей, что тоже характеризует его как символ государства. Здесь уже медведь как неофициальный символ страны сливается с официальным, так как гербы относятся к традиционной символике.
(На изображениях гербов Пермского края, Великого Новгорода, Ярославля.)
Звучит песня «О медведях».
"Эх, тройка, птица - тройка, кто тебя
выдумал? Русь, куда несешься ты?
Дай ответ. Не дает ответа...".
Н. В. Гоголь
Тройка
У каждого народа есть свои средства передвижения. Скажите, есть ли в России такое средство передвижения, увидев которое иностранец бы воскликнул: «О, Россия!»?
Тройка — русская традиционная упряжка, соединяющая коней с санями, тележкой или крытым фургоном. Это общепризнанный оживлённый, весёлый и самый быстрый способ передвижения, вызывающий эмоции, наиболее точно характеризующие русский дух. Ведь всем известна фраза Н.В. Гоголя: «Какой же русский не любит быстрой езды?».
Среди героев народных песен ямщик и тройка лошадей занимают одно из первых мест. В чём же причина такой популярности? Тройка стала порождением громадных расстояний и безобразных дорог России. Впервые национальный русский способ запрягать лошадей по три в ряд появляется в середине XVIII в. Этот способ быстро получил широкое распространение ввиду своих неоспоримых достоинств: высокой скорости, большой грузоподъёмности и хорошей проходимости. Три лошади тянули повозку гораздо резвее, нагрузка распределялась на троих скакунов, и оттого лошади меньше уставали.
Все иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. А кто управлял тройкой? (Ямщик.)
Профессия ямщика была потомственной, управлению тройкой обучали с раннего детства. Ямщик должен был обладать немалой физической силой, ведь он испытывал нагрузку на руки от 5 до 50 кг. Внезапно испугавшись, лошади могли понести, то есть потерять управление. Рывок вожжей мог швырнуть ямщика на землю, прямо под копыта упряжки. В таких случаях только мгновенная реакция помогали вознице спасти себя и седоков.
Как же запрягают тройку? Среднюю лошадь, её ещё называют коренной, запрягают первой: в две оглобли с хомутом, седелком и дугой. Именно присутствие дуги в запряжке коренной лошади делает русскую тройку уникальной — больше нигде в мире нет такого.
Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырёх вожжей — длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных, боковых лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе — их шеи изогнуты в сторону. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полёта какой-то мифической трёхголовой птицы.
Ещё одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи являются её обильные украшения. Красочно декорировались хомуты росписью, резьбой и тисненой кожей. Упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей. Но предметом особой гордости являлась дуга, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золочёные.
Тройки мчались с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом. 20—30 бубенцов вместе с одним-тремя колокольчиками специально подбирались в созвучие, получившее в народе название ямской гармони.
С интенсивным строительством в России железных дорог тройка оказалась вытеснена с почтовых трактов на сельские дороги, где долго ещё сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях. Тройка издавна используется в России в различных соревнованиях, а также для катания на выставках и ярмарках.
Мчится тройка с бубенцами, -
Будто птица на весу, -
И летят - не едут - сани!
Вместе с ними я лечу!
Александра Колосова-Устькутская
Отгадайте загадку:
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий.
Балалайка
А как вы думаете, какой музыкальный инструмент может по праву считаться символом России? Оказывается, самый русский музыкальный инструмент — балалайка позаимствован нашими предками то ли у татар, то ли у киргизов. Истинно народным инструментом балалайка стала уже в XIX в.
Однажды молодой дворянин Василий Васильевич Андреев, осматривая своё имение, услышал игру дворового человека Антипа. И до этого барин увлекался народным творчеством, но балалайка поразила его до глубины души.
Для начала он сам научился играть на этом инструменте, а затем решил популяризировать его. Андреев нашёл единомышленников, создал кружок любителей балалайки, разучивал с ними новые мелодии, осваивал улучшенные мастерами модели.
Всемирную популярность Андреев завоевал в сентябре 1889 г., когда отправился с товарищами на Всемирную выставку в Париж. Концерты, которые они давали в Русском павильоне, имели шумный успех, а трёхструнная простушка балалайка вмиг стала признанным символом русской музыки и России.
Сейчас в России немало музыкальных коллективов, играющих на балалайках, один из которых мы сейчас и послушаем.
Отгадайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит.
Всем чай пить велит.
Самовар
Отгадайте загадку: «Руки в боки, как начальник, Раньше всех на стол встаёт, Сам себе плита и чайник — Сам заварит, сам нальёт».
Когда слышишь о традиционном русском чаепитии, невольно представляешь картину Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем»: бублики, сдобные калачи, варенье в вазочках и, конечно, украшение стола — пузатый медный самовар, именно медный, потому что первые самовары делали из этого металла, обладающего исключительной теплопроводностью. Представьте себе снежную холодную русскую зиму и вы поймёте, почему так прижился самовар в нашей стране. Горячий чай помогал согреться, кроме того, самовар, долго сохраняя жар, ещё и обогревал помещение. Позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.
Первые самовары появились на Урале, но самоварной столицей по праву считается Тула, старый город к югу от Москвы, известный своими оружейниками и пряниками. В городе существует Музей самовара. Просто диву даёшься, как разнообразны формы самоваров, какая фантазия и выдумка, практичность и даже юмор вложены мастерами в эти изделия.
Устраивались даже специальные выставки самоваров, где лучшим из лучших вручались медали. А цена самовара, как ни странно, зависела от веса, а не от красоты: чем тяжелее, больше был самовар, тем дороже.
Обратите внимание на расположение краника самовара. Скажите, а почему краник никогда не припаивается в самом низу, а всегда чуть повыше? Ведь в таком случае в самоваре остаётся ещё вода на самом дне, и при большой семье кому-то чаю может не хватить.
Дело в том, что на дне обычно оседает накипь, и благодаря такому расположению краника из самовара льётся только чистая вода, без осадка. Русское слово «самовар» буквально означает «сам варит». Самовар несёт в себе как практическую функцию, так и эмоциональную: он является символом единения людей, собирающихся за чаем, и создаёт правильную атмосферу для дружеской беседы.
Самовары появились в России в середине XVIII в., но подобные вещи были до этого и в других странах, например в Китае, назывались они там хо-го, только назначались не для чая, а для супов и бульонов.
И первый самовар в Россию привёз из Голландии Пётр I, любитель всяких новомодностей.
А вот как описывает собиратель старины и воспоминаний старожилов Д. И. Басов (1798-1868) в своей «Истории города Орла» историческое событие города Орла XIX: «Лет семьдесят тому назад орловский купец Иван Афанасьевич Давыдов в первый раз привёз самовар в город Орёл и поставил его на окошке, то народ с неделю толпился около двора его. Все говорили и дивились, что сам греется».
Но, тем не менее, мы говорим «русский самовар» и считаем его нашим национальным символом, так же как считают его таковым во всём мире. Это – символ России.
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
«Долг гражданина России - любить свою Родину,