Обряд поминовения в Древней Руси




Несколько веков назад на Руси существовало два вида поминовения умершего: тайный и явный. В первом случае родственники в течении сорока дней раскладывали на подоконники, крылечки соседей подаяния. Это могли быть яйца, хлеб, спички, ткань, полотенца. Приняв такое подаяние, соседи должны были молиться за душу ушедшего. Считалось также, что часть грехов умершего они берут на себя.

При явном поминовении, близкие умершего заказывали в церкви его отпевание. После нее у ворот церкви детям и нищим принято было раздавать пироги и иные сладости.

Чтобы душа не попала в ад, родственники жертвовали денежные средства на церковный колокол, который в дальнейшем, своим звоном смог бы вызвонить грешника из ада. Или можно было пожертвовать соседям петуха, чтобы он пел ежедневно за грехи усопшего.

Также, иногда в конце поминок женщинам, которые оказывали особое содействие в их организации, раздают платки, которые необходимо хранить.

 

НОВОСЕЛЬЕ

Влазины

Переход в новую избу почти повсеместно в России совершался ночью, как только пропоют первые петухи. Ночью же перегоняли и скотину. Счастливыми днями для новоселья считались двунадесятые христианские празднества (Пасха, Вознесение, Троица, Вербное воскресение, Крещение, Сретенье, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово). Особенно удачным считалось Введение во храм Богородицы.

Обычай входа, вселения в новый дом известен с древнейших времён. Вперёд себя впускали в дом петуха и кошку или малознакомого человека, а то и вовсе неправославного. За ними входил хозяин с хлебом-солью, а следом всё семейство.

В старом доме старуха-хозяйка накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. А затем подходил к голубцу и говорил, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, пойдём в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скот и моё семейство!»

После этого отправлялись в новый дом. Хозяин нёс петуха и курицу, хозяйка хлеб-соль и квашню, остальные пожитки распределялись между членами семьи. Открыв дом, хозяин прежде всего впускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ко, суседушко, братанушко!»

Считалось, что домовой в новой избе сам выберет себе место. Он мог поселиться и за печкой, и под шестком, и под порогом. Но голбец и чулан были его излюбленными обиталищами.

Новоселье заканчивалось семейной молитвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню.

Существовал в старину и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка в последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью её встречали молодые хозяева. Принесённые угли высыпали в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли по всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него атрибуты очага: ухват, кочергу.

Освящение жилища

Прежде чем семья начнёт жить в новом доме, он должен быть освящён. Хозяин дома приглашал священника с просьбой о благословении своего дома.

Не удивительно, что все страшные истории с привидениями случались исключительно в неосвящённых домах. Таинственные стуки, двигающаяся сама собой мебель и прочие сверхъестественные явления известны были давно. Эти страсти прекращались, когда новые хозяева дома звали батюшку освятить «нехороший дом».

На Руси некоторые предпочитали не селиться в новых домах, а старались купить тот, в котором уже жили люди. («Покупай шубу шитую, а избу житую»)

Задаривание домового

Переход на новое место, или влазины, - ответственное и опасное дело. Новая изба пока пуста – в ней нет ещё самого главного хозяина, без которого дом не дом, - домового.

Искушённые житейским опытом хозяйки-бабы, поставив икону в красный угол, отрезали ломоть от каравая хлеба и клали его под печку – домовому.

Кое-где хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видел) старалась три раза обежать новую избу нагишом с приговором: «Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не проскочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка лесной через него не заглядывал». А чтобы этот замок был крепок, баба в воротах перекидывалась кубарем также до трёх раз и тоже с заученным приговорным желанием, чтобы «род и плод в новом доме увеличивались».

Домовой-доможил

В старину люди не решались произносить это имя вслух – из уважения к нему и суеверного страха перед ним. Называли его хозяином, дедушкой, братанушкой, доброжилом, суседком, а иногда просто – он или сам.

О происхождении домовых существует такая легенда. Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, она возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя. На людские жилища тоже попадали нечистые духи. Поселившись ближе к людям, они обжились и смягчили свой нрав. Не стали они злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей весёлого и шутливого нрава.

Никто не позволял себе выругаться их именем. Всегда и все отзываются о них с добродушием и нескрываемой нежностью.

Каждая жилая деревенская изба имеет одного такого жильца, который и становится сторожем не только самого строения, но, главным образом всех живущих: и людей, и скотины, и птицы.

Видеть домового нельзя. И если кто говорит, что видел его в виде вороха сена, в образе какого-либо из домашних животных, тот явно лукавит. Тем, кто пожелал бы его видеть, предлагают выполнить нелёгкие задания: надо надеть на себя, непременно в пасхальную ночь, лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми, которых он особенно любит, целую ночь. Говорят, если домовой увидит человека, который за ним таким образом подсматривает, то лошади начинают бить задом по бороне и могут забить до смерти любознательного.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: