Рождественский сочельник




Введение


Я хочу начать свою работу со слов человека, университет чьего имени я заканчивала, Виссариона Григорьевича Белинского «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

По-моему, в этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры – одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы вправе, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры,которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получит развитие» - так писал известный религиозный философ В.В. Зеньковский. Я считаю, что приобщая ребёнка к культурному наследию своего народа, мы можем обеспечить ему духовно-нравственное воспитание. Именно поэтому темой моего проекта стала следующая – «Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры».
Данный проект относится к блоку «Наследие», является долгосрочным, групповым, творческо-познавательным.
Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.

Задачи:

-знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них;

- расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки) учить использовать их в активной речи;

- знакомить детей с русским народным бытом;

- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

- формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Для решения этих задач в многочисленной литературе рекомендуется включать в содержание воспитания следующее:

1. Народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых собственными действиями, общими переживаниями. Народные игры.

2. Приобщение детей к крестьянской культуре и быту.

3. Знакомство с предметами народно-прикладного искусства, с народным костюмом, с разными видами декоративного искусства, с колокольчика и колоколами, с архитектурой, с устным народным творчеством.
Работа по проекту планировалась в соответствии с народным календарём.

Основными формами приобщения детей к культурному наследию, которые я использовала в течение года, являются:

- Занятия;

- Беседы;

- Фольклорные праздники, развлечения;

- Игры-путешествия в прошлое предметов;

- Выставки;

- Индивидуальная работа с детьми.

Практически в любую форму можно включить русскую народную игру. «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - этой оценке А.В. Луначарского трудно что-то добавить. Я убедилась, что не следует рассматривать русскую народную игру только как средство развлечения. Русская народная игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви к дому. Русские народные игры отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющих внимания, сообразительности, волевого напряжения. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре!

В течение года была проведена следующая работа:

 

Первым мероприятием, которое я провела по теме проекта, был досуг с родителями ко Дню Матери. Помимо традиционных стихов для мам в мероприятие были включены пословицы и поговорки, русские-народные игры, а также мамы для своих детей сделали куколок- оберегов из ниток.

 

На внутригрупповом новогоднем досуге я рассказывала о традициях празднования Нового года и Рождества, возникновении этих традиций. У нас было украшено две ёлки, одна так как принято сейчас, а другая так, как это было принято в IXIII веке – яблоками, конфетами и бонбоньерками, которые мы сделали с детьми и положили внутрь подарки. И по старинной традиции в конце вечера провели так называемое «ощипывание», снимали с ёлочки угощения и кушали. Мне кажется, что эта традиция запомнилась всем детям и понравилась больше всего.

 

Я думаю, что одним из самых запоминающихся событий этого учебного года для моих детей стали колядки. Дети с родителями готовили костюмы, учили стишки и песни. Я проводила много бесед о святках и колядках. Мы лепили из солёного теста козюли- печенье в форме рогатых животных, которыми было принято угощать колядовщиков. Ну а максимум удовольствия детям доставил процесс хождения по группам! Сколько же радости у них было!

Вообще, хочется здесь добавить, что праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, учат взаимодействовать в коллективе; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. И в чём я многократно убеждалась, чем больше вклад в подготовку, тем больше удовлетворения, радости от праздника получают и участники и организаторы.

 

В рамках недели путешествий мы побывали в виртуальном музее самоваров, в воображаемой русской избе на чаепитии из настоящего самовара, поговорили о традициях русской чайной церемонии. Повеселили друг друга потешками и небылицами ну и конечно попили чаю с выпечкой и сахарком вприкуску.

Праздник Масленицы отмечался согласно предложенному методистом плану, говорили о каждом дне масленицы, ели блины рисовали, лепили солнышки и активно принимали участие в празднике.

 

22 марта я провела занятие посвящённое празднику прилёта птиц и мы делали птичек из бумаги.
Также было проведено занятие о традициях празднования Вербного воскресенья и два занятия мы посвятили Пасхе.

Помимо таких относительно крупных мероприятий, я включала материал по теме проекта во все виды деятельности. Например на развитии речи много внимания уделялось работе с пословицами и поговорками. В свободное время мы не просто читали русские народные сказки, но и обсуждали быт, одежду, образ жизни, описываемые в них, рассматривали иллюстрации, анализировали архитектуру. Новым жанром для детей стали докучные сказки. За год дети выучили много произведений малого фольклорного жанра.

 

Итоги проекта:

- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

- Умение играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

 


Русские народные игры.

Игры по народному календарю.

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элемнтом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие игры имитируют серьезные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и другие.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмешь? В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Далее представлен список русских народных игр, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

Новый год.

1.«Арина»

По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас!

Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:

Долгая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чьё имя - укажи.

Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает - того должна узнать.

 

2.«Бабка – Ежка»

Рисуют круг, в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

Бабка-Ежка костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала,

а потом и говорит: «У меня нога болит».

Пошла она на улицу – раздавила курицу,

пошла на базар – раздавила самовар.

Пошла на лужайку – испугала зайку.

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает– тот замирает.

3. «Жмурки»

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.

— Кот, Кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас,

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их

ловит, Кого он поймал — тот становится «жмуркой».

 

4. «Баба Яга»

5. «В углы Башмачник»

 

 

Рождественский сочельник

1. «Два Мороза"

Игроки строятся на одной стороне площадки. Водящих в середине двое - два «мороза»: «мороз - красный нос» и «мороз - синий нос».

Оба «мороза» обращаются к ребятам со словами:

- Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Один из них, указывая на себя, говорит:

- Я мороз - красный нос.

Другой:

- Я мороз - синий нос.

И вместе:

- Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все ребята отвечают:

- Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят и «замораживают» перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их «заморозили». Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в «дом», по дороге выручая «замороженных»: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным ребятам. «Морозы» ловят играющих и мешают им выручать «замороженных». Играют так несколько раз. Затем выбирают новых водящих из непойманных игроков. В заключение отмечается, какой «мороз» сумел больше «заморозить» ребят.

Правила.
Выбегать можно только после слов «не страшен нам мороз».
Если кто-либо выручит «замороженного», но сам, не добежав до «дома», будет «заморожен», то вырученный им опять становится на место, где был «заморожен».

2. «Скакалка»

Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:

Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,

Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!

Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

 

Зимние святки

1. «Бабушка Пыхтеиха»

Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие – ребята обступают ее и спрашивают:

- Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

- К обедне.

- Возьми нас с собой.

- Идите, да не свистите.

Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.

 

2. «Гуськи»

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:

Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки,

стали гоготати, дедке кричати:

«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,

дай нам платочек, денег мешочек».

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: «На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

 

3. «Дедушка-рожок»
Для этой игры надо найти такое место, где бы можно было бегать без помех, например, спортивную площадку, футбольное поле, поляну в лесу. Начинают игру с выбора вожака-водящего. Лучше это делать при помощи считалки. Водящий в этой игре называется «Дедушка-рожок». Для него определяют дом, отметив это место камешком, флажком или начерченным кругом на земле. До определенного момента дед сидит в своем доме. Оставшиеся игроки делятся на две команды поровну и тоже отмечают себе место-«дом» справа и слева от дома водящего, на расстоянии 15—20 шагов от него. Чем больше будет поле между «домами» двух команд, тем интереснее будет игра.
Все на местах, можно начинать игру. Дедушка-рожок спрашивает: «Кто меня боится?» А все игроки ему в ответ: «Никто!» И тотчас же начинают перебегать из одного дома в другой через поле, а дедушка-рожок выходит из своего дома и начинает ловить игроков. Первый, кого схватит водящий, становится его помощником и тоже начинает ловить перебегающих из дома в дом игроков (если игрок в доме, его трогать нельзя). И так далее: тот, кого поймают, должен помогать дедушке-рожку. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один не пойманный игрок. Чтобы отличить простого игрока от помощника дедушки-рожка, надо условиться, например, на том, чтобы водящий держал в руке небольшую палочку («рожок») или просто держал одну руку в кармане.

 

4. «Краской»

5. «Прялица»

6. «Слепая курица и чулок»

7. «Слепой козел»

8. «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять»


Масленица

1.«Горелки»
Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
.Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи,
Да едят калачи.
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:

Огарушек, огарушек*,

Плохо стоишь —

Стань на черный камушек!

Совсем сгоришь!

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Правила
-Водящий не должен поворачиваться назад.

-Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»

-Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»

2. «Горшки»
На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и раз­бить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте. Когда игрок полагает, что дошел до горшка, он останавливается, ударяет отвесно палкою три раза и снимает повязку; если удары были удачны, игрок получает дары, положенные под горшок. Игра очень забавна. Уже при первом обороте обыкновенно утрачивают верное направление, а после третьего игрок настолько теряет ориентировку, что ему случается с места идти далеко впра­во или влево от горшка, к большой потехе зрите­лей. Веселье наблюдающих еще больше увеличивается при сильных ударах по земле далеко в стороне от горшка. Каждый игрок употребляет различные средст­ва, чтобы не сбиться при поворотах. Дозволяется все, кроме ослабления повязки. Горшок так редко разбивают, что в народных играх под него сажали иногда живого петуха.

3. «Лапти»
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» — «Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.

Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит.
Правила

- Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой веревки, за круг забегать ему не разрешается.

- Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.

-Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.

-Салить играющих водящий может только в круге. Указания к проведению. Лучше игру проводить на большой площадке, в этом случае увеличивается расстояние для бега как играющих, так и водящих.

Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные предметы охраняют двое водящих. Это создает определенные трудности для играющих.

4.«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мякошенький,

Вот он какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,пока не проиграют все в одной из команд.

 

5. «Салки»

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

Правила.

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Салки- догонялки

Салки-мартышки

Салки с мячом

Пятнашки с мячом

6. «В каравай»

7. «Взятие снежной крепости»

8. «Водить козла»

9. «Крута гора»

10. «Летят- не летят»

 

Благовещенье

1. «Огородник и воробей»

По считалке выбирается воробей.

Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами?

Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.

Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи!

Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг).

Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом.

Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель

Ни своих, ни чужих, ни соседовых.

2. «Коршун»
Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие — цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

 

— Коршун, коршун, что ты делаешь?

— Ямку рою.

— На что тебе ямка?

— Копеечку ищу.

— На что тебе копеечка?

— Иголочку куплю.

— На что тебе иголочка?

— Мешочек сшить.

— На что тебе мешочек?

— Камешки класть.

— На что тебе камешки?

— В твоих деток кидать.

— За что?

— Они потоптали капусту у меня в огороде.

— А высока ли была у тебя изгородь?

 

Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:

 

— Вот какая!

— Нет, мои цыплята через такую не перелетят.

— А я их все-таки поймаю.

— Не дам тебе своих деток ловить.

 

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!» Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.

Правила

-Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.

-Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.

- Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.

Указания к проведению

Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимает участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и коршун.

Иногда перед началом разговора с коршуном (он в это время роет ямку) наседка и цыплята ходят вокруг и поют:

 

Вокруг коршуна хожу

Ожерелье нижу,

По три ниточки,

Бисериночки.

Я снизала вороток,

Вокруг шеи короток.

3. «Пчелки и ласточки»

Играющие дети – цветочки - сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.

Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

4. «Воробушки»
Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела. В центре круга находится ведущий – «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками». Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают. «Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга. Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим, и игра начинается сначала.

 

5. «Бабочки и ласточки»

6.«В птицы»

7.«Воробей»

8.«Ворон»

9.«Голуби»

10.«Жаворонок»

11. «Ласточки»

12. «Птички»

13. «Пчелы»

14. «Филин и пташки»

 

Вербная неделя

1. «Верба – вербочка»

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

Канарейка – Машенька,

Соловейка – Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?»

«Ваня, - скажет, - милый мой.»


2. «Мостик»
В игре три участника: две девочки и мальчик или два мальчика и девочка. Мальчик и девочка встают лицом друг к другу. Девочка протягивает к мальчику обе руки, мальчик крепко держит руки девочки таким образом, что их руки образовывают мостик из двух перекладин. Третий игрок пытается разрушить этот мост, повисая на нем, пока «строители» не разнимут руки. Когда мост рушится, висящий обычно падает. Один из пары, строившей мост, убегает, а другой остается на месте. Игрок, разрушивший мост, поднимается с земли и догоняет убегающего игрока для того, чтобы составить с ним новую пару и построить новый мост. Игрок, оставшийся на месте, будет разбивать этот мост.

 

3.«Захарка»

4. «Дед»

 

Пасха
1. «Солнышко – ведерышко»

Гори солнце ярче, летом будет жарче.

А зима теплее, а весна милее!

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.

 

2. «Мёдом или сахаром»
Играющие делятся на две команды: выбирают кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.
3.«Катание яиц с горки»
Для игры понадобятся два прутика (также можно взять два стакана или две бутылки), которые устанавливают так, чтобы между ними могло прокатиться яйцо. Также понадобится деревянный желобок (шириной 20см. и длиной1-1,5м., высота краев 3-5см.), который ставят на расстоянии 0,5м. от палочек и приподнимают над землей на 10-20см. все желающие играть ставят яйцо на кон, затем они будут пускаться в ворота. Если яйцо прокатится и собьет другое яйцо, лежащее за воротами, игрок, запустивший его, берет себе не только свое, но и то яйцо, в которое попал. Если яйцо не попадет в другое яйцо, то оно оставляется в общей кучке яиц.

 

4.«Бой яйцами»

5. «Береза»

6.«Чье яйцо дольше покрутится?»

 


Красная горка

1. «Отгадывание»
Играют дети младшего и среднего школьного возраста (10—15 человек).

Водящий садится, скрестив ноги, в центре площадки. Остальные игроки становятся вокруг него на расстояний 3 - 4 м.

Водящий пытается подражать, например, какой-нибудь птице или животному. Играющие, стоящие вокруг него, стараются от гадать, кого он изображает. Угадавшему водящий говорит: да! После этого все разбегаются, а водящий их догоняет. Тот, кого он догонит, становится водящим. Если никого не догонит, то продолжает водить вторично.

По правилам игры любой из игроков может назвать птицу или животное. Играющие убегают только после того, как водящий скажет: «да! Ловить можно только в пределах площадки.

Если игрокам не удается отгадать, кого изображал водящий, то сам водящий дает ответ и гонится за игроками, которые убегают за пределы площадки.

 

2. «В круги»

Егорьев день

1. «Шлёпаки»
Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии примерно шага друг от друга. По считалочке выбирают водящего. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из детей и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его: шлёпает ладонью. Число отбиваний мяча устанавливается по договоренности, но не более пяти, чтобы остальным играющим не пришлось долго ждать своей очереди.

После отбиваний мяча играющий перебрасывает его водящему, и игра продолжается, пока кто-то не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала и тот, кто уронил мяч, встает на место водящего.

2. «Пастух и стадо»

Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.

Троица (Семик)

1. «Горячее место»

На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

2. «Венок»

(Игры на троицу)

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала.

- Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.

- Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем.

- Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.

- Завьете венки зеленые – станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.


3. «Водяной»

Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много».

Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

4. «В кресты»

5. «Зеркальце»

Никита-гусятник

1.«Гуси-гуси»

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

— Гуси-гуси!

— Га-га-га

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Ну, летите же домой!

— Серый волк под горой,

Не пускает нас домой,

Зубы точит,

Съесть нас хочет!

— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:

— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.

«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

 

2. «Утка и селезень»
играющие стоят в кругу, держась за руки. Девочка – «утка»– в центре, мальчик – «селезень» – за кругом. Поют песенку, «селезень» пытается догнать «утку»:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял:

«Ходи, утица, домой,

Ходи серая домой,

У тя семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая – сама

Поцелуй разок меня!

Играющие помогают «утке», пропуская ее то внутрь круга, то наружу, и мешают «селезню», опуская руки, и не выпуская его. Когда «селезень» поймает «утку», они обнимаются и выбирают новую пару.

 

3. «Заинька»

4. «Утица»

5. «Уточка»
6. «В утку»

7. «Волк и гуси»

 

Давид – земляничник

1. «У медведя во бору»
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» и идет в берлогу.

 

2. «Волк в лесу»

3. «Медведь»

 

Николай Кочанский

1.«Капуста»

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

 

2.»Плетень»

 

Успение
1. «Пахари и жнецы»

По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой — «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда — Пахари, она становится по одну сторону черты — где «пашня»; другая команда — Жнецы — становится по другую сторону черты — где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют:

 

Мы пашенку пахали,

Глубокие борозды махали.

Борозды — глубокие,

Полосы — широкие.

А вы жнецы худые —

У вас серпы тупые!

 

Жнецы отвечают:

 

У вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже лежал,

На меже лежал,

Ворон считал.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали,

Во снопочки вязали,

На ток вывозили,

Цепом молотили,

Зерно выбивали —

Стали с пирогами!

 

Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой — гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит:

«Раз, два, три — на ниву беги!»

По этой команде Жнецы бегут ни «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: