Развивающая речевая среда. Приучать детей-будущих школьников-проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложносочиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Приобщение к художественной литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
№ | Темы | Цели занятия | |
Сентябрь | |||
«Подготовишки» | Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. | ||
«Летние истории» | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным. | ||
Звуковая культура речи (проверочное) | Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе. | ||
Лексико-грамматические упражнения | Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение. | ||
«Для чего нужны стихи?» | Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения. | ||
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари) | Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Джанни Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. | ||
Работа с сюжетной картиной | Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. | ||
Рассказ о А. С. Пушкине | Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения. | ||
Лексико-грамматические упражнения | Активизировать речь детей. | ||
Октябрь | |||
Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» | Помочь детям запомнить новое стихотворение. | ||
Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. | Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении. | ||
Русские народные сказки. | Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. | ||
«Вот такая история!» | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта. | ||
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам, вы-мне» | Познакомить детей с новой сказкой, выяснить, согласны ли они с оконцовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | ||
«На лесной поляне» | Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь. | ||
«Небылицы-перевертыши» | Познакомить детей с народными и авторскими перевертышами, вызвать желания составлять свои небылицы. | ||
Ноябрь | |||
«Сегодня так светло кругом!» | Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи | ||
«Осенние мотивы» | Учить детей рассматривать рисунки в книгах, почему понравилась та или иная иллюстрация. | ||
Звуковая культура речи. Работа над предложением. | Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. | ||
Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» | Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа | ||
Лексические игры и упражнения. | Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи. | ||
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» | Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб» | ||
«Подводный мир» | Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. | ||
«Первый снег.» заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Развивать способность воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить новое стихотворение. | ||
Декабрь | |||
Лексические игры | Обогащать и активизировать речь детей. | ||
Работа с иллюстрированными изданиями сказок | Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей. | ||
Звуковая культура речи | Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. | ||
Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого и познакомить с новым произведением. | ||
«Тяпа и топ сварили компот» | Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | ||
Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» | Познакомить детей с новой сказкой. | ||
Лексические игры и упражнения | Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. | ||
Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Повторить с детьми любимые стихотворения. | ||
Январь | |||
Новогодние встречи | Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников. | ||
Произведения Н. Носова | Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей». | ||
Творческие рассказы детей | Активизировать фантазию и речь детей | ||
«Здравствуй, гостья-зима!» | Познакомить детей со стихотворениями о зиме | ||
Лексические игры и упражнения | Познакомить детей с новой сказкой. | ||
Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» | Познакомить детей с новой сказкой. |
Февраль | ||
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» | Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. | |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте | Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части. | |
Работа по сюжетной картине | Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Активизировать речь детей. | |
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца | |
Лексические игры и упражнения | Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. | |
Чтение рассказа В. Бианки «Музыкант» | Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. | |
Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода» | Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | |
Повторение пройденного материала | Занятие проводится по выбору воспитателя | |
Март | ||
Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» | Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи. | |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте | Совершенствовать фонематическое восприятие; Формировать умение делить слова на части. | |
Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» | Совершенствовать диалогическую речь детей. | |
Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день» | Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. | |
Лексические игры и упражнения | Активизировать речь детей, учить их импровизировать. | |
«Весна идет, весне дорогу!» | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | |
«Лохматые и крылатые» | Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. | |
Чтение былины «Садко» | Познакомить детей с былиной «Садко». | |
Апрель | ||
Чтение сказки «Снегурочка» | Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочка. | |
Лексико-грамматические упражнения | Воспитывать чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно употреблять сложносочиненные предложения. | |
Сочиняем сказку про Золушку | Помогать детям составлять творческие рассказы. | |
Рассказы по картинкам | Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте | Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. | |
Пересказ сказки «Лиса и козел» | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». | |
Сказки Г.Х. Андерсена | Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена. | |
Повторение | Повторение пройденного материала | |
Май | ||
Заучивание стихотворения З. Александровой | Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она «одна»), запомнить произведение. | |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте | Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов. | |
Весенние стихи | Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. | |
Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май» | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая-последнего месяца весны. | |
Лексико-грамматические упражнения | Активизировать речь детей. | |
Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» | Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения. | |
7-8 | Повторение | Повторение материала (по выбору педагога) |