I. Пояснительная записка
Современный Курск – это город с доступной и удобной инфраструктурой, которая развивается и совершенствуется. Много делается для поддержания порядка и чистоты в городе. Данный курс направлен на то, чтобы каждый курянин, задумался о важности и необходимости сохранения и поддержания порядка в своем дворе, на своей улице, в своем городе, чтобы горожане стремились возродить то лучшее, что было утеряно временем, сохранить то, что создано его предками, развивать и совершенствовать то, что достанется его потомкам.
Цель курса: формирование ответственного отношения к окружающей среде и понимание ведущей роли человека в регулировании взаимодействий всех компонентов городской системы.
Задачи курса:
· раскрытие представления о городской экосистеме;
· обобщение знаний о взаимодействии компонентов городской среды и человека;
· осознание роли города в формировании здоровья человека;
· развитие экологического мышления через анализ ситуаций и результатов наблюдений;
· овладение методами познавательной, коммуникативной, практико-ориентированной деятельности в конкретной ситуации;
· организация деятельности на улучшение состояния города.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Задачи программы:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение следующих результатов
Личностные:
1) развитее ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания;
6) творческое мышление, инициатива, находчивость, активность при решении задач.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и выводы;
5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять цели, планировать распределение функций и ролей участников; умение работать в группе;
6) развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Предметные:
1) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли, проводить классификацию;
3) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при практических расчетах;
4) развитие умений применять изученные понятия, результаты и методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера; умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
Основные аспекты проблем повышения качества жизни в городской среде (сохранность скамеек, транспортных остановок, урн, клумб, зон отдыха и тд.)
Правила экологического образа жизни в городе (раздельный сбор отходов, отказ от одноразовых вещей, бережное отношение к ресурсам (вода, электричество), субботник, домашние животные и улица.
Здоровьесберегающее поведение городского населения (профилактика наркомании, курения, алкоголя, пропаганда ЗОЖ).
Свод правил безопасного поведения на улицах города (ПДД, подземный переход, остановки, подъезды).
Ответственность за граффити и незаконное нанесение надписей на стенах зданий, ограждений и тд.
Правила этикета настоящего курянина (нормы и правила поведения человека в обществе, социальных сетях).
IV. Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Тема/модуль | Результат | Количество часов | |
Теоретическое | Практическое | |||
Комфортный город | Виртуальная экскурсия по улицам города Курска. | |||
Экологичный город | Волонтерское движение «Экологический патруль Сергеевского микрорайона» Проект «Экомаршрут по городу Курску» | |||
Здоровый город | Социальный ролик «Мы выбираем жизнь» | |||
Безопасный город | Фотоколлаж «Безопасность превыше всего» | |||
Красивый город | Презентация «Граффити в моём городе» Буклет «Как справиться с вандалами» | |||
Культурный город | Онлайн - акция «Культура поведения» (социальная сеть ВКонтакте) | |||
Родной город | Стендовый проект «Современный город глазами детей» |