Образовательная область – «Познавательное развитие»
Интеграция с другими областями - «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Секреты магнита».
Цель: формирование познавательного интереса у детей посредством опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком;
- развивать стремление детей к самостоятельному познанию через опытно – экспериментальную деятельность; развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их;
- обогащать словарный запас детей, пополнять новыми словами: магнит, магнетические, немагнетические, притягивать, примагничивать, магнитная сила;
- воспитывать инициативность, внимательность, самостоятельность, аккуратность, осторожность при работе с мелкими предметами.
Оборудование: Посылка, «волшебная варежка» (с магнитом внутри), магниты (каждому ребѐнку), различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д.), картон, тарелочки с крупой (на каждого ребенка), банка с водой, карточки – схемы, ноутбук, компас, маска – магнит.
Предварительная работа. Проведение опыта «Все ли притягивает магнит?», использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв».
Ход НОД:
1. Стук в дверь.
- Ребята. Вам пришла посылка.
Воспитатель читает: «Для любознательных!» Я думаю, что это вы.
Посмотрим, что же там находится?
Читаем записку: «Узнайте в чём секрет волшебства волшебной варежки?
И вы сможете раскрыть все его секреты»
Подпись: неизвестный доброжелатель.
Ребята, интересно от кого бы могла быть эта посылка?
Совместная работа по нахождению средств и способов действий.
Воспитатель: Давайте достанем все из коробки и внимательно рассмотрим. Может быть предметы подскажут нам в чем волшебство варежки.
Дети с воспитателем открывают коробку, достают предметы и называют из какого материала они сделаны: пластмассовая ложка, металлическая ложка, резиновая игрушка, деревянный кубик, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы. Внутри коробки лежит варежка с вшитым магнитом.
- Раз это варежка, значит ее нужно надеть (надевает варежку на свою руку). А что же дальше?
Дети дают различные варианты ответов.
Правильный ответ: брать ею разные предметы.
Воспитатель: Давайте попробуем.
Педагог берет по очереди каждый вышеуказанный предмет, а дети наблюдают и комментируют. Например: когда варежку разжали – деревянный кубик упал, или когда варежку разжали - гвоздь остался висеть.
Педагог: Ребята, вы заметили, какие предметы падают, а какие остаются висеть?
Дети: Предметы из железа и металла висят на варежке, а остальные падают.
- Правильно. А почему так происходит? (выдвижение гипотез)
Дети: Внутри варежки спрятан магнит.
Педагог достает магнит и предлагает детям рассмотреть его.
Послушайте загадку, можно так сказать про магнит?
«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипаньем страдает»
Ребята, как вы, думаете, что такое магнит?
- Это предмет, который притягивает к себе металлические изделия.
Воспитатель. Магнит – это куски железа или стали, который притягивает к себе металлические предметы. (Сядем на стульчики0
Первыми обнаружили магнит и его свойства греки и китайцы. Есть легенда о пастухе Магнисе. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать, и была у него палка с железным наконечником. До тронулся он своей палкой до камня – прилипло так, что отрывать надо. Так и прозвали этот камень – магнитом.
Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?
(Путѐм экспериментирования дети определяют качества):
Какого цвета? Какой формы? Какого размера?
• определите на ощупь (гладкий, холодный),
• постучите по столу, какой звук слышите? (глухой),
• попробуйте сломать: твѐрдый или мягкий? (твердый),
• какой он: тяжѐлый или лѐгкий? Мы знаем, что легкие предметы в воде что делают (плавают), а тяжелые предметы? (тонут). Опустите в воду магнит – утонул, значит, он тяжелый.
Вывод: гладкий, глухой звук, твѐрдый, тяжѐлый.
Эксперимент: пройдите по группе и найдите предметы к которым примагничивается или притягивается магнит.
Так ответьте ещё раз на вопрос, какие предметы притягивает магнит? (железные (металлические)
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Ребята, магнит хранит в себе много секретов. Один из них мы уже знаем: притягивает к себе металлические предметы через ткань. (схема крепится на доску)
- А вы хотите узнать ещё секреты магнита?
Я предлагаю вам отправиться в лабораторию, где вы будете юными исследователями и сами будете проводить опыты с магнитом. Но для начала нам нужно правильно одеться – раздаю халаты, вы готовы1
Ой, чуть не забыла, нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.
Вам помогут карточки:
1.Нельзя ничего брать в рот.
2. Будь осторожен с мелкими, колючими предметами!
Ребята будьте осторожны!
2. В лаборатории: Самостоятельная работа детей по нахождению способов действий (проверка)
Что мы можем сказать теперь про магнит?
Дети: Магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель: А сила, которая помогает их притягивать, называется магнитной силой.
Вот сейчас мы и попробуем разгадать, как действует магнитная сила.
Опыт №1 На картон рассыпаются скрепки, под картоном магнит.
- Скрепки спокойно лежат. Будьте внимательны и следите: проводим магнитом по бумаге и что вы заметили?
- Магнит заставляет скрепки двигаться.
Вывод. В магните есть магнитная сила. Вот и еще один секрет узнали: магнит взаимодействует с предметами через бумагу. (схема – карточка крепится на доску)
Опыт №2
(На тарелках насыпать крупу и закопать в него скрепки.)
Ребята, посмотрите в крупе находятся разные металлические предметы. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.
А как вы думаете, сможет ли магнит взаимодействовать с металлическими предметами, спрятанные в крупе? (Да. Нет). Давайте попробуем раскрыть этот секрет.
Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки очистили крупу. Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы? (Гайки, шурупы, болты, скрепки, булавки).
Почему они притянулись к магниту? (Эти предметы из железа - они металлические).
Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические. (повторите)
Вывод. Еще один секрет разгадали, магнит действует через крупу (рисунок).
Воспитатель: А что если бы, в крупе были резиновые, бумажные, стеклянные предметы, смогли бы вы очистить крупу? Почему?
Предметы, которые не притягиваются называются немагнетические. (повторите)
А теперь, прежде, чем узнать еще про один секрет, предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Магнетизм»
Физминутка Ребёнок в роли магнитика.
Дети превращаются в мячики, в роли железных человечков.
Воспитатель: Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита.
Опыт №3
Воспитатель: Дети, а можете вы мне помочь достать монеты со дна стакана не намочив рук? Что скажите? Будем пытаться?
Практическая работа с монетками. (взять удочку)
Воспитатель: Удалось достать монетки? А как вы это сделали?
Ответы детей
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Магнитная сила может проходить через воду?
Дети: Магнит сохраняет свою силу в воде.
Опыт №4
Воспитатель: А вот вам задача посложнее. Как достать эти же монеты, не замочив рук и магнита.
Гипотезы детей и работа над подтверждением. Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают монеты.
Воспитатель: А в этот раз как вы достали монеты?
Дети: через стекло.
Воспитатель: Какое новое свойство магнита мы открыли?
Дети: Магнитная сила действуют через стекло. (схема – карточка)
Воспитатель: Молодцы! Мы всё сделали правильно, достали все металлические предметы.
3. Ребята, а мы можем сказать, что магнит наш помощник? Магнит нужен людям не только для того, чтобы проводить с ним эксперименты.
- а как нам в нашей группе магнит помогает?
- А скажите, а где бы магнит дома маме помог? А папе?
- А давайте посмотрим, где в производстве, в быту используют магнит. (садятся)
Ребята, вы сегодня узнали, что о магнитах люди узнали давно и стали использовать их в своей жизни. Первым прибором стал компас (показывает его). При помощи его можно определить где находится: север, юг, запад, восток. Он есть у всех путешественников. Внутри компаса находится магнитная стрелка, которая всегда указывает на север. (показ)
Просмотр слайдов по ноутбуку:
А еще магниты используют под водой. Вот как вы сегодня. Люди с помощью их строят и ремонтируют различные подводные сооружения. И инструменты легко найти с помощью магнитов, потому что они сделаны из металла.
Его используют при изготовлении различных бытовых приборов: микроволновая печь, телефонная трубка, холодильник (дверь, входные двери (показ на слайдах, а также на больших заводах для поднятия тяжестей.)
Ребята подойдите ко мне.
Вы стоите не падаете? А подпрыгните? Походите. Тоже не упали. А я? А гости наши? А хотите я вам скажу почему?
Наша планета Земля – тоже естественный магнит. Только притягивает она не металл, а всё подряд. В том числе и нас с вами. (показ слайдов, планета и космос, в космосе невесомость)
4. Рефлексия:
(телефонный звонок)
Ребята с нами на связь выходит профессор Знайкин из мультфильма «Приключения Незнайки». Это он нам прислал посылку. Он всё это время наблюдал за нами, и говорит, что вы молодцы, хорошо потрудились, много узнали и разгадали секреты магнита.
И для вас есть ещё один сюрприз, он на дне коробки. (Диск с мультфильмом Смешарики,) Вы увидите, для чего ваши любимые герои использовали магнит.
- Ребята, скажите с каким волшебным предметом мы сегодня проводили опыты?
- а какой опыт вам больше всего понравился?
- а какой бы опыт вы показали маме, папе? Если вы забудете, то я вам помогу объяснить маме, или папе опыт.
Перед обедом - Просмотр мультфильма про Смешариков «Магнетизм ».