1. По воспроизводственному признаку можно выделить подсистемы производственных отношений, которые складываются непосредственно в процессе производства благ, в процессе их распределения, а также на стадиях обмена и потребления. Между этими подсистемами имеется прямая (первичная) и обратная взаимосвязь. Понятно, что распределять, обменивать и потреблять можно только то, что произведено. Но если отсутствуют потребности в данном благе, то вполне понятно, что оно не должно производиться.
2. По характеру самих производственных отношений. Здесь можно выделять:
1. организационно-экономические отношения, которые обусловлены уровнем техники, технологии и профессиональной структуры работников, но они являются в определенной системе индифферентными к тому, кому принадлежат средства производства;
2. социально-экономические отношения, основу которых составляют отношения собственности на материальные факторы;
3. конкретные отношения хозяйствования, которые испытывают влияние не только двух вышеназванных отношений, но и действующие в стране юридические законы и нормы, сложившиеся обычаи и традиции.
3. Основными подходами к классификации экономических систем являются:
1. Формационный - основное внимание в экосистеме уделяют формам собственности на средства производства и присвоения результатов производства;
2. Технологический - технической оснащенности производства;
3. Цивилизационный - производительным силам, общечеловеческим ценностям свободы, демократии и другим определяющим развитие системы.
Формационный подход объясняет переход от менее развитой экономической системы к более развитой прежде всего экономическими причинами (развитием производительных сил, действие экономических законов, отношения собственности и т.д.) и рассматривает политические, правовые, национальные и другие факторы как второстепенные. Основоположник формационного подхода К. Маркс.
первобытнообщинный способ производства
↓
рабовладельческий способ производства
↓
феодализм
↓
капитализм
↓
Коммунизм
Технологический подход. Американский социолог и политический деятель У. Ростоу в 60-е годы ХХ в. создал теорию стадий экономического роста, в соответствии с которой экономическую систему любой страны в прошлом или настоящем можно отнести к одной из пяти последовательно сменяющих друг друга стадий экономического роста. В основном их смены лежит прогресс техники и производства.
традиционное общество
↓
переходное общество
↓
стадия решающего сдвига (созревающее общество)
↓
индустриальное общество
↓
общество массового потребления
↓
общество поиска "качества жизни"
Традиционное общество отличается низким уровнем производительности труда и незначительной нормой накопления. В структуре производства преобладает сельское хозяйство.
В переходном обществе это преобладание сохраняется, но создаются первоначальные условия для индустриализации, развивается его инфраструктура. В нем происходит промышленный переворот, норма накопления растет, а потребление ограничено.
Для индустриального общества характерны широкое распространение машинного производства, наиболее высокие норма накопления и темпы экономического роста. Рост производства начинает опережать рост населения, создаются условия для роста потребления.
Стадия массового потребления характеризуется техническими революциями, относительно избыточными капиталами, повышением благосостояния населения.
Цивилизационный подход. В начале 70-х годов ХХ ст. американский социолог Д. Белл предложил свой подход к классификации экономических систем. Социально-экономические изменения, по Беллу, происходят вместе с изменениями в производстве и использовании научно - технических знаний. Общество движется от доиндустриального к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу.
доиндустриальное общество
↓
индустриальное общество
↓
постиндустриальное общество
Доиндустриальное общество отличается неразвитыми производителями силами, необходимостью непосредственного обращения к природе как источнику существования.
Индустриальное общество организовано на основе машинно-промышленного производства.
Что же касается постиндустриального общества, то оно характеризуется, по Беллу, следующими признаками: основная доля занятых перемещается из производства товаров к производству услуг; важнейшую роль в экосистеме играют научные знания и нововведения; главное место в профессиональной структуре принадлежит специалистам.