Изотерапия как средство социокультурной адаптации дошкольника (арт-терапия)
Изотерапия как средство социокультурной адаптации дошкольника
ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
https://fusionpiter.ru/articles/isotherapy
Цель состоит в повышении уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области современных психолого-педагогических технологий (арттехнологий).
Задачи:
1) совершенствовать представления о теоретическими основах изотерапии;
2) познакомить педагогов дошкольного образования с основами проведения изотерапии - одного из видов арттерапевтрической деятельности, оказывающей психотерапевтическое воздействие.
План:
1. Характеристика социального развития ребенка дошкольного возраста
2. Арттерапия в деятельности образовательных учреждений
3. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности
4. Изотерапия:
1) общие представления об изотерапии;
2) художественные материалы и их психологическое влияние;
3) особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии;
4) основные этапы изотерапии;
5) техника медитативного рисунка – мандала;
6) рисование мандалы с ребенком дошкольного возраста (семейная традиция)
Тезаурус:
Арттерапия | Арттерапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арттерапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. | |
Изотерапия | Терапия изобразительным творчеством (прежде всего рисованием), используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. | |
Интерпретация | 1. Истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2. В искусстве актера, режиссера, музыканта и т.п. - творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста. | |
Интенциональное видение | Устремленность, направленность сознания, мышления на какой-либо объект. | |
Мандала(магический круг) | Техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». | |
Медитация | Интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и пр., достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранение всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение) | |
Метод симультанного восприятия | Опирается на способность одновременно воспринимать объект в целом или несколько объектов при отсутствии движения глаз | |
Метод сукцессивного восприятия | Опирается на способность восприятия объектов и их частей при движении глаз. | |
Рефлексия | Размышление полное сомнений и противоречий; анализ собственных психических состояний. | |
Самооценка | Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. | |
Самопознание | Сведения о себе человек получает в процессе самонаблюдения и от внешних источников – объективных результатов своей деятельности, отношения других людей и пр. Познание себя – одна из самых сложных и субъективно важных задач: 1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, затем применить их к самопознанию; 2) человек должен накопить материал для познания, т.е. должен кем-то стать, при этом он непрерывно развивается и самосознание постоянно отстает от своего объекта; 3) всякое получение знания о себе меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным. Поэтому задача самопознания субъективно значима, всякое продвижение в ней – шаг в саморазвитии, самосовершенствовании. | |
Саморегуляция | Представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами: чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и др. Структура саморегуляции: 1) принятая субъектом цель его произвольной активности; 2) модель значимых условий деятельности; 3) программа собственно исполнительских действий; 4) система критериев успешности деятельности; 5) информация о реально достигнутых результатах; 6) оценка соответствия реальных результатов критериям успешности; 7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности. | |
Самосознание | Высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. | |
Сознание | Высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Сознание характеризуется: 1) активностью; 2) интенциональностью – направленностью на предмет (сознание чего-либо - интенция); 3) способностью к рефлексии – самонаблюдению - осознание самого сознания; 4) мотивационно-ценностным характером; 5) различной степенью (уровнями) ясности. | |
Социальная компетентность | 1. Сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими 2. В дошкольном возрасте - это поведение ребенка в окружении сверстников и взрослых, отражающее его умение ориентироваться в возникшей ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию окружающих его людей. | |
Социальное развитие | Процесс приспособления ребенка к социальной действительности, передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством. |