Рисунок точек выглядит следующим образом:
Инструкция к заданию 3: "Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй нарисуй здесь, рядом, такие же".
Оценить выполнение теста можно по следующим параметрам. Задание 1. Рисунок мужской фигуры.
• 1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова меньше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице - глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т. е. фигура рисуется сразу
как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы "растут" из туловища.
• 2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.
• 3 балла ставят в следующем случае. На рисунке должны быть изображены: голова, туловище, конечности; руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.
• 4 балла-за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).
• 5 баллов - за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.
Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.
Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается все новыми деталями: если в 3,5 года ребенок рисует "головонога", то в 7 лет - презентирует богатую схему тела. В связи с этим, если в 7 лет ребенок не рисует одной из деталей (головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног), на это надо обратить внимание.
Следует подчеркнуть, однако, что самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет, т. е. ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть такого обследования.
Задание 2. Подражание письменным буквам.
• 1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
• 2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
• 3 балла - в случае явной разбивки надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
• 4 балла - в случае, если с образцом совпадают хотя бы две буквы, а копия все еще создает строку надписи.
• 5 баллов выставляют за каракули. Задание 3. Срисовывание группы точек.
• 1 балл выставляют за почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличения не должно быть.
• 2 балла - если количество и расположение точек соответствует образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами • 3 балла выставляют за целое изображение, по своему контуру похожее на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Не обязательно правильное количество точек, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
• 4 балла выставляют за рисунок, по своему контуру уже не похожий на образец, но еще состоящий из точек. Размер рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы не допускаются.
• 5 баллов выставляют за черкание.
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до б баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что характеризует развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.
Важно помнить, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно создать для первоклассников те условия, которые сделают их школьную жизнь гармоничной, будут способствовать раскрытию лучшего в ребенке, а это очень важно для всей его дальнейшей жизни.