Рабочая программа
по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Учебный год:
Группа: дети 5-7 лет
«Готовим детей к школе»
Программа «Тропинка к школе».
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта. Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука к букве».3-е изд.- М.: ТЦ «Сфера», 2013 г.-98 с.; по математике «Я считаю до двадцати». 3-е изд.,- М.: ТЦ Сфера. 2013. – 96 с. Математические ступеньки).
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.
Одна из основных задач, которую ставит перед ребенком школа,- это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений, навыков.
Несмотря на то, что общая готовность (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению различна. Вот почему важно до начала обучения ребенка в школе изучить уровень его готовности к школьному обучению, обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием..
Главная задача работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.
Личностная готовность характеризуется:
ориентировкой ребёнка в окружающем мире, запасом его знаний;
отношением к школе;
самостоятельности ребёнка;
его активности и инициативы;
развитие потребности в общении;
умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое развитие.
Цель:
- обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе
- развитие речи и простых математических представлений
- развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики
- подготовка руки к письму
- подготовить детей к обучению в 1 классе
- ознакомить с основными понятиями и терминами
- сформировать умение составлять связный рассказ
- умение ориентироваться в пространстве тетрадного листа
Задачи:
- развивать устную и письменную речь;
- формировать вычислительные навыки;
- развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
- пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, занятия с использованием ИКТ.
Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
Содержание программы:
Тропинка к школе работает 2 раз в неделю. Проводятся занятия: обучение грамоте и математика, продолжительностью по 30- 40 минут.
Основное тематическое содержание программы по обучению грамоте:
Занятия по обучению грамоте построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть, направлены на развитие познавательных способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к работе. Занятия можно разделить на два этапа: большая часть разговорная и письменная.
Обучение грамоте:
ü Слово. Многозначные слова.
ü Слог. Деление слов на слоги.
ü Ударный слог.
ü Звук. Гласные и согласные звуки.
ü Анализ звукового состава слова.
ü Предложение.
ü Письмо элементов: прямая короткая и длинная наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху и внизу, большой и малый овал и полуовал.
В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:
- владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
- уметь различать звуки речи на слух;
- уметь составлять простые предложения;
- пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
- конструировать буквы;
- штриховать по образцу.
Познавательные:
- ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
- находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте
Дата | №п/п | Тема, содержание занятия | |
Октябрь | 1-2 | Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове. Слог как часть слова, графическое изображение слова. | |
3-4 | Звук и буква А: граф. изобр. место звука в слове (нач., сер., конец) Буква А: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт». | ||
5-6 | Буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Чтение слогов АУ, УА, печатание слогов. Рисование вишен, яблок в тетради в линейку | ||
7-8 | Звук и буква О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Рисование колобка в тетради в линейку | ||
Ноябрь | 1-2 | Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы. | |
3-4 | Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройд. матер. | ||
Рисование шариков в тетради | |||
5-6 | Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов (МАМА, МЫЛО), печатание буквы. Рисование вишен, яблок в тетради | ||
7-8 | Звук и буква М: граф. изобр. место звука в слове,, чтение слогов, печатание буквы. Рисование осенних листочков в тетради в линейку. | ||
Декабрь | 1-2 | Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы. Звуковой анализ слов деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог в слове. Рисование кошки в тетради | |
3-4 | Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, составление слов знаками и буквами, чтение слов. Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений. | ||
5-6 | Закрепление: фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов. Рисование Чебурашки в тетради. | ||
7-8 | Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. | ||
Январь | 1-2 | Повторение: звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА). Рисование ёлочных шариков в тетради в линейку. | |
Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, разбор слов (ЛУК, ЛЮК) Закрепление: чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ). | |||
Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение звуков, чтение и разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ). Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением. Рисование вагончиков в тетради. | |||
Январь | 7-8 | Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение звуков, чтение и разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). Игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради. | |
Февраль | 1-2 | Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, (ЛИМОН, МАЛИНА). Закрепление: слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН). Игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради | |
3-4 | Звуки Г и Гь, К и Кь: граф.изобр. буквы Г и К, письмо букв. разбор слов (Г ОРА/ К ОРА,), Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К разбор слов (КИ Т/ КО Т, Г РО М/Г РИ М), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ). | ||
5-6 | Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. чтение слогов, письмо букв Д и Т Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение предложений (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО). | ||
7-8 | Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ. | ||
Март | 1-2 | Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф.изобр. чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С разбор слов (РОЗА/ВАЗА),– ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА). | |
Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П: чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ) Игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради. | |||
Март | 5-6 | Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. чтение слогов, письмо буквы Х, слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но). Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов со звуком Х. | |
7-8 | Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш. | ||
Апрель | 1-2 | Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков чтение слогов, разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч и Щ. | |
3-4 | Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц | ||
5-6 | Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стих-я | ||
7-8 | Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь Твёрдый знак Ъ:сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й | ||
Май | 1-2 | Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. Закрепление: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова. | |
3-4 | Закрепление: алфавит, чтение стихотворений Ребусы, загадки, чтение стих-й. Рисование грибов в тетради в линейку. |
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребёнок к концу года должен:
· проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
· ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
· записывать слова, предложения печатными буквами;
· разгадывать ребусы, кроссворды;
· читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
· рисовать предметы в тетради.
Основное тематическое содержание программы по математике:
- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;
- изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности; - раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах. Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством. Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
Планируемые результаты:
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
- сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;
- определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах элементов поровну;
- называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;
- сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
- читать любое число от 1 до 10;
- называть и различать геометрические фигуры
.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Математика:
ü Счет предметов.
ü Количественный и порядковый счет.
ü Сравнение предметов по длине и ширине.
ü Пространственные представления.
ü Сравнение группы предметов.
ü Геометрический материал.
ü Счет предметов от 1 до 10.
ü Состав чисел от 1 до 10.
ü Решение простых задач.