Правовое регулирование международного рынка услуг




Содержание

 

Введение. 3

1. Правовое регулирование международного рынка услуг. 5

2. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг. 15

Заключение. 32

Список литературы.. 34

 


Введение

 

В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.

К сфере услуг относят:

традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.

К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления.

Международное торговое право родилось изначально в стремлении государств урегулировать торговлю товарами и сделать доступ товаров на иностранные рынки максимально доступным. Для этого практически важно было обеспечить достаточно свободный, либерализованный на взаимной основе благоприятный режим импорта, а также режим свободного, по крайней мере, взаимного валютного обмена для платежно-расчетных операций и для финансирования торговли.

Регулирование международного обмена услугами, однако, значительно сложнее, требует не только свободы движения товаров и свободы валютного обмена, но и благоприятного режима импорта инвестиций для образования за рубежом постоянных представительств и для репатриации капиталов, заработанных от услуг за рубежом; для осуществления за рубежом банковского и страхового бизнеса. Требуется доступ в иностранных государствах к занятию операциями этого рода; нужна свобода передвижения лиц (в частности, в туризме) и т.п. Короче говоря, невозможно эффективно обеспечить на международном уровне свободу оказания услуг, не обеспечив при этом свободы платежей, свободы инвестиций, свободы миграции людей. Многие из этих свобод, однако, с большим нежеланием предоставляются государствами в сфере услуг для иностранцев. Напротив, внутренний рынок услуг стремятся сохранять для отечественного капитала. Именно это является причиной того, что в отличие от торговли товарами международная интеграция в сфере услуг сильно "запаздывает", и до сего времени отдельные секторы национальных рынков услуг остаются не открытыми вполне для иностранного освоения.

Руководствуясь своего рода здравым социально-протекционистским смыслом и по мотивам охраны публичного порядка, государства во внутренней практике традиционно предъявляют обычно более высокую степень контроля за предпринимательской деятельностью в сфере услуг, особенно высокопрофессиональных услуг, например врачебных, услуг, требующих в интересах потребителей особой степени надежности (банковская, страховая, транспортная и т.п. деятельность).


Правовое регулирование международного рынка услуг

 

Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:

во-первых, то, что уже в самых первичных, фундаментальных конвенционных формах регулирования международной торговли на двусторонней основе, в так называемых договорах о торговле часто добавлялись слова "и мореплавании" просто включались в текст соответствующие правила. При этом мореплавание (как вид транспортной услуги) носило как бы сопутствующий характер к главному, к обеспечению благоприятного режима торговли товарами;

во-вторых, первые многосторонние опыты международно-правового конвенционного характера по урегулированию торговли собственно услугами отличались фрагментарностью, секторальностью и институализацией. Это остается и доныне. Первой соответствующей институцией стал в 1865 г. Международный телеграфный союз, в дальнейшем эволюционировавший в современный Международный союз электросвязи. Затем в 1874 г. создан был доныне здравствующий Всемирный почтовый союз. Далее следовали многочисленные узкоспециализированные международные конвенции и организации по отдельным услугам в области морского и железнодорожного транспорта, что привело в конце концов к созданию, в частности, современной Международной морской организации в 1982 г. (фактически под названием ИМКО – с 1958 г.). В 1944 г. была создана Организация международной гражданской авиации и т.д.

Этот далеко не полный перечень наглядно иллюстрирует, что из торговли услугами для действенного правового регулирования прежде всего оказались востребованы транспорт и связь. И до настоящего времени именно этот сектор услуг остается наиболее детально юридически урегулированным, несмотря на принятие в 1994 г. рамочного по своей сути Генерального соглашения по торговле услугами;

в третьих, наибольшие успехи в многостороннем, многосекторальном правовом урегулировании торговли услугами достигнуты были первоначально на региональных уровнях: в Евросоюзе – вплоть до создания общего рынка услуг, наряду с другими свободами движения товаров, капиталов и рабочей силы; в рамках ОЭСР, но по ограниченному кругу услуг и с многими оговорками и исключениями для отдельных государств; в НАФТА, также с рядом исключений, особенно в части культурных аспектов услуг и миграции рабочей силы;

в четвертых, во многом вопросы международной торговли услугами, особенно что касается железнодорожных, речных и иных перевозок; трубопроводного транспорта; миграции рабочей силы (режим допуска иностранцев); транзита и т.д. – реально продолжают решаться на международной договорной основе в двустороннем порядке (с узко ограниченным числом непосредственно задействованных стран);

в пятых, унификация частноправовых норм национальных правовых систем в сфере услуг еще далеко не достаточна. Хотя именно для эффективного международного обмена в секторе услуг проблемы выбора применимого права и, соответственно, необходимость унификации, возможно, более насущны, чем даже в сфере торговли товарами;

в шестых, парадоксальным в течение более полувека является положение, когда в силу Устава МВФ (а в Фонде сегодня участвуют практически почти все государства мира) любые платежи и трансферы по внешним текущим операциям, включая услуги, принципиально не подлежат каким-либо ограничениям между странами, придерживающимися режима валютной конвертируемости, сами же внешние услуги отнюдь не либерализованы столь универсально.

Первым опытом либерализации международного рынка услуг в целом и на многосторонней основе, хотя лишь среди промышленно развитых стран, была после окончания Второй мировой войны разработка – сначала в рамках Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), а затем ее правопреемницей Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – кодексов либерализации текущих операций услуг. В результате было выработано несколько принципиальных подходов к либерализации рынка услуг: определение конкретного круга регулируемых услуг; консолидация действующих в странах ограничений на допуск иностранных поставщиков услуг; постепенное снижение особо важных, пиковых ограничений и недискриминации применяемых ограничений, за исключением особого режима в рамках интеграционных и преференциальных объединений.

Наконец, в рамках Уругвайского раунда переговоров стран-участниц ГАТТ было согласовано и в 1994 г. заключено Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое стало первым в истории по существу универсально ориентированного характера международно-правовым актом, в котором закреплены были общие подходы к регулированию рынка услуг. Единые подходы к правовому урегулированию международного рынка услуг осложнялись, однако, прежде всего, реальными возможностями применения к ним национального режима режима наибольшего благоприятствования, которые являются стержневыми в рамках ГАТТ/ВТО.

ГАТС по существу – рамочное соглашение, своего рода кодекс добропорядочного поведения, "свод принципов и правил", которые, по идее, должны последовательно насыщаться конкретными правовыми обязанностями государств.

По предмету регулирования компетенция ГАТС распространяется на все виды услуг.

Все огромное многообразие видов услуг можно, однако, свести к пяти их основным видам: финансовые услуги, включая банковские депозитные, кредитные, расчетные операции, страхование и т.д. (именно на финансовые услуги приходится до 40% доходов от всех международных услуг); разнообразные транспортные услуги – в силу насущной практической необходимости обеспечения технической безопасности и международного торгового оборота одними из первых стали предметом международно-правового урегулирования (на транспорт падает до 25% доходов от всех услуг); международная связь – почтовая, электрическая, телекоммуникационная (этот сектор услуг развивается особенно быстро); туризм и рекреационный бизнес (почти столь же доходные как и транспорт); и, наконец, трудовые услуги, включая мигрирующую рабочую силу, в том числе интеллектуальный труд, воплощаемый в исключительных правах на промышленную собственность (патенты, ноу-хау и т.д.) и в авторских правах.

Заметим, однако, что фактически далеко не все перечисленные виды услуг в равной мере подпадают под конкретное регулирование в рамках ГАТС посредством обязательств, принятых на себя государствами.

Единственным формальным исключением из универсальной компетенции ГАТС по предмету регулирования являются некоммерческого характера услуги в рамках функций государственной власти, включая монопольного характера (почта, полиция, правосудие), а также услуги, связанные с правительственными закупками для удовлетворения потребностей армии, государственных органов и т.п., но не для коммерческих продаж населению.

"Поставка услуги" согласно ГАТС означает не только продажу услуги, но и ее производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку, т.е. весь комплекс, процесс услуги от начала до конца. Например, железнодорожная пассажирская перевозка включает: рекламу; составление расписания поездов; обеспечение продажи билетов; определение места в поезде и вагоне; техническая подготовка поезда и вагона; обеспечение их энергией; подачу поезда в назначенное место; перевозка пассажира с обусловленных уровнем обслуживания и в должное время до места назначения и т.д. А та же перевозка на международной линии требует, кроме того, международного согласования рейса, технического, энергетического обслуживания железнодорожного пути и поезда, согласования рейса по времени с таможенными и пограничными службами, обеспечения валютных и финансовых платежей и т.д. Из этого примера видно, насколько сложнее транспортные (как и прочие) услуги сравнительно с куплей-продажей товара.

С точки зрения субъектного действия ГАТС в принципе действует в равной мере в отношении всех стран-членов ВТО. Причем отличие от ГАТТ и ВТО в целом, где во многих правовых нормах прямо закреплен преференциальный режим развивающихся стран, такого особого режима в ГАТС принципиально не предусмотрено, и, таким образом, ГАТС формально действует единообразно и недифференцированно ко всем странам-участницам. Однако в ряде статей ГАТС содержатся все же, хотя и недостаточно конкретные, рекомендательного характера положения об облегчении развивающимся странам доступа к отраслям и способам поставки услуг, представляющим для них экспортный интерес, а также о "специальном приоритете" для наименее развитых стран. Кроме того, что касается интеграционных экономических объединений развивающихся стран, ГАТС допускает возможность в рамках таких объединений предоставлять в сфере услуг более благоприятный режим для физических и юридических лиц из развивающихся стран (и тем самым по сути дискриминировать лиц, включая ТНК, из развитых стран).

Так же как в ГАТТ – ст. V ГАТС допускает особый режим, устанавливаемый странами-участницами интеграционных объединений в части торговли услугами, причем как ГАТТ, так и ГАТС обуславливают такую "легализацию" интеграционных объединений условием, что они будут способствовать либерализации торговли не только внутри этих объединений, но и в отношении стран, не участвующих в них. Не должно быть также при этом дискриминации этих третьих стран, в том числе любого отступления от принципа национального режима, а также "общий" уровень барьеров в торговле услугами в отношении третьих стран не должен повышаться в результате экономической интеграции.

Важная цель и смысл ГАТС – либерализация государственных и отчасти негосударственных мер, регулирующих и ограничивающих импорт услуг, включая относящиеся к услугам ограничительные меры, кроме торговой, также в валютной и миграционной сферах. При этом, что касается мер, вытекающих из обязательств сторон, но относящихся к компетенции муниципальных и региональных местных властей, а также негосударственных институций, ГАТС (как и ГАТТ) предусматривает принятие государствами-участниками лишь "разумных мер, имеющихся в их распоряжении" (ст. I п. 3а). Иначе говоря, в этой части нет облигаторных обязательств государств.

ГАТС полностью в качестве составной части Марракешского пакета является интегрированной частью системы ВТО, в том числе ее институционной структуры, включая подчиненность общему руководству со стороны Генерального совета ВТО, юрисдикцию Органа по разрешению споров ВТО и т.д. ГАТС при этом сохраняет известную "автономность" в общем режиме ВТО, представляя собой теоретически специальное регулирование, а, следовательно, имеющее преобладающую силу в случае возможных коллизий и другими нормами ВТО.

Сердцевиной ГАТС (часть II) являются общего характера постоянно закрепленные обязательства, своего рода "кодекс добропорядочного поведения". При этом не предусматривается обязательств изменения внутреннего законодательства стран, наоборот, его закрепленность в соответствии с этим "кодексом".

Ключевым принципом ГАТС, как и ГАТТ, является режим наибольшего благоприятствования в его безусловном понимании, т.е. без требования взаимной компенсации, что создает возможности для пользования этим режимом, не предоставляя встречных уступок, иначе – порождает феномен так называемой "бесплатной езды", как и при торговле товарами. Что касается услуг, особенностью является применение принципа наибольшего благоприятствования не только к товару, как в ГАТТ, но и к поставщику услуги.

Исключением из принципа наибольшего благоприятствования является, как обычно принято, приграничная торговля услугами. Что же касается обычного исключения из принципа наибольшего благоприятствования для интеграционных объединений (таможенных союзов, зон свободной торговли и т.п.), в ГАТС такого исключения нет, но практически соответствующая "дискриминация" допускается в силу действия национального режима (см. ниже), который в ГАТС содержит исключение для интеграционных объединений.

Национальный режим в ГАТС гораздо более ограничен сравнительно с ГАТТ, поскольку допускает условия и ограничения, которые каждый участник ГАТС может указывать по своему усмотрению в перечне взятых на себя конкретных обязательств (см. ниже); при этом в перечне государство может предусмотреть исключения в отношении действия национального режима для соответствующих способов поставки услуг из других государств. Таким образом, допускается дискриминация иностранных поставщиков сравнительно с отечественными. Кроме того, национальный режим может не применяться для иностранных лиц, если государство изменит условия конкуренции в пользу своих национальных лиц (ст. XVII, п. 3, ГАТС). Наконец, исключения из национального режима допускаются (как уже сказано выше) и для услуг, оказываемых в рамках таможенных союзов и зон свободной торговли.

Прозрачность (транспарентность). По аналогии с условиями ГАТТ государства обязаны, во-первых, публиковать информацию по всему своему правовому регулированию в секторе услуг; во-вторых, создать в этих целях специальные информационные пункты и, в-третьих, предоставлять любую информацию о мерах, применяемых в сфере услуг, по запросам государств-партнеров.

Условие прозрачности особо практически важно, так как в сфере национального регулирования услуг государства имеют большую свободу действий, а регулирование по сути носит характер нетарифных барьеров, которые столь же "невидимы", как сама "невидимая" торговля услугами.

Исключения из обязательств по прозрачности допускаются только в отношении конфиденциальной информации, по причинам публичного порядка либо защиты законных коммерческих секретов.

Статья VI ГАТС содержит принципы применения национальных правовых норм регулирования услуг: меры, затрагивающие торговлю услугами, должны быть "разумными, объективными и справедливыми"; в стране должен существовать процессуальный порядок защиты прав поставщиков услуг, обеспечивающий право на справедливое судопроизводство; технические стандарты, лицензирование и квалификационные требования к услугам не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами; занятия и торговля многими видами услуг (банковские, адвокатские и т.п.) и во внутреннем правопорядке обычно носят разрешительный порядок. Тем более это относится к иностранным специалистам, в отношении допуска которых широко распространена протекционистская практика. Соответственно, государство согласно ГАТС имеет право на проверку квалификации, профессионализма, знания языка и т.п. у иностранных специалистов свободных профессий, предлагающих свои услуги.

Что же касается признания иностранных дипломов, стажа работы, страны-участницы ГАТС (ст. VII) полностью свободны определять порядок и способы (в том числе на договорной основе) такого признания, но должны при этом избегать дискриминации и скрытых ограничений.

Статьи VIII и IX ГАТС касаются вопросов монополизма и исключительных поставщиков услуг (например, почтовых), а также антиконкурентной деловой практики в сфере услуг. Обусловлено, относительно монополий и исключительных поставщиков, недопущение дискриминации и злоупотребления монопольным положением, но в отношении антиконкурентной деловой практики – лишь обязательство принимать участие в межправительственных консультациях по этому вопросу.

Статья XI ГАТС предусматривает в общей форме принцип взаимозависимости свободы платежей и трансферов в сфере услуг с их либерализацией по конкретным обязательствам государств (см. ниже), а также обязанность государств не устанавливать валютных ограничений на операции с движением капиталов (инвестиций) в рамках либерализации отдельных видов услуг.

Статья XII ГАТС обусловливает возможности введения страной временных, пропорциональных, необходимых, недискриминационных и соответствующих уставу МВФ ограничений (исключений) в отношении взятых на себя ранее обязательств по либерализации услуг, а также на платежи и трансферы по услугам, - в случае серьезных затруднений с платежным балансом и внешними финансовыми отношениями.

К числу исключений, допустимых в отношений обязательств по ГАТС, относятся также (по аналогии с ГАТТ): избавительная оговорка об отказе в выгодах по ГАТС при определенных обстоятельствах (ст. XXVII); условия о возможности принятия защитных мер при чрезвычайных обстоятельствах (ст. X), создающих дезорганизацию рынка, увязываемую с принятыми либерализационными мерами, а также введение исключений в связи с защитой публичного порядка (ст. XIV) в интересах безопасности (ст. XIV).

Особенностью ГАТС являются так называемые конкретные (специфические) обязательства, которые государства могут в результате переговоров о либерализации международной торговли (обычно в ходе так называемых "раундов") зафиксировать в особых перечнях, касающихся ограничений в торговле конкретными видами услуг. Перечни прилагаются к ГАТС и имеют обязательную правовую силу.

Ограничения в перечнях показываются, во-первых, по доступу на свой национальный рынок и, во-вторых, по предоставлению национального режима для такой допускаемой на рынок услуги. При этом и то и другое (допуск и национальный режим) для каждой конкретной услуги еще дифференцируются по четырем способам поставки, а именно: трансграничный способ (например, трансграничная перевозка груза); поставка услуги иностранному потребителю (например, участие иностранного капитала в организации туризма для иностранцев); поставка путем коммерческого присутствия (например, функционирование представительства иностранной авиалинии); поставка услуг физическимцами (например, турне иностранного артиста). Например, иностранный специалист может быть допущен для оказания услуг, но национальный режим в части социального обеспечения и т.п. ему не будет предоставляться.

Как предоставление допуска на внутренний рынок услуг, так предоставление при таком допуске национального режима полностью зависит от воли государства. Но если такое предоставление уже зафиксировано в перечне в результате проведенных переговоров, государство тем самым принимает на себя обязательство заморозить зафиксированные ограничения и не ужесточать их.

Предусмотрено, что если государство либерализовало доступ той иной услуги способами трансграничной поставки коммерческого присутствия и при этом существенной частью услуги является трансфер капитала, государство обязуется разрешать и соответствующие переводы капитала.

Кроме того, все меры по допуску берализации иностранных услуг государства обязаны осуществлять без дискриминации и с соблюдением режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг из всех стран ВТО.

Перечни – обязательны. Однако через 3 года каждое государство имеет возможность внести изменения, ужесточающие режим для иностранных услуг. Но такие изменения должны пройти процедуру согласования со странами, интересы которых могут быть ущемлены и которые могут потребовать компенсации. Если согласования не будет достигнуто, "обиженная" сторона может обратиться к арбитражу, применение которого обязательно. Если обращения в арбитраж не последует, страна, желающая внести в перечень соответствующие изменения, вольна сделать это. Что касается юрисдикции арбитража, не ясно, сохраняется ли возможность использования вместо арбитража общей для ВТО процедуры урегулирования споров в рамках Органа по урегулированию споров, компетенция которого распространяется и на споры из ГАТС.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: