Устройство ПК.
1) каждому термину, стоящему в левой колонке, поставьте в соответствие его описание
информация компьютер процессор оперативная память жесткий диск клавиатура монитор мышь принтер | · устройство визуального отображения информации · информация в ней находится только во время работы компьютера · устройство, предназначенное для обработки информации и управления работой компьютера · сведения об интересующем вас предмете · универсальное программно управляемое устройство для обработки информации · устройство для ввода информации путем нажатия клавиш · устройство для печати на бумаге · устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации · используется для длительного хранения информации |
2) установить соответствие между устройствами и функциями, которые они выполняют
процессор | |
оперативная память | |
жесткий диск | ввод информации |
клавиатура | вывод информации |
монитор | хранение информации |
мышь | обработка информации |
принтер | |
акустические колонки | |
сканер |
3) проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу
Органы человека | Информационный процесс | Устройства компьютера |
Органы чувств | прием (ввод) информации | |
Память | хранение информации | |
Мозг | обработка информации | |
Органы речи и опорно-двигательной системы | передача (вывод) информации |
4) Найдите зашифрованные в сканворде названия различных устройств ПК или их компонентов.
ь | с | к | с | и | д |
т | к | а | р | т | а |
я | а | т | а | л | п |
м | н | а | р | к | э |
а | е | м | ы | ш | ь |
п | р | о | р | е | п |
Ответы: диск, карта, мышь, память, перо, плата, сканер, экран
2. операционная система Windows:
1) Что такое объект Windows?
2) что находится в главном меню?
3) Назвать элементы управления Рабочего стола, назначение панели задач.
4) Виды представления окон в программах, какие действия можно производить над окном программы?
3. клавиатура:
1) для чего используется клавиша Shift?
2) назовите клавиши для удаления символов.
3) назовите клавиши для перехода в начало и конец строки.
4) назовите клавиши для выхода из текущего режима.
4. информация:
1) приведите 5 примеров графического представления информации.
2) перечислите этапы работы с информацией.
3) с помощью каких органов можно получить информацию?
4) расшифровать зашифрованные слова и найдите лишнее.
КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ. (Текст, число, график бумага. Бумага-носитель информации, всё остальное - виды).
5. текстовый редактор “ блокнот”:
1) что означает “редактирование текста”?
2) опишите приемы копирования текста.
3) что такое буфер обмена, его назначение.
4) возможности и назначение текстового редактора Блокнот.
Подведение итогов.
Урок-игра “Что такое информация?” (в 5 классе)
Цели:
- Повторение и обобщение материала,связанного с термином “информация”;
- Закрепление знаний о свойствах информации, методах и средствах её передачи, приёма, обработки и хранения;
- Воспитание у учащихся чувства взаимопомощи, развитие коллективизма.
Игра начинается с вступления ведущего, который дает обоснование термина “информация”, далее класс делится на команды.
Ведущий:
Жизнь человека неразрывно связана с получением, обработкой, хранением и использованием информации. Информация отражает в себе нечто, присущее реальному миру, который мы познаем. Информацию, которую мы получаем, можно зашифровать.
I конкурс “ что лишнее?”
Путем перестановки нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить, какое слово здесь лишнее.
КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ. (Текст, число, график бумага. Бумага-носитель информации, всё остальное - виды.)
ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР. (Клавиатура, джойстик, сканер, принтер. Принтер - устройство вывода данных, всё остальное -устройства ввода.)
ТОРНИМО, ТЕРТПЛО, ТЕРИНПР, ЬШЫМ. (Монитор, плоттер, принтер, мышь. Мышь - устройство ввода данных, всё остальное -устройства вывода.)
ТЕРЧЕСВИН, ТАКЕДИС, АКТПКОМ КСДИ, СОРЦЕСПРО. (Винчестер, дискета, компакт диск, процессор. Процессор - устройство обработки информации, всё остальное - внешняя память.)
ТАНЛЕПЕРОФ, ТАКЕДИС, ТАКРАРОФПЕ, НИМОРОТ. (Перфолента, дискета, перфокарта, монитор. Монитор- устройство вывода данных, всё остальное - носители информации.)
НОФЕЛТЕ, ММЕДО, ТФЕЕЛКСА, ТЬАЯПМ. (Телефон, модем, телефакс, память. Память - устройство хранения данных, всё остальное - устройства передачи.)
УХЛС, УСКВ, ИЕНЯНООБ, ГОМЗ.
(Слух, вкус, обоняние, мозг. Мозг обрабатывает информацию, всё остальное- органы чувств.)
КАБОТРАОБ, ИЕНЕХРНА, ТОРЛЯКУКАЛЬ, ЕЕААПРДЧ. (Обработка, хранение, калькулятор, передача. Калькулятор - вычислительное устройство, всё остальное - виды работы с информацией.)
КАЧТО, АОНТ, КВАУБ, РАЦФИ. (Точка, нота, буква, цифра. Ноту нельзя ввести с клавиатуры, всё остальное - можно.)
МЕТРАРИФОМ, ТЫЕСЧ, ТОРКАЛЯЛЬКУ, ДОВОСКИД. (Арифмометр, счеты, калькулятор, дисковод. Дисковод - устройство для записи(считывания) на магнитные диски, всё остальное - виды работы с информацией.)
Ведущий: в зависимости от того, как информация передаётся и воспринимается, можно выделить следующие виды информации: аудиальную, визуальную, тактильную, обонятельную, вкусовую.
II конкурс “блиц-опрос”
Какую информацию можно получить во время:
- просмотра видеофильма;
- игры в футбол;
- прослушивания музыки;
- поиска в темноте кнопки выключателя;
- снятия пробы с пищи?
Ведущий: одним из способов представления информации является язык. Разговор - одно из средств общения между людьми.
III конкурс “составьте слово” Команды получают карточки с буквами, составляющими слово “ информация”. Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов. Объяснить термин “ информация”.
IV конкурс “ ребусы”
Все знают, что любая информация может быть представлена графически. Ребус - это слово, зашифрованное в виде картинок и символов. Разгадать ребусы: (рис. 1)
V конкурс- конкурс капитанов. Его лучше провести, пока команда составляет слова в III конкурсе. Капитанам нужно разгадать кроссворд по устройству ПК.
Кроссворд" Компоненты компьютера"
По горизонтали:
3. "Мозг " компьютера
5. Вид информации
7. Внешняя память.
8. Устройство для управления движением на экране.
9. Минимальная единица количества информации.
10. Устройство ввода для вида информации из вопроса №5 по горизонтали.
11. Передающее устройство.
12. Традиционное устройство запоминания изображения.
13. Работа этой программы может отключить компьютер.
По вертикали:
1. "Зеркало души" ЭВМ.
2. Специалист, " оживляющий" компьютер.
4. Старинное вычислительное устройство.
6. Устройство для работы с внешней памяти.
Подведение итогов.
Литература.
1. Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике // Информатика в начальном образовании. 2001. № 3.