Конспект урока математики в 4 классе
«Решение задач на движение»
Тема: Решение задач на встречное движение.
Цели: формирование умения решать задачи на встречное движение, обеспечить условия для развития у школьников умения формулировать проблему, предлагать пути её решения.
Тип урока: закрепление
Задачи:
Образовательная: Формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
совершенствовать вычислительные навыки;
систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями;
Развивательная:
Развивать интеллектуальные качества детей; внимание, мышление, математическую речь, коммуникативные способности;
Воспитательная:
Воспитывать интерес к предмету математики, стремление к успеху и к умению адекватно оценивать свой труд.
Ход урока.
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Доргие дети. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.
Устный счет
1. Математический фокус
Я могу отгадать любое задуманное число.
-Задумайте число до 10
-Прибавьте число 3.
-Умножьте результат на 6.
-Вычтите задуманное число.
-Вычтите 8.
-Результат разделите на 5.
-Скажите свой результат, чтобы я ответила, какое число задумано.
(для ответа нужно вычесть 2 из результата)
Минутка чистописания.
Запишите число, в котором 6 сотен 6 десятков и 4 единицы. Прописываем до конца строки число 664.
Запишите число, в котором 5 десятков и 3 единицы. Прописываем до конца строки число 53.
Запишите число, в котором 2 единицы. Прописываем до конца строки число 2
Актуализация знаний.
Вычисли в столбик:
786х500 3616:4
713х70 45800х7
6543:9 610х40
70020-36485 10200-7694
Проверим свои знания. Перед вами квадрат с числами. Решаем примеры и находим верный ответ, закрасив его красны цветом.
ПРОВЕРКА: Должна получиться цифра 5.
Начальная мотивация.
Работа в парах на карточках.
Найдите значения выражений на карточках.
3. Расположи числа в порядке уменьшения.
Какое слово получилось?
Ж 400:5 И 160:4 Е 420:(7*10) Д 140 *4 Е 3000:50 Н 4*(36:3) Е 320: 4*2 И 100:2*3
ДВИЖЕНИЕ
-Что такое движение? (это перемещение в пространстве)
С какими величинами связано понятие движение? (скорость,время, расстояние)
Давайте вспомним формулы. (соединить стрелками)
S= s: v
V= v х t
t= s: t
– Какова цель нашего урока? (Определяют дети: закрепить решать задачи на движениие)
– Что для этого необходимо знать и уметь? (уметь находить скорость, время, расстояние, анализировать, составлять план решения)
Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение и сложение, решить задачи на движение, закрепить умения нахождения площади фигуры. Вы готовы?
(Да).
-Тогда сказка начинается
-«Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста - Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. И вдруг слышит он чьи то слова «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики».
Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он - на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той - задания. Справится с ними Иван-Царевич, значит, удержится на веревке и перейдет через реку».
Поможем Ивану-Царевичу?(да).
Закрепление.
Индивидуальная работа
Ребята получают карточки с заданиями (один решает у доски, другой на месте в тетради, затем проходит взаимопроверка)
1. выполнить вычисления.
5000-3681+48*5-(9180-8810) (ответ: 1189)
2.выбрать выражение для нахождения площади прямоугольника
х + у, 2х+2у, х*у
Найти площадь прямоугольника, если х=30м, у=32м (Ответ: 960кв.см)
3.Скорость машины 60км/ч, машина ехала 3 часа. Сколько километров она проехала? (Ответ: 180км)
4. Елочные шары разложили в 5 коробок по 6 штук. Колокольчиков было вдвое больше, чем шаров. Их разложили поровну в 6 коробок. Сколько колокольчиков положили в каждую коробку? (Ответ:10 колокольчиков)
5. Решение задач на компьютере.(диск «Проверка знаний по математике в 4 классе»)
Анализ задачи у доски
Задача: В 7 час утра от двух пристаней отправились навстречу друг другу два теплохода и встретились в 10 час того же утра. Расстояние между пристанями было270 км. Скорость одного теплохода 40 км/ч.
– Что можно сказать про эту запись? (это небольшое сообщение)
– Почему это нельзя назвать задачей? (нет вопроса)
– Придумайте вопрос. (Найти скорость второго катера)
– О чём задача? (о встречном движении теплоходов)
– Что известно? (время встречи, расстояние между пристанями, скорость одного теплохода)
– Что надо узнать? (скорость второго теплохода)
– Что поможет решить эту задачу?(знание правила нахождения скорости)
– Переведём условие и вопрос задачи на язык схемы.
– Проанализируйте задачу.(Условие задачи: Мы знаем время движения 3 часа, так как выехали в 7 час, а встретились в 10 час., знаем расстояние и скорость одного теплохода. Вопрос задачи: найти скорость второго теплохода)
(Все остальные дети слушают и дают оценку анализу отвечающего)
– Что ещё поможет нам успешно решить задачу? (план решения задачи)
– Составьте план решения.
(Найти: 1)время
2) общую скорость
3 ) скорость второго катера
– Теперь можем решить задачу?
– Запишите решение задачи. (один ученик записывает решение на доске, остальные –самостоятельно)
– Взаимопроверка с соседом по парте.
– Поднимите руки, кто правильно решил задачу.
– Кто решил задачу другим способом?
– Итак, что помогло вам успешно справиться с задачей?
Проверка решений по карточкам у доски.