«С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за
ней лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках.
Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с задачей. Примеры я решать умею, а вот с задачами мне трудно разобраться
Самостоятельная работа
Задача: Кикимора проехала 240 км за 4 часа, а Леший это же расстояние за 3 часа. У кого из них скорость была больше и на сколько?
– Прочитайте задачу.
– О чём она? (о сравнении скоростей)
– В предыдущей задаче нам помогла схема. Какая ещё краткая запись может помочь? (Таблица)
– Ученик уже составил таблицу. Проверьте её.
S
V
t
Кикимора
240 км
4 ч
? км/ч
Леший
? км
3 ч
? км/ч
– Какие ошибки вы заметили? (не правильно поставлены данные задачи)
– Исправьте их.
– Что ещё помогает решить задачу? (знание правила нахождения скорости)
– Проанализируйте задачу в паре.
– Можем ли мы, не решая задачу, сделать прикидку: чья скорость будет больше? (Можно. Скорость Лешего будет больше)
– Почему так думаете? (Расстояние одинаковое, а время Лешего меньше, чем Кикиморы)
– Опираясь на этот вывод, решите задачу в любой форме.
– Кому необходима помощь?
Некоторым детям можно дать карточку с планом решения:
Найти:
1) скорость Кикиморы
2) скорость Лешего
3) на сколько больше скорость Лешего?
Решение у доски.
Самопроверка.
Решение задачи на движение в противоположные стороны.
- «Вот теперь, - говорит Баба Яга, - могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». «Нет, - говорит Иван-Царевич, - мне надо скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу (на доске вывешивается плакат с чертежом):
«Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с. они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м./с. Найди скорость Бабы Яги». (Ответ 35 м/с)
(Дети решают и записывают решение задачи самостоятельно. Затем проводится фронтальная проверка решения)
Обобщение.
Самостоятельная работа
«Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке. И открыть ту шкатулку можно, решив задания, написанные на ней»
–нужно выбрать задачу по своим силам, решить её, а затем отметить правильное решение на карточке.
Задача 1. Для посадки привезли саженцы яблонь на 3 машинах, по 19 саженцев на каждой, и саженцы слив на 4 машинах, по 20 саженцев на каждой. Сколько всего саженцев привезли для посадки?
Задача 2. Велосипедист проехал 54 км за 3 часа. Какое расстояние проедет за это же время мотоциклист, если его скорость на 22 км/ч больше скорости велосипедиста?
Карточки решений
Задача 1
20 · 4 – 19 · 3 = 23 (с.)
19 · 3 + 20 · 4 = 137 (с.)
19 · 3 + 20: 4 = 62 (с.)
Задача 2
54: 3 + 22 = 40 (км)
(54: 3 + 22) · 3 = 120 (км)
54: 3 + 22 · 3 = 84 (км)
Решение задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа.
«Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и улетел. Увидел Кошей
Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: «За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе всего одну задачку. Решишь ее - забирай Елену Прекрасную, а не решишь - голова твоя с плеч долой». Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: «Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет 3/4 площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца».
(На доске дети записывают краткое условие. После устного разбора учащиеся записывают решение задачи по действиям с пояснениями).
I-?, 24 х 30 (м2)
II-?3/4 от первой
III-?, в 2 раза больше, чем вторая
Ответ: 2 340 м2.
-Решил Иван-Царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирался Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. В тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная.
Стал Иван-Царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхитилась Иваном, похвалила его и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
8. Подведение итогов урока.
-Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? (Ответы детей: учит взаимопомощи)
-А что можно сказать о тех людях, кто помогает другим людям? Какие они?
- Добрые, отзывчивые, чуткие, доброжелательные, милосердные
5. Работа в учебнике стр. 16 №61
1. Прочитайте задачу. Что известно?
-Как двигались лыжники? На что еще обратим внимание?(вышли одновременно) Что это значит?
-Что скажите о времени движения объектов?
-Как решим задачу?
(12+14) – скорость сближения
-Есть ли другой способ решения задачи?
6. Физкультминутка.
Потрудились, отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево. Вправо поворот
Три наклона, прямо встать
Руки вверх и вниз поднять.
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе приступили.
2. Прочитайте 2 задачу. Что известно в ней?