Результат
27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.
23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.
17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
· Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
· Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
· Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующем сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
· Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
· Умеет ли ваш ребенок составлять рассказ по картинкам не короче, чем из 5 предложений?
· Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
· Умеет ли он изменять существительные по числам?
· Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, еще лучше, целыми словами?
· Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
· Может ли он решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
· Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
· Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
· Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
· Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за минуту?
· Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
· Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
· Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т. д.?
· Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
А теперь нужно подсчитать количество утвердительных ответов, получив за каждый по 1 баллу:
15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если возникнут, будут легко преодолимы
10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий
9 и меньше баллов – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет
ТЕСТЫЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК ПЕРЕД ШКОЛОЙ
Основы математики
· Уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа
· Выполнять счетные операции в пределах 10, увеличивать и уменьшать количество предметов «на один», «на два»
· Знать понятия «больше», «меньше», «поровну»
· Знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур
· Уметь сравнивать предметы по ширине, высоте, длине
· Решать простые арифметические задачки
· Уметь поделить предмет на две, три, четыре равные части
Чтение
· Отличал буквы от звуков, гласные от согласных
· Мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова
· Подбирал слова на заданную букву
· Делил слово на слоги
· Читал предложение из 4-5 слов и понимал прочитанное
Навыки письма
· Правильно держать ручку и карандаш в руке
· Проводить непрерывные прямые, изогнутые и ломаные линии
· Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги
· Уметь рисовать по клеточкам и точкам, уметь дорисовывать отсутствующую половину симметричного рисунка
· Копировать с образца геометрические фигуры
· Уметь продолжить штриховку рисунка
· Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры
Общее развитие
· Знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон
· Знать, в каком городе, стране, он живет и уметь назвать другие, знакомые ему, страны мира
· Знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты от ягод и овощей
· Ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели
· Иметь представление о природных и погодных явлениях
· Знать основные цвета
· Знать понятия «право» и «лево»
· Знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения, дорожные знаки
· Уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов
· Знать праздники
· Уметь рассказать, чем он любит заниматься
· Ответить на вопрос «Зачем я иду в школу?»
Интеллектуальное развитие
· Решать простые логические задачи, головоломки и ребусы, отгадывать загадки
· Находить лишний предмет в группе
· Добавлять в группу недостающие предметы
· Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы
· Группировать предметы по признаку и называть его
· Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности
Слух, зрение, внимание, память, речь
· Находить 10-15 отличий на двух похожих картинках
· Точно копировать простой узор
· Описывать по памяти картинку
· Запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его
· Писать графические диктанты (одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)
· Прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку
· Пересказать услышанный рассказ
· Составлять рассказ по картинке
Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.
Диагностика
Родители могут оценить уровень «зрелости» и готовности ребенка к школе, к поступлению в первый класс, с помощью наблюдения и ответов на вопросы.
Оценка развития познания
· Владеет ли ребенок основными понятиями (например, «верх-низ», «в-из», «правый-левый», «большой-маленький»)?
· Умеет ли ребенок классифицировать, например, назвать вещи, которые могут катиться, назвать одним словом группу предметов (стол, стул, шкаф, кровать - мебель)?
· Может ли ребенок угадать концовку незамысловатой истории?
· Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванную, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
· Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта
· Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
· Был ли ребенок в библиотеке?
· Бывал ли ребенок в деревне, зоопарке, в музее?
· Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку, рассказывать ему истории?
· Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо? Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
· Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
· Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
· Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
· Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т. п.?
· В состоянии ли ребенок рассказать какую-нибудь историю, описать произошедший с ним случай?
· Четко ли ребенок выговаривает слова?
· Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
· Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
· Выглядит ли ребенок веселым дома или среди сверстников?
· Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
· Легко ли ребенку «переключиться» при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
· Способен ли ребенок заниматься самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться
· Включается ли ребенок в игру с другими детьми, делится ли он с ними?
· Соблюдает ли ребенок очередность, когда этого требует ситуация?
· Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
· Хорошо ли ребенок слышит?
· Хорошо ли он видит?
· Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
· Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила)?
· Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
· Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
· Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найти картинку, не похожую на остальные)?
· Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (год-кот; б-п)?
Зрительная память
· Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем убрать одну?
· Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
· Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
· Понимает ли он, что читают слева направо?
· Может ли самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?
· Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней?
Уровень слуховых способностей
· Может ли ребенок рифмовать слова?
· Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, «лес» - «вес»?
· Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
· Способен ли ребенок пересказать историю сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
· Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
· Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
· Задает ли вопросы о словах, об их значении?
Продвинутый тест для будущих первоклассников
· Сколько лет маме (папе, брату, сестре), когда их дни рождения?
· Где и кем работает мама, папа?
· Какой размер обуви у тебя?
· Как вдеть нитку в иголку?
· Как пришить пуговицу?
· Что делать, если ты порезал себе палец?
· Что делать, если ты ушиб голову и тебя тошнит?
· Как звонить по телефону?
· Ты купаешься в воде (реке, озере). Каковы признаки того, что тебе нужно немедленно выходить из воды?
· Где нельзя есть мороженое?
· Как вести себя за столом?
· Когда пчела кусает? В чем отличие пчелы от осы?
· Что можно есть, если болит живот?
· Чего нельзя есть, если болит зуб?
· После какой еды хочется пить?
· Сколько и когда можно пить в жару?
· Как вымыть грязную посуду?
· Какая картошка быстрее варится – целая или резаная? Как ее жарить?
· Как правильно почистить картошку – старую и молодую? Как чистить морковь?
· Куда девать остатки пищи, негодные к употреблению?
· Как заварить чай? Сколько сахара надо положить в стакан чая?
· Сколько стоит буханка белого хлеба?
· Можно ли купать собаку также, как кошку? Если можно, то как?
· В квартире запахло газом. Что делать?
· Как почистить обувь, постирать рубашку?
· Где лед толще – у берега или в середине водоема?
· На полу лужа воды. Какой тряпкой лучше всего убрать воду – сухой или влажной?
· Почему посетителям зоопарка нельзя кормить зверей?