Группа № 13 Информатика и ИКТ
Урок № 7
Тема: Практическая работа № 3. Представление чисел.
Цели: повторить теоретический материал и выполнить практическую работу
ПЛАН
1. Повторить теоретический материал
2. Выполнить практическую работу
3. Оформить работу
Теоретические сведения
Информация, которою обработает компьютер должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit – двоичный знак). Байт – 8 бит. Для кодирования одного символа требуется один байт информации.
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код. Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.)
- какие системы счисления относятся к компьютерным? 2,8,16;
- в чем преимущество хранения числовой информации в 8-ричной и 16-ричной системах перед двоичной системой? экономия места в памяти ПК
- каков алфавит 8-ричной системы? 0-7
- каков алфавит 16-ричной системы? 0-9,A-F
- в чем суть алгоритма записи чисел в развернутой форме? К чему это приводит? число раскладывается по разрядным слагаемым, происходит перевод числа в десятичную систему счисления
- в чем суть алгоритма перевода десятичного числа в любую систему счисления? деление на основание системы, выписывание остатков
-вспомни, как представляются символы в памяти ПК? двоичные коды хранятся в таблицах кодировки;
-подумай, как представляются числа в памяти ПК? тоже в двоичной системе счисления;
- в чем недостаток двоичного кодирования (Недостаток двоичного кодирования – длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных. Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.)
- какое количество информации требуется для кодирования одного символа (один байт информации.)
- сколько можно закодировать символов одним байтом (256 различных символов 28=256)
- назовите основную таблицу кодировки (Международным стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.)
- опишите структуру данной таблицы (Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита.)
- как называется таблица, которая также получила широкое распространение в настоящее время, и ее особенность. (В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65536 (216= 65536) различных символов.)
Выполнить практическую работу
Практическая работа № 3. Представление чисел.
Цель работы: закрепление знаний о системах счисления и о представлении чисел в памяти компьютера, полученных при изучении курса информатики основной школы.
Задание 1 Выписать алфавиты 2-ичной, 5-ричной, 8-ричной, 16-ричной систем счисления.
Задание 2
Записать первые 20 чисел натурального числового ряда в 2-ичной, 5-ричной, 8-ричной, 16-ричной системах счисления.
Задание 3
В какой системе счисления справедливо равенство:
а) 2 • 2 = 10;
б) 2 • 3 = 11;
в) 3 • 3 = 13?
Задание 4
Записать в развернутом виде числа.
а) А 10 = 125,34; А 8 = 125,34;
б) А 6 = 125,34; А 1б - 125,34.
Пояснение. Развернутой формой записи числа называется запись вида:
Здесь A q — число, q — основание системы счисления, a i — цифры данной системы счисления, n — количество разрядов целой части числа, m — количество разрядов дробной части числа.
Например:
В последнем примере использована десятичная развернутая форма записи двоичного числа.
Задание 5
Перевести числа в десятичную систему счисления,
а) А 8 = 341;
б) А 6 = 341;
в) А 16 = 341;
г) А 5 = 34,1;
д) А 16 = Е41А,12.
Задание 6
Перевести целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы:
а) 856; б) 664; в) 5012; г) 6435; д) 78.
Задание 7
Перевести десятичные дроби в двоичную и восьмеричную системы счисления, оставив пять знаков в дробной части нового числа, а) 21,5; 6) 432,54; в) 678,333.
Задание 8
Составить таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления и выполнить вычисления:
а) 1110 4 - 101; 6)10101 - 11; в) 101 • 11; г) 1110: 10.
Задание 9
Представить числа в двоичном виде в восьмибитовом представлении в формате целого без знака,
а) 5; 6)17; в) 64; г) 255.
Задание 10
Представить числа в двоичном виде в восьмибитовом представлении в формате целого со знаком,
а) 56; б) -56; в) 127; г) -127.
Задание 11*
Представить вещественные числа в четырехбайтовом представлении в формате с плавающей запятой.
а) 0,5; б) 25,12; в) -25,12; г) -3456,1.
Домашнее задание
Проработать § 5; оформить практическую работу