Первый вопрос
Ø Культурные последствия монгольского нашествия на Русь. Разорение городов, гибель материальных и духовных культурных ценностей. Проявления культурного упадка с середины XIII — до конца 1-й половины XIV вв.
Ø Развитие культурного взаимообмена между Русью и Золотой Ордой. Языковые, бытовые, научные, философские и художественные заимствования.
Ø Отражение борьбы русского народа против ордынского владычества в народном фольклоре и литературных памятниках от Батыева нашествия до Куликовской битвы.
Второй вопрос
Ø Развитие философских и социально-политических концепций в учениях различных религиозных течений и ересей на Руси XIII — XVI вв. Основные философские направления: традиционное (ортодоксальное) православие, исихазм и рационализм. Эсхатологические представления XIII — XV вв. Идейная борьба еретиков и официальной церкви (стригольники, жидовствующие, нестяжатели и иосифляне).
Ø Отражение процесса формирования единого Российского государства в политических концепциях XV — XVI вв. Идея преемственности императорской власти правителями северо-восточной Руси от Рима и Византии в «Сказании о князьях Владимирских». Представление о Московском государстве как о новом всемирном религиозно-политическом центре в «Хронографе 1512 г.», сочинении псковского монаха Филофея (теория Москва — третий Рим) и других произведениях.
Ø Сословные взгляды в социально-политических произведениях XV–XVI вв.: осуждение холопства и крепостничества (Матвей Башкин, Феодосий Косой, Ермолай-Еразм), дворянское царство И. С. Пресветова, аристократические представления (Ф. И. Карпов, И. Н. Берсень-Беклемешев, А. М. Курбский)
Ø Развитие идеи сильной централизованной власти в стране в сказании «Сказании о Дракуле воеводе» Ф. Курицына и публицистическом наследии Ивана Грозного.
Третий вопрос
Ø Воинская повесть — ведущий жанр русской литературы 2-й половины XIII — XIV вв., ее характерные черты и особенности, влияние на другие виды литературы этого периода.
Ø Цикл произведений о битве на Куликовом поле, их характеристика. Переход от московской к общерусской литературе в идейном и стилистическом плане.
Ø Развитие исторического жанра после монгольского нашествия. Возрождение общерусского летописания. Особенности русских летописей XV — XVI вв. Русские хронографы, «Книга степенная царского родословия» и прочие исторические произведения.
Ø Круг домашнего чтения на Руси в XIV — XVI вв. Дальнейшее развитие агиографической литературы. Творчество Епифания Премудрого и других известных агиографов. Четьи-Минеи митрополита Макария — систематизированное собрание церковной литературы для помесячного чтения. Представление о быте и жизни русской семьи в «Домострое» протопопа Сильвестра. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Зарождение остросюжетной повести.
Четвертый вопрос
Ø Русское зодчество после монгольского нашествия. Конструктивные изменения церквей 2-й половины XIII — начала XV в. в северной и северо-восточной Руси. Появление храмов башнеобразной конструкции. Достижения крепостного строительства. Первый каменный кремль в Москве.
Ø Качественный рост русского зодчества в конце XV — 1-й половине XVI в. Складывание общерусской архитектурной школы. Влияние западноевропейского ренессанса на церковное и светское строительство в России. Характеристика архитектурного ансамбля нового московского кремля и других выдающихся памятников эпохи. Основные черты храмов шатрового типа в XVI в.
Ø Проявление консервативных тенденций в русском зодчестве эпохи Ивана Грозного. Стоглавый собор 1551 г. и новые правила церковного строительства (церковная регламентация). Памятники русской архитектуры 2-й половины XVI в.
Пятый вопрос
Ø Развитие и трансформация домонгольских традиций в русской живописи 2-й половины XIII — XIV вв. Особенности северно-русской живописи этого времени.
Ø Расцвет живописи в северной и северо-восточной Руси во 2-й половине XIV — начале XVI вв. Характеристика творчества выдающихся русских живописцев эпохи: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Духовное содержание произведений великих мастеров. Становление общерусской художественной школы.
Ø Изменения в иконографическом каноне и другие новации древнерусской живописи XIV — XV вв. Русские высокие иконостасы: художественное оформление и идейное содержание.
Ø Стоглавый собор 1551 г. и усиление церковной регламентации художественного творчества. Установление новых правил и образцов в иконописи и фреске. Усиление идейно-политического содержания живописных произведений XVI в. Развитие книгопечатания в России и появление гравюр.
Темы докладов
v Борьба русского народа с иноземными захватчиками в фольклорных и литературных произведениях XIII — XV вв.
v Куликовская битва в древнерусской литературе.
v Русь и Золотая Орда: итоги культурного взаимодействия.
v Русские ереси XIV — XVI вв.
v Отражение идеи централизации Российского государства в публицистических произведениях XV — XVI вв.
v Иван Грозный как публицист и литератор.
v Познавательное и развлекательное чтение в Древней Руси XV — XVI вв.
v Золотой век русской живописи: от Феофана Грека до Дионисия.
v Русская архитектура 2-й половины XIII — начала XV вв.
v Эпоха ренессанса в русском зодчестве (конец XV — первая половина XVI вв.).
Тема 3. На переломе эпох: веяния нового времени и обмирщение русской культуры в XVII в.
1. Древнерусская культура на пороге нового времени: основные особенности и тенденции развития.
2. Общественная мысль и церковный раскол.
3. Русская литература на пути от средневековья к новому времени.
4. Последнее столетие древнерусского зодчества.
5. Обмирщение древнерусской живописи.