1. Становление советской культуры.
2. Особенности литературного процесса 20-40 гг.
3. Советская живопись: поиск новых форм самовыражения, монументальная скульптура.
4. Архитектура.
5. Театральное искусство и кинематограф.
Методические рекомендации
Первый вопрос
Ø Влияние революционного процесса в России на массовое сознание. Демократизация культуры. Принципы культурной революции: создание нового типа социалистической культуры на основе классового подхода. Борьба с неграмотностью. Деятельность А. В. Луначарского и А. А. Богданова.
Ø Политика советской власти по отношению к интеллигенции. Феномен российской культурной эмиграции и образование «двух русских культур». Сменовеховство. «Философский пароход».
Ø Советская культура в условиях формирования тоталитарного режима в 30-е гг. «Воспитание нового человека». Утверждение бюрократического стиля руководства. Усиление репрессий по отношению к интеллигенции, борьба с религией, уничтожение памятников культуры, цензурные чистки библиотек.
Ø Советская культурная политика в годы Великой Отечественной войны. Мобилизация народа на войны с фашистскими агрессорами. Плакаты «Окна ТАСС», агитпункты, радиосводки, фронтовые концертные бригады. Ослабление антирелигиозной пропаганды с учетом патриотической позиции церкви. Усиление регламентации в литературе и искусстве в послевоенные годы.
Второй вопрос
Ø Попытки художественного осмысления свершившейся революции в творчестве. А. А. Блока («Двенадцать»), В. В. Маяковского («Мистерия Буфф»), И. А. Бунина («Окаянные дни»), М. Волошина («Россия распятая»).
Ø Деятельность литературно-художественных групп: «Пролеткульт», Левый фронт искусств (ЛЕФ, 1922-1929), Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, 1925-1932). Конъюнктура и подлинная литература: поэмы и лирика В. В. Маяковского, С. Есенина, романы Д. Фурманова («Чапаев»), А. Н. Толстого («Хождение по мукам»), М. А. Булгакова («Белая гвардия»).
Ø 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. Социалистический реализм — главный художественный метод советской литературы. Утверждение нормативных канонов. М. Горький — патриарх советской литературы, В. Маяковский — «лучший и талантливейший поэт эпохи», Л. Толстой — «зеркало русской революции», А. С. Пушкин — борец с самодержавием. Творчество М. Горького «Жизнь Клима Самгина», М. Шолохова «Тихий Дон», А. Ахматовой, О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Котлован». Сатирическое преломление советской действительности в произведениях М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова.
Ø Советские писатели в годы Великой Отечественной войны. Деятельность Информационного бюро (М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, К. М. Симонов, А. А. Фадеев). А. Твардовский — автор поэмы о русском солдате («Василий Теркин»).
Третий вопрос
Ø Становление советской живописи. Художественные объединения: Ассоциация художников революционной России (АХРР, 1922-1932). Лениниана И. И. Бродского, батальные полотна М. Б. Грекова. «Общество станковистов» А. А. Дейнека. «4 искусства» К. С. Петров-Водкин. Общество Московских художников (ОМХ, 1927 – 1931), П. П. Кончаловский, И. Е. Грабарь и др.
Ø Плакатная живопись как орудие идеологической борьбы. Д. С. Моор, В. В. Маяковский «Окна РОСТА». Графика М. В. Добужинского, ксилография В. А. Фаворского, литография сатириков Кукрыниксов. «Окна ТАСС».
Ø Станковая живопись 30 гг. Традиции передвижничества в творчестве Б. В. Иогансона, жанровое разнообразие работ С. В. Герасимова, певец советского крестьянства А. А. Пластов и др.
Ø Монументальная скульптура как инструмент советской пропаганды. Л. В. Шервуд (памятник А. Н. Радищеву). С. А. Мезенцев (памятник Марксу и Энгельсу на площади революции в Москве), скульптурная Лениниана Н. А. Андреева. Творчество Е. Д. Шадра, В. И. Мухиной, С. Д. Лебедевой, Е. В. Вутетича и др. Сочетание символизма и реализма в скульптурах С. Т Коненкова.
Четвертый вопрос
Ø Архитектура конструктивизма. Функциональность, экономичность, четкость, массивность материала — основные черты конструктивизма. К. С. Мельников, братья Веснины, А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, М. А. Фомин и др.
Пятый вопрос
Ø Театральное искусство: поиск новых форм самовыражения. В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров.
Ø Становление советского кинематографа. Работы С. Эйзенштейна, Н. Экка, А. Довженко, В. Петрова.
Темы докладов
v Горький и его «Несвоевременные мысли» в истории русской культуры революционного времени.
v Происхождение «социалистического реализма» в русской и советской культуре.
v Партийность в культуре ХХ века: реалии и утопии.
v А. Луначарский как теоретик и практик советской культуры.
v Прозаики и поэты русского зарубежья (по выбору).
v Тема войны в русской культуре ХХ века (на конкретных примерах — по выбору).