МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени А.А.Богомольца
«Утверждено»
на методическом совещании
Кафедры педиатрии №2
Заведующий кафедры
Профессор Волосовец А.П.
________________________
________________________
________________________
________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Учебная дисциплина | |
Модуль № | |
Содержательный модуль № | |
Тема занятия | Гломерулонефриты, ХПН у детей |
Курс | IV курс |
Факультет | ІІ медицинский |
Киев 2008
Актуальность темы.
Рост заболеваемости, связанной с патологией мочевой системы, требует от будущих интернистов ответственного отношения к овладению умениями в диагностике и лечении болезней почек в детском возрасте; в совершенстве владея методами клинического обследования ребенка, используя неинвазивные клинико-лабораторные и инвазивные обследования, вовремя провести диагностику заболеваний почек и рекомендовать адекватное лечение для предупреждения формирования почечной недостаточности и инвалидизации ребенка.
1. Конкретные цели:
Выяснить значение своевременной диагностики и адекватного лечения гломерулонефритов (ГН) и хронической почечной недостаточности (ХПН) для здоровья и жизни детей.
Ознакомиться с понятием хронической болезни почек у детей.
Знать этиологию, факторы риска возникновения, патогенез и морфологические изменения при наиболее распространенных вариантах ГН и ХПН у детей.
Уметь проводить клиническое обследование детей с ГН и ХПН.
Проанализировать основные диагностические критерии наиболее распространенных форм ГН и стадий ХПН у детей.
Уметь интерпретировать результаты клинического, лабораторного и инструментального обследований детей из ГН и ХПН.
Составить диагностический алгоритм при наиболее распространенных формах ГН и ХПН у детей
Усвоить принципы консервативного лечения ГН и ХПН у детей.
Знать показания к диализу при ХПН у детей, прогноз и профилактические мероприятия при ГН и ХПН у детей.
Базовий уровень подготовки.
Названия предыдущих дисциплин | Полученые навыки |
Нормальная анатомия Нормальная физиология Патологическая анатомия и патологическая физиология Пропедевтика педиатрии | Знать анатомическое строение мочевой системы Определять особенности функционирования мочевой системы у детей. Знать морфологические изменения при иммунном воспалении клубочков, механизмы гипертензии, отеков, олигоанурии и других патологических процессов при ГН и ХПН. Знать симптомы и синдромы ГН и ХПН у детей. Уметь проводить клиническое обследование детей с патологией мочевой системы. |
Задание для самостоятельного труда во время подготовки к занятию.
Перечень основных сроков, параметров, характеристик, которые должен
Усвоить студент при подготовке к занятию.
Срок | Определение |
Гломерулонефрит Циклическое течение ГН Скорость клубочковой фильтрации (проба Реберга) Хроническая почечная недостаточность (ХПН) | Иммунное воспаление преимущественно клубочков почек Типичная клиника с острым началом после инфекции, развернутой клиникой, периодом обратного развития и клинико-лабораторным выздоровлением. СКФ (мл/мин) = 0,0484х рост (см)/ креатинин крови (ммоль/л) Неспецифический синдром, который формируется в результате снижения гомеостатических функций почек при тяжелых нефрологических заболеваниях. |
4.2.1 Теоретические вопросы к занятию
1. Определение и классификация ГН у детей.
2. Этиопатогенез ГН у детей.
3. Морфологические варианты ГН у детей.
4. Клинические особенности разных вариантов ГН.
4. Диагностика ГН у детей. Показания к биопсии почек при ГН.
5. Этиопатогенез, клиника и диагностика ОПСГН у детей.
7. Лечение ОПСГН.
8. Классификация нефротического синдрома.
9. Этиопатогенез, клиника и диагностика НСМИ у детей.
10. Лечение НС.
11. Определение ХПН и ХЗП.
12. Стадии и клинические симптомы ХПН у детей.
13. Лечение ХПН у детей.
Практическая работа (задание), которая выполняется в письменном виде при подготовке к занятию
1. Сравнить клинико-лабораторные симптомы нефротического и нефритического синдромов (табл.)
2. Назначить обследование ребенку с клинической картиной ОПСГН.
3. Выписать рецепты 10 – летнему ребенку для базисной и симптоматической терапии ОГН с нефритическим синдромом.
Практические работы (задания), которые выполняются на занятии
Студенты должны: 1) усвоить методику клинического обследования детей с ГН (выполнять практические задания – опрос, осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию больных); 2) уметь интерпретировать полученные объективные данные и результаты лабораторного и инструментального обследований детей с патологией мочевой системы; составлять диагностический алгоритм при разных вариантах ГН и ХПН у детей; 3) усвоить принципы лечения ГН и ХПН у детей; 4) уметь определять прогноз и профилактические мероприятия при ГН и ХПН у детей.