Ключевые нормативные акты отрасли ит и мк




Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"
Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.   Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.   Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ.   Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.   Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.   Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.   За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов
Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ
Федеральным законом устанавливаются правовые основы деятельности в области связи, определяются полномочия органов государственной власти в области связи, права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Урегулировано оказание универсальных услуг связи, к которым относятся, в частности, услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Введено понятие оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, определены требования к порядку присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи такого оператора, а также порядок установления цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые этими операторами. Подробно урегулирован порядок выдачи, переоформления, изменения, приостановления, возобновления и аннулирования лицензий.
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений, возникающих при охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.   Федеральный закон приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения о регулировании создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации.   Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничения доступа к информации могут устанавливаться только федеральными законами.   Закон содержит положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. В частности, информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице - распространителе в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю возможность отказа от такой информации.   Установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.   Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Устанавливается перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен (например, о деятельности органов власти и об использовании бюджетных средств), информации, представляемой на безвозмездной основе.   Закреплен прямой запрет на требование от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и на получение такой информации помимо воли гражданина (физического лица) Исключение могут составлять только случаи, прямо предусмотренные федеральными законами.
Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Целью Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. Действие Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при: 1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных; 2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации; 3) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть четвертая Гражданского кодекса РФ представляет собой объединение с некоторыми изменениями норм следующих законов, действовавших до его введения в действие на территории России, с выделением общих положений о правах на охраняемые объекты: от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"; от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1; от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара"; от 6 августа 1993 г. N 5605-1 "О селекционных достижениях"; от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем".) В части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации предпринята попытка дать системное изложение вопросов правовой охраны интеллектуальной собственности. Часть четвертая Кодекса структурирована по главам, которые, в свою очередь, подразделяются на параграфы: Глава 69 Кодекса посвящена общим положениям в сфере интеллектуальной собственности; в ней раскрыто понятие интеллектуальной собственности, приведен перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, определены интеллектуальные права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, установлено, кто является автором результата интеллектуальной деятельности, установлен порядок и способы распоряжения исключительным правом как одной разновидностью интеллектуальных прав. Последующие главы сформированы по видам охраняемых объектов интеллектуальных прав: авторское право, права, смежные с авторскими, патентное право, права на селекционное достижение, на топологии интегральных микросхем, на секрет производства (ноу-хау), на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, право на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ
Федеральным законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливается ответственность за ее осуществление.   Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, унижение национального достоинства; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или ее финансирование.   В Законе перечисляются основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности, подчеркивается значение профилактических мер. На органы прокуратуры возлагается обязанность объявлять предостережения и выносить предупреждения общественным, религиозным и иным организациям о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Превентивные меры предусмотрены и в отношении средств массовой информации. Законом установлен запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.   В случае осуществления экстремизма общественным или религиозным объединением деятельность такого объединения может быть приостановлена и по решению суда запрещена, а само объединение - ликвидировано. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за осуществление экстремистской деятельности несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
УК РФ Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий (в ред. Федерального закона от 29.06.2013 N 136-ФЗ)
В УК РФ вводится ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий.   За публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, будут наказывать следующим образом. Это могут быть штраф до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо до 240 часов обязательных работ, либо принудительные работы до 1 года, либо лишение свободы до 1 года.   За те же деяния, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, предусматривается следующее наказание. Это могут быть штраф до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо до 480 часов обязательных работ, либо принудительные работы до 3 лет, либо лишение свободы до 3 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.   Предусматривается ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению религиозных обрядов и церемоний, а также за данные деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия или с угрозой его использования.   Поправки в КоАП РФ касаются нарушений законодательства о свободе совести и вероисповедания, о религиозных объединениях.   За воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и вероисповедания граждан будут штрафовать от 10 до 30 тыс. руб., должностных лиц - от 50 до 100 тыс. руб. (ранее - от 100 до 300 и от 300 до 800 руб. соответственно). Вместо формулировки "оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики" вводится "умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение".   Штраф для граждан при этом составит не 500-1000 руб., а от 30 до 50 тыс. руб. Взамен могут быть назначены до 120 часов обязательных работ. Предусматривается штраф для должностных лиц. Размер - от 100 до 200 тыс. руб.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Запрещается распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способную развить порочные наклонности (алкоголизм, наркоманию, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством). Распространяемые среди детей сведения не должны оправдывать насилие и жестокость, противоправное поведение; отрицать семейные ценности; содержать нецензурную брань и порнографию. Названная информация не может транслироваться по телевидению и радио с 4.00 до 23.00 (кроме платных каналов).   Предусмотрены возрастные ограничения в отношении изображения (описания) насилия, преступлений, смерти, заболеваний, самоубийств, несчастных случаев, аварий, катастроф, их последствий, а также половых отношений. Вся информационная продукция подразделяется на 5 категорий. Так, детям до 6 лет могут демонстрироваться ненатуралистические изображения или описания насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия.   Изображение половых отношений между мужчиной и женщиной (эпизодического характера в ненатуралистической форме) допустимо лишь в продукции, предназначенной для детей 12 лет и старше. Указанная информация не должна эксплуатировать интерес к сексу, носить возбуждающий или оскорбительный характер. Отдельные бранные слова (кроме нецензурных) могут содержаться в информационной продукции для детей 16 лет и старше. Ограниченные к распространению среди детей материалы могут транслироваться по телевидению и радио с 21.00 до 7.00 (исключение - платные каналы).   Производители и распространители классифицируют информационную продукцию самостоятельно. Регламентирован порядок ее экспертизы. Знак информационной продукции (текстовое предупреждение) размещается перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма, а также в углу кадра (кроме показа фильмов в кинозале). Он также печатается на афишах, входных билетах, в программах передач.

 

Понятие и признаки административного правонарушения
Понятие
Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки
Конкретное действие
Действие Лицо делает то, что запрещено законом, например, совершает мелкое хищение, курит или разжигает костер в тех местах, где это запрещено. Всякий, кто нарушает данный запрет, совершает административное правонарушение и может быть привлечен к административной ответственности.
Бездействие К бездействию относятся такие противоправные действия, как неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. К ним можно также отнести несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и другие действия. Подобное поведение (бездействие) является, несомненно, правонарушением и подлежит административной ответственности. Бездействие выражается в том, что субъект административного права не выполняет нормы, правила, требования, которые он обязан исполнить.
В любом случае и действие, и бездействие являются проявлением антиобщественного поведения, нежелательного для государства и в целом для общества. Все административные правонарушения в той или иной мере посягают на экономические, политические отношения в обществе, на права и свободы граждан, на их здоровье, собственность, предпринимательскую деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д. Поэтому государство, будучи заинтересованным в укреплении правопорядка в стране, запрещает действия, которые для него наиболее опасны и вредны.
Противоправность
Являясь одним из признаков административного правонарушения, выражается в нарушении установленных общеобязательных правил, норм, требований, порядка и т.д. При этом противоправное действие или бездействие считается оконченным с момента его совершения и не связывается с его вредными последствиями. Это означает, что для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта совершения того или иного запрещенного законом действия — нарушения правил или их невыполнения.
Общественная опасность
Все противоправные деяния причиняют в той или иной степени ущерб или иной вред правам и законным интересам граждан, общества и государства. Однако данный признак присущ исключительно преступным деяниям. Именно по этому признаку они отличаются от административных правонарушений. Кроме того, законодатель при определении понятия «административное правонарушение» не называет общественную опасность в числе признаков административного правонарушения.
Виновность лица
Для того чтобы с уверенностью утверждать, что физическое или юридическое лицо совершило административное правонарушение, необходимо установить виновность его действий. Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и его последствиям. При отсутствии вины привлечение к административной ответственности недопустимо. Вина в административном праве может выражаться в умышленных действиях или действиях, совершенных по неосторожности. Только умышленно могут совершаться мелкое хулиганство, мелкое хищение, сокрытие страхового случая. Примером неосторожных действий могут считаться некоторые случаи нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, нарушение правил паспортного режима (утеря паспорта) и т.д. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения.
Наказуемость
Выражается в том, что за конкретное действие либо бездействие, признанное административным правонарушением, предусмотрена административная ответственность в виде соответствующих мер наказания (например, невыполнение правил ведения судовых документов влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда).

 

Понятие, цели и особенности административных наказаний
Понятие
Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Цели
Общее предупреждение
Наказание конкретному лицу назначается для того, чтобы другие люди воздерживались от совершения противоправных действий. Указанная цель в равной степени относится как к физическим, так и к юридическим лицам, которые представляют собой коллектив из таких же физических лиц, но внутренне организованных как единое целое. В связи с этим общее предупреждение носит явно воспитательный характер.
Специальное предупреждение
Виновный в совершении административного правонарушения, претерпевая определенные негативные последствия своего поступка в связи с назначением ему соответствующего наказания, в будущем будет остерегаться подобных поступков,
Особенности
Суть наказания — кара, определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совершения новых правонарушений. Наказание является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы. Административное наказание, применяемое к физическому лицу, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу, не должно мешать его деловой репутации. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении виновного дополнительными обязанностями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для привлекаемого к административной ответственности.
Система и виды административных наказаний
Система
  • определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях;
  • включает в себя различные по характеру, тяжести и последствиям меры, позволяющие учесть при назначении наказания личность нарушителя, его имущественное положение, значимость общественных отношений, которые являются объектом правонарушения, обстоятельства совершения деяния, степень вредности правонарушения;
  • административные наказания применяются ко всем физическим лицам;
  • в отношении юридических лиц законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения в выборе административных наказаний, которые могут быть применены к ним. Чаще всего за совершение административных правонарушений применяется административный штраф, значительно реже — предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и конфискация орудия совершения или предмета административного взыскания.
Виды
Основные
Предупреждение
Предупреждение — один из видов административного наказания. Применяется к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений.
Предупреждение должно быть вынесено в письменной форме (ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Устное замечание не является административным наказанием.
Применение предупреждения влечет за собой соответствующие юридические последствия. Они выражаются в том, что лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.
Предупреждение применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.
Административный штраф
Административный штраф — это денежное взыскание за совершение административного правонарушения, имеющее целью материально воздействовать на нарушителя.
Устанавливаемый за конкретный вид административного правонарушения штраф в большинстве случае выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Он может также исчисляться в величине, кратной:
  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств.
Размер административного штрафа, исчисляемого в другом порядке, не может превышать трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
Административный арест
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Право назначения административного ареста возлагается исключительно на судей.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.
Лишение специального права
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лишение специального права назначается судьей (ст. 3.8).
Дисквалификация
Под дисквалификацией следует понимать лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация применяется также к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства 1
Заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. ЗЛО Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Дополнительные
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
Это мера административной ответственности имущественного характера, которая состоит в принудительном изъятии орудия или предмета совершения административного правонарушения, реализации этого орудия или предмета и последующей передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов на реализацию данного орудия или предмета. Может назначаться только судьей.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
Вид административного наказания имущественного характера. Ее применение означает принудительное и безвозмездное отчуждение государству орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискации подлежат только предметы и орудия, с помощью которых совершаются административные правонарушения. В связи с этим могут быть конфискованы и вещи, не принадлежащие нарушителю на праве собственности. Конфискация назначается исключительно судьей (ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: