ВИДЫИ СПОСОБЫРЕФЛЕКСИИ
Сборник практического материала
Валуйки, 2014 г.
ВИДЫИ СПОСОБЫРЕФЛЕКСИИ
Сборник практического материала
Автор-составитель
Е. Н. Жирова
Валуйки, 2014 г.
Автор-составитель
Е. Н. Жирова
Виды и способы рефлексии: сборник практического материала / авт.-сост. Е.Н. Жирова. – Валуйки: МДОУ детский сад №3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области, 2014. – 18 с.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора……………………………………………………...4
Приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности………………………………6
Виды и способы рефлексии………………………………...11
От автора
В начальной школе должны быть заложены основы не только предметных знаний, но и знаний о собственном незнании. Именно с действия самооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самостоятельность, переход от просто старательного ученика к человеку, умеющему учиться.
В современных условиях развития педагогической науки, становления и повсеместного внедрения качественно новых педагогических технологий, нельзя не обратить внимание на такой значимый фактор продуктивности педагогического процесса, как переход учебной деятельности на уровень саморазвития, самопознания. Это обстоятельство требует в системе общеучебных умений и навыков ученика наличие таких навыков, как анализ деятельности одноклассников и самоанализ своей познавательной деятельности. В рамках организации педагогического процесса этот навык находит свое применение и полную реализацию в виде рефлексии.
Рефлексия имеет большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности в зависимости от содержания задач жизнедеятельности: во-первых, рефлексия позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; во-вторых, делает человека субъектом своей активности. Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные.
Представленные в этом сборнике виды и способы рефлексии, а также приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности позволят учащимся расширить положительное представление о себе и своих возможностях, обогатить опыт самоконтроля, самоанализа и анализа деятельности других, повысить уровень готовности к обратной связи в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик». Предложенные материалы носят рекомендательный характер и могут быть переработаны, дополнены педагогом в зависимости от содержания учебного занятия, особенностей учащихся и степени творческого отношения учителя к организации обучения.
Приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности
1. Ситуация успеха. Прием используется при оценке письменных работ, преимущественно в течение первой учебной недели: учитель подчеркивает правильные написания в тетрадях учащихся, используя зеленые чернила, устно отмечает индивидуальные достижения. Таким образом подтверждается или создается общая положительная самооценка первоклассника.
2. Ретроспективная самооценка. Формирование ретроспективной самооценки начинается с помощью «линеечек» - инструмента небаллированной оценки, разработанной Г.А. Цукерман на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн.
Например, на уроке математики ученикам можно предложить самостоятельно выполнить задание на поиск геометрических фигур. При проверке учитель подчеркивает зелеными чернилами правильно нарисованные или закрашенные фигуры, а на полях тетради рисует «линеечку». На следующем уроке он обращается к ученикам: «Будем учиться себя оценивать: поставьте крестик на самом верху «линеечки», если все 6 фигур вы нарисовали верно, и в самом низу, если все фигуры нарисованы неправильно». Проходя по классу, учитель оценивает выполнение задания, проводит индивидуальную работу с детьми с завышенной и заниженной самооценкой, хвалит тех, кто оценил себя правильно.
В дальнейшей работе особое внимание уделяется формированию умения соотносить свою деятельность с образцом, что изменяет процедуру оценивания. Например, на уроке математики учащиеся самостоятельно выполняют задание, в котором нужно вставить знаки >, <, =, а затем так же самостоятельно проверяют свое решение (правильные ответы даны на карточках) и оценивают себя с помощью «линеечки».
3. Комментирование устных ответов. На уроках обучения грамоте учитель предлагает алгоритм характеристики звука, записанный с использованием «человечков» и вопросы: «Все ли шаги были выполнены по порядку? Какие характеристики звука были даны верно? Были ли допущены ошибки? Правильно ли нарисован «человечек»?». Готовые памятки используются учениками только на первых уроках, постепенно выработка критериев оценки осуществляется в ходе обсуждения в классе.
4. Взаимное рецензирование - разновидность комментирования, этот прием используется при оценке творческих работ. Например, на уроках технологии учащимся предлагается дать словесную оценку поделки одноклассника. Здесь необходим контроль со стороны учителя, так как дети склонны замечать недостатки чужой работы, но при этом у себя недостатков не видят. В связи с этим ученикам предоставляется возможность сначала рассмотреть и оценить работу одноклассника, а уже затем - свою, в результате самооценка ученика становится более адекватной.
5. Взаимодиктанты используются на уроках русского языка, математики и окружающего мира с целью эффективного формирования умения оценивать результаты деятельности других людей. Взаимодиктанты предлагаются учителем и разрабатываются учащимися самостоятельно. Например, на уроке окружающего мира по теме «Из чего состоят все предметы?» учащиеся пишут распределительный диктант «Твердые тела, жидкости, газы», дома составляют аналогичный диктант из 6 слов, и на следующем уроке проводится работа в парах.
6. Игра «Научи меня»: учащимся предлагается «поработать» учителем. Пара учеников получала определенное задание: например, на уроке математики по теме «Порядок действий в выражении» необходимо определить порядок действий в шести выражениях и найти их значение. Ученик, исполнявший роль учителя, должен рассказать «ученику» последовательность действий, «ученик» выполняет эти действия, а «учитель» контролирует правильность выполнения. Если «учитель» ошибается, то «ученик» исправляет его действия, объясняя, что сумел заметить «ловушку». Тут же обязательно проводится смена ролей (каждому «учителю» достается по три выражения).
7. «Проверь себя». В конце уроков, на которых проводилась работа в тетради, отводится 3-5 минут для проведения самопроверки. Самостоятельное исправление ошибок поощряется на словах или условным знаком (если ученик аккуратно исправлял все ошибки, в тетради выставляется «звездочка»).
8. Прогностическая самооценка используется при условии, что все ученики класса освоили ретроспективную самооценку. Перед проведением самостоятельной работы учитель предлагает детям оценить свои возможности: «В самостоятельной работе будет три задания: разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, подбор слов к схеме. Начертите три «линеечки». С помощью первой оцените, насколько хорошо вы умеете разбирать слова по составу, второй - подбирать однокоренные слова, третьей - подбирать слова к схеме. Кто уверен, что справился с заданиями, поставит крестик на самом верху «линеечки» ».
Дневник достижений.
Учитель может использовать дневник школьника, разработанный авторами Образовательной системы «Школа 2100». Дневник позволяет эффективно формировать умения определять сложность заданий, выявлять затруднения, запрашивать помощь при их возникновении. Особое внимание уделяется страницам «Мои достижения»; итоги подводятся в конце четверти и позволяют каждому ученику увидеть свои успехи, определить проблемы, наметить пути их решения.
Дети могут фиксировать свои достижения в «Дневнике достижений» и «Дневнике успехов», самостоятельно составленных учителем. По окончанию темы, после итоговой контрольной работы учащиеся работают с «Дневником достижений», куда занесены все умения, которым должны научиться учащиеся за год. Для каждого года обучения составляются свои «Дневнички успехов». Заполняя этот дневник, ребёнок видит своё продвижение и проблемы, над которыми ему нужно ещё работать и дальше, ставит цели и планирует свою работу по ликвидации своих дефицитов. В качестве примера приведен дневник достижений, где указаны общеучебные умения школьника.
Дневник достижений
Мои общеучебные умения
№ | Я умею месяцы | |||||||||
Озаглавливать текст. | ||||||||||
Пересказывать текст (устно или письменно). | ||||||||||
Отвечать на вопросы к тексту. | ||||||||||
Составлять вопросы к тексту. | ||||||||||
Составлять план текста. | ||||||||||
Строить своё высказывание (монолог) на заданную тему (строить монолог). | ||||||||||
Участвовать в диалоге. | ||||||||||
Аргументировать (доказывать) свою точку зрения. | ||||||||||
Строить схемы. | ||||||||||
Заполнять таблицы. | ||||||||||
Пользоваться словарями. | ||||||||||
Работать со справочниками (атласами, энциклопедиями) | ||||||||||
Подбирать литературу по теме. | ||||||||||
Работать с планами, географической и исторической картой. | ||||||||||
Оценивать свою работу. | ||||||||||
Работать в группе (договариваться, распределять работу). |