Настроение человека, прежде всего, отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребенка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Мое настроение».
1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение.
2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).
Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.
После этого обсуждают получившийся рисунок.
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) - радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбужденном состоянии, агрессии;
- синий - грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
- зеленый - активность, но в то же время слишком большое внимание к зеленому цвету говорит о беззащитности ребенка, о желании быть защищенным;
-желтый - спокойный цвет (цвет дня, радости), но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребенка;
-фиолетовый - беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
-серый - говорит о том, что ребенок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
-черный - уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
- коричневый - цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
Интересна методика «Подведение итогов дня», которая учит младших школьников анализировать не только свою учебную деятельность, но и свои взаимоотношения, осознавать, что достигнутый результат зависит от характера учебного взаимодействия друг с другом. Приведем примеры рефлексии, которую можно использовать в конце дня.
«Огонек общения»
Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
-Сегодня меня порадовало...
- Сегодня меня огорчило...
На парте у каждого ребенка лежат три кружка (цветка) разных цветов.Учитель объясняет детям:
- Голубой цветок вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо), зеленый - самому уступчивому, покладистому, фиолетовый - самому скромному с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются по усмотрению учителя.
- Посмотрим, у кого самый большой букет получился. Как вы думаете, почему?
«Образная рефлексия»
Сравнить свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).
Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.
«Древо творчества»
По окончании дела (дня, урока) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. Плоды - дело прошло полезно, плодотворно. Цветок - довольно неплохо. Зеленый листик - что-то было, конечно, а вообще - ни то ни се.
Желтый листик - «чахлый», пропащий день.
«Метод пяти пальцев»
М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) - бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
«Выбери утверждение»
- все понял, могу помочь другим;
- запомню надолго;
- могу, но нужна помощь;
- ничего не понял;
- однообразный;
- неинтересный;
- скучный;
- интересный;
- хороший;
- отличный;
- день;
- урок;
- праздник.
Ощущал себя:
- хорошо;
- уверенно;
- гордо;
- смело;
- комфортно;
- глупо;
- неуверенно;
- испуганно;
- сердито;
- грустно.
«Светофор»
«Зеленый» - побольше таких дел.
«Желтый» - понравилось, но не все.
«Красный» - дело не понравилось.
«Зеленый» - поучительно.
«Желтый» - интересно.
«Красный»- скучно.
«Радуга»
Семь цветов радуги - семь оценок дела или учебного цикла.
Каждый коллектив или все участники дела выставляют свои оценки - приклеивают цветные бумажные полоски на трафарет радуги.
«Солнышко»
Мое настроение похоже на:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией.
«Гусеница»
Гусеница - ребенок. Яблоко - его внутренний, неведомый учителю мир. Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал - в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают ее из отверстия.
«Состояние моей души»
Ученик берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
«Роза настроения»
«Роза» делится на секторы - по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня.
Желтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Зеленый цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.
В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя таким образом один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.
Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.
«Музыкальный тест»
Нотный стан каждого ребенка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребенку дается маленькая нотка. Если дети знакомы с музыкальной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане. Итак, прошел день (урок), детям предлагается оценить свое настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки смотрит вниз (минор) или вверх (мажор).
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Почта»
В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.
Современный вариант: послать SMS-сообщение о результатах своей работы на «мобильный телефон» учителя.