МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ.
1. Подготовка лекции начинается с разработки преподавателем СТРУКТУРЫРАБОЧЕГО ЛЕКЦИОННОГО КУРСАпо конкретной дисциплине.
Руководством здесь должна служить рабочая программа дисциплины (РПД). Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки лекционного курса.
Количество лекций в той или иной части определяется с учетом:
– общего количества часов, отведенных для лекционной работы;
– специфики структуры изучаемой отрасли.
2. После определения структуры лекционного курса можно приступить к ПОДГОТОВКЕ КОНКРЕТНОЙ ЛЕКЦИИ.
А) Отбор материала для лекции определяется ее темой:
№ | Последовательность |
1. | Ознакомиться с: – действующим законодательством и подзаконными актами; – авторитетными комментариями к действующим законам; – проблемными статьями в периодической литературе. |
2. | Тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. |
3. | – обдумать обобщения, которые необходимо сделать; – выделить спорные взгляды; – четко сформировать свою точку зрения на них. |
4. | – составить план лекции; – приступить к созданию расширенного плана лекции. |
Б) Определение объема и содержания лекции.
Лекционное преподавание:
– закладывает основы научных знаний;
– подводит теоретическую базу под изучаемую отрасль права;
– знакомит студентов с методологией исследования;
– указывает направления их работы по всем остальным формам и методам учебных занятий.
В) Подбор иллюстративного материала.
Можно предложить вниманию студентов:
– реальные учредительные документы юридического лица;
– те или иные формы документов, отражающие договорные отношения сторон и т.п.
При этом такие материалы предназначены только для просмотра студентами, более тщательное изучение их во время лекции не предполагается.
Г) Выбор последовательности и логики изложения материала, написание конспекта.
Составление плана лекции.
Необходимо выделить:
– самостоятельные разделы, после каждого из них желательно сделать обобщения;
– информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей.
Определение логики построения лекции.
Следует четко определить, какой метод изложения необходим:
– индукция;
– дедукция;
– аналогия.
Методы | Сущность | Достоинства и недостатки |
Индуктивный (от частного к общему) | Целесообразно использовать тогда, когда изучается новый материал, трудный для студентов, и когда в результате беседы они смогут сделать сами заключение, обобщение, сформулировать правило, теорему или некоторую закономерность. | «+» – в большей мере активизирует студентов, но от преподавателя требует творческого подхода и гибкости в преподавании; «–» – громоздкость (затрачивается больше времени). Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных. |
Дедуктивный (от общего к частному) | Преподаватель сам формулирует общее суждение, выражающее какое-то правило, закон, теорему, а затем применяет его, иллюстрирует частными примерами, случаями, фактами, событиями. | «+» – затрачивается меньшее время, более легкий в преподавании; «–» – в меньшей мере активизирует обучающихся. |
Метод аналогии (вынесение заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями) | Сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризировать явление с различных сторон. | «+» – легко происходит понимание материала; «–» – может привести к типичной ошибке, называемой «ложной аналогией» (при использовании поверхностных признаков). |