Об утверждении Порядка пользования базами (сооружениями)
Для стоянок маломерных судов в Российской Федерации
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации.
2. Исключить главу IV. «Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок» из Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 № 502.
Министр Е.Н. Зиничев
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5499; 2009, № 13, ст. 1550; 2013, № 30, ст. 4123
Утверждено
Приказом МЧС России
от______20___ г. № ______
ПОРЯДОК
ПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ СТОЯНОК
МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает единые требования пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации и является обязательным для физических и юридических лиц.
1.2. Под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов (далее – база-стоянка) в настоящем Порядке понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.
К базам-стоянкам следует относить, расположенные на берегу и (или) акватории водного объекта:
- специально организованные береговые и (или) плавучие сооружения, предназначенные для швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей и (или) хранения маломерных судов;
- комплекс технологически связанных между собой зданий, сооружений, и оборудования, расположенных на берегу и акватории водного объекта и предназначенных для эксплуатации, стоянки, обслуживания и хранения маломерных судов;
- объекты поисково-спасательных формирований (водно-спасательные станции), имеющих на оснащении маломерные суда.
Примечание: Не является базой-стоянкой организованное судовладельцем (пользователем) - физическим лицом место стоянки, размещенное на принадлежащем ему приусадебном земельном участке, используемое для швартовки, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки людей), самостоятельного обслуживания и хранения, принадлежащего ему индивидуального маломерного судна.
1.3. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:
1.3.1. Акватория базы-стоянки – водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, предназначенное для подхода (выхода), причаливания, швартовки судов и размещения причальных сооружений.
1.3.2. Выпускной режим – комплекс организационных и технических мероприятий, проводимых руководителями (владельцами) и должностными лицами баз-стоянок, направленных на обеспечение безопасности плавания маломерных судов при их выходе в плавание.
1.3.3. Причальное сооружение – устройство или сооружение, в том числе плавучее, предназначенное для безопасного подхода, стоянки и обслуживания судов, выгрузки грузов, посадки и высадки людей.
1.3.4. Судовладелец (пользователь) - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
1.3.5. Территория базы-стоянки – земельный участок с прилегающей акваторией базы в установленных границах, в том числе искусственно созданный земельный участок, предназначенный для доставки, обслуживания, хранения судов.
1.3.6. Эксплуатация базы-стоянки – период времени в который на её территории осуществляется спуск (подъем) судов, их выход и причаливание и (или) стоянка на акватории базы-стоянки.
1.4.Учет баз и надзор за ними осуществляется территориальными подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (далее – подразделения ГИМС МЧС России).
1.5. К эксплуатации допускаются базы-стоянки прошедшие ежегодное освидетельствование и имеющие положительное заключение, выдаваемое подразделением ГИМС МЧС России в установленном порядке.
1.6. Контроль за выполнением требований настоящего Порядка осуществляют подразделения ГИМС МЧС России, а также другие надзорные органы в пределах своих полномочий.
1.7. Организация и размещение баз-стоянок осуществляется в соответствии с требованиями водного, земельного, градостроительного законодательства, а также нормативными и правовыми актами утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.8. Судовладельцы (пользователи) обязаны соблюдать настоящий Порядок, правила пользования базами-стоянками, установленные руководителями (владельцами) баз-стоянок, выполнять требования должностных лиц баз-стоянок по обеспечению безопасности и соблюдению выпускного режима.
1.9. Лица, нарушившие настоящий Порядок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Требования по обеспечению безопасности на базах-стоянках
2.1. Строительство на территории базы-стоянки служебных помещений, причальных и других сооружений, а также дорог и подъездных путей для подъезда пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу должно быть обеспечено на проектной основе.
2.2. Предусмотренные проектом сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мирадолжны находиться в исправном состоянии.
2.3. Территория базы-стоянки должна быть ограждена в соответствии с проектной документацией.
2.4. На базах-стоянки для стоянки моторных маломерных судов должны быть предусмотрены:
- места заправки судов моторным топливом с соблюдением требований по охране окружающей среды и пожарной безопасности;
- оборудование по локализации аварийных разливов нефтепродуктов на закрепленной акватории.
2.5. На территории базы-стоянки должны быть оборудованы:
- площадки с контейнерами для бытовых отходов и емкости для сбора отработанных горючих и смазочных материалов;
- стенды с наглядными материалами по обеспечению безопасности и профилактике травматизма людей на водных объектах (выписки из законодательных и нормативных правовых актов; расписания действий при пожаре на базе и спасании судов и людей, терпящих бедствие на акватории базы; телефоны пожарно-спасательных подразделений, ГИМС МЧС России, скорой медицинской помощи и полиции; приемы оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде и др.).
2.6. Техническое оснащение и оборудование баз-стоянок должно обеспечивать:
- экологическую безопасность на территории базы-стоянки: соблюдение природоохранных требований при осуществлении действий по заправке моторных судов топливом и выполнении судовладельцами (пользователями) профилактических, ремонтных, судоподъемных и иных работ, связанных с эксплуатацией объектов базы-стоянки и маломерных судов;
- пожарную безопасность на территории базы-стоянки;
- безопасность посадки и высадки людей с судов, а также их передвижения по причальным сооружениям;
- информирование судоводителей о гидрометеорологической и навигационной обстановке;
- радиосвязь с приписанными к базе-стоянке маломерными судами, на которых предусмотрены и установлены радиостанции;
- охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
- осуществление выпускного режима за маломерными судами при их выходе в плавание, транспортировке (вывозе) за пределы базы-стоянки и их прибытии;
- постоянную связь с аварийно-спасательными подразделениями, медицинскими учреждениями, подразделениями органов внутренних дел и подразделениями ГИМС МЧС России.
2.7. На выступающих в сторону судового хода (фарватера) причальных и иных сооружениях должны выставляться на высоте не менее 2 метров от настила белые огни, видимые по горизонту на 360 градусов на расстоянии не менее 4 километров. Эти огни устанавливаются на торце каждого пирса, а на причале - на расстоянии друг от друга не более чем через 50 метров и должны гореть от захода до восхода солнца.
2.8. Затопленные в половодье (паводок) защитные устройства баз-стоянок, а также иные препятствия, представляющие угрозу безопасности плавания судов, должны ограждаться соответствующими знаками судоходной (навигационной) обстановки.
2.9. Акватория базы-стоянки и подходы к причальным сооружениям по ширине подходов и глубинам должны обеспечивать безопасность маневрирования приписанных к данной базе-стоянке судов с максимальными размерами и осадкой.
2.10. Причальные сооружения, используемые для швартовки и стоянки судов, должны иметь:
- прочно закрепленные швартовые устройства (кнехты, битенги, утки, рымы и др.) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района;
- привальные брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при их швартовке и стоянке;
- на нерабочей стороне надежное леерное ограждение высотой не менее 90 сантиметров при расстоянии между стойками не более 1,5 метра и между леерами - не более 45 сантиметров;
- спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10-15 сантиметров от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 метра;
- трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между собой, обеспечивающие по ширине одновременный переход не менее двух человек и имеющие сплошной настил и леерное ограждение;
- комплект из огнетушителя, ящика с песком и лопатой, кошмы и спасательного круга (конца Александрова) на каждые 50 метров причальной линии, но не менее одного комплекта на причал или пирс.
Примечание: средства пожаротушения не требуется устанавливать на причалах для гребных и парусных (безмоторных) маломерных судов.
2.11. Сплошной настил на причалах, пирсах, трапах, сходнях и мостках должен быть рассчитан на максимальную нагрузку в условиях повседневной эксплуатации и ежегодно, до начала навигации, испытываться комиссией, создаваемой руководителем (владельцем) базы. Акт с результатами испытаний, подписанный членами комиссии и утвержденный ее председателем, представляется при освидетельствовании базы.
2.12. Минимальная длина причального фронта по периметру причалов и пирсов должна обеспечивать швартовку и безопасную стоянку всех приписанных к данной базе-стоянке судов в случае их постоянного нахождения на плаву в период навигации.
2.13. Расстояние между судами при стоянке у причального сооружения и способы их крепления должны обеспечивать сохранение их целостности при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района.
2.14. Плавучие причальные сооружения (понтоны, швартовые бочки) должны быть надежно закреплены к берегу или стоять на своих штатных местах с использованием мертвых якорей.
2.15. Исправность оборудования базы-стоянке должна обеспечиваться в течение всего периода эксплуатации базы.
2.16. На акватории базы-стоянки запрещается:
- допускать и обеспечивать стоянку маломерных судов, не зарегистрированных в установленном порядке;
- прыгать в воду с судов и причальных сооружений, купаться вне отведенных для этого мест;
- превышать установленные скорости движения судна;
- при движении судна создавать опасное волнение, которое может негативно повлиять на людей, другие плавательные средства, гидротехнические и причальные сооружения.
3. Требования по организации выпускного режима и порядок пользования базами
3.1. Маломерные суда, которые осуществляют стоянку на базе-стоянке (приписаны к базе-стоянке), должны быть внесены в журнал учета приписного флота базы-стоянки с указанием идентификационного номера, типа и названия (если имеется) судна, серии и номера судового билета, фамилии, имени, отчества судовладельца (пользователя), его адреса места жительства и телефонов, типа судовой радиостанции и радиочастоты.
Суда, прибывшие на базу-стоянку для временного базирования, также заносятся в соответствующий раздел этого журнала, при этом дополнительно указываются время прибытия судна, планируемое и фактическое время убытия.
3.2. На базе-стоянке устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу-стоянку маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, наличием на судне необходимых спасательных средств, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.
Руководитель (владелец) базы-стоянки обеспечивает организацию выпускного режима или назначает лиц ответственных за обеспечение выпускного режима.
3.3. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу-стоянку в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: идентификационный номер судна, фамилия, имя, отчество судоводителя, дата и время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, фактическое время возвращения на базу-стоянку.
3.4. Выпуск маломерного судна в плавание не производится в случаях:
- отсутствия у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;
- отсутствия на судне идентификационных номеров или их несоответствия записи в судовом билете;
- отсутствия подтверждения прохождения судном освидетельствования;
- обнаружения неисправностей, с которыми запрещается пользование маломерным судном;
- нарушения установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности;
- отсутствия на судне предписанных спасательных, противопожарных и водоотливных средств;
- если прогнозируемая и фактическая гидрометеорологическая обстановка на водоеме представляет опасность для плавания судна данного типа;
- нахождения судоводителя в состоянии опьянения.
Запрещается выпуск в плавание маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, не оснащенных спасательным кругом (концом Александрова) и индивидуальными спасательными средствами по количеству лиц, находящихся на борту.
В случае самовольного выхода в плавание маломерного судна с указанными выше нарушениями лица, ответственные за обеспечение выпускного режима, обязаны незамедлительно сообщить об этом в подразделение ГИМС МЧС России.
3.5. О судах, прибывших на базу-стоянку в аварийном состоянии, сообщается в подразделение ГИМС МЧС России с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (прихода) судов.