Преимущества и недостатки политики протекционизма




Аргументы в пользу протекционизма:

Стимулирование производства и обеспечение занятости

Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо для поддержки отечественных производителей, сохранения рабочих мест и, соответственно, сохранения социальной стабильности. Сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Сравнение последствий установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям позволяет сделать следующий вывод. Если производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен и, следовательно, потребители потерь не несут. Тогда как потери от введения тарифа больше.

Защита молодых отраслей

Сторонники протекционизма утверждают, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.

Однако, во-первых, трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. В-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм

Увеличение доходов государственного бюджета

Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, т.к. нуждается в дополнительных доходах на покрытие дефицита государственного бюджета.

Однако поступления в бюджет в этом случае зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны

Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Однако серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, энергоносителей и другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (нефти, газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать субсидиями.

Аргументы против протекционизма:

Обострение межгосударственных противоречий

Политика протекционизма, проводимая одной страной, вызывает ответные меры со стороны ее торговых партнеров. Т.е. следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон.

Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса

Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия.

Устранение иностранной конкуренции приводит к застою, т.к. ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства

37. Признаки и виды глобальных проблем мирового хозяйства. Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое сообщество впервые заговорило в конце 60-х — начале 70-х гг. Эти проблемы получили название глобальных.

Специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:

· носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или, по крайней мере, большинства) человечества;

· угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);

· нуждаются в срочном и неотложном решении;

· взаимосвязаны между собой;

· требуют для решения совместных действий всего мирового сообщества.

Исходя из этих признаков, к глобальным стали относить следующие проблемы мирового развития:

· преодоления бедности и отсталости;

· мира, разоружения, предотвращения мировой ядерной войны;

· продовольственную;

· природных ресурсов (рассматриваемую часто как две отдельные проблемы — энергетическую и сырьевую); экологическую; демографическую; устойчивого развития; развития человеческого потенциала и др.

Выделяют следующие типы глобальных проблем.

· Интерсоциальные (безопасность, гонка вооружений, отсталость развивающихся стран и др.).

· Социально-демографические (рост населения, бедность, продовольственная, болезни и др.).

· Социально-экологические (загрязнение окружающей среды, сырьевая, освоение космоса и др.).

По мере развития человеческой цивилизации могут возникать и уже возникают новые глобальные проблемы. Так, к разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, а также проблему освоения и использования космоса. К числу глобальных относят также проблемы: использования ресурсов моря и морского дна;; преодоления экономической отсталости слаборазвитых стран и бедности в мире, обеспечения прав человека, создания и развития всемирной компьютерной системы информации и др.

38. Понятие природных ресурсов. Природные ресурсы (естественные) — это природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов. К природным ресурсам относят в настоящее время полезные ископаемые, почву, растительность и животный мир, атмосферный воздух, воду, климат, солнечную и космическую радиацию.

Совокупность природных ресурсов и природных условий жизни общества, используемую в настоящее время или которая может быть использована в обозримом будущем, называют природными благами (рис. 13.1).

Природные ресурсы классифицируют: по их использованию (производственные, здравоохранительные, научные, эстетические и т. д.); по принадлежности к тем или иным компонентам природы (минеральные, земельные, лесные, водные, энергетические и др.). По характеру воздействия человека природные ресурсы обычно делят на две категории: исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые природные ресурсы, в свою очередь, подразделяются на невозобновимые, относительно возобновимые и возобновимые. К невозобновимым природным ресурсам относятся богатства недр (полезные ископаемые), так как после их добычи и использования они не могут стать тем, чем были раны ше, а условия на Земле сегодня для их возникновения или восстановления практически отсутствуют. Почва является относив тельно возобновимым природным ресурсом, так как только при грамотном ее использовании сохраняется плодородие, способность получения высоких урожаев возделываемых культур. К возобновимым природным ресурсам относят растительный и животный мир. Они по мере использования могут восстанавливаться. Так, вместо использованных человеком растений и животных нарождаются новые.

К неисчерпаемым природным ресурсам относят: космические (солнечная радиация, морские приливы и др.), климатические (атмосферный воздух, тепло и влага атмосферы, энергия ветра), водные.

В последние годы в делении природных ресурсов по признаку исчерпаемости произошли изменения. К исчерпаемым и невозобновимым относят минеральные ресурсы, к исчерпаемым и возобновимым ресурсам: земельные, водные и биологические. Биологические ресурсы подразделяются на растительные и животные. Неисчерпаемые ресурсы: энергия Солнца, текучей воды, ветра и климатические.

Та часть природных ресурсов, которая реально может быть вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества, при условии сохранения среды жизни человека, называется природно-ресурсным потенциалом. Природно-ресурсный потенциал, экономически оцененный, входит в состав национального богатства. Природно-ресурсный потенциал — важнейшее понятие природопользования.

39. Распределение природных ресурсов по странам и континентам. Распределение мировых природных ресурсов на Земле крайне неравномерно не только по отдельным странам, но и по континентам. В зависимости от этого некоторые страны, которых меньшинство, такие как Россия, Китай, США почти полностью обеспечены всеми природными ресурсами. В меньших размерах к ним относятся Австралия, Индия, Бразилия. Важна еще доля площади, неосвоенной добычей природных ресурсов. В России она составляет от 50% до 60, в силу своей огромной территории опережает Бразилию, Австралию, Канаду. Существует ряд регионов, обладающих одним видом природного ресурса, например, страны Ближнего и Среднего Востока имеют большие запасы нефти и газа, Замбия, Заир и Чили - запасы меди, Марокко фосфориты.

40. Виды международных корпораций и их основные черты. Международная корпорация, или МК (international corporation), – это особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое целое (компанию) для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.

Существуют два вида МК:

1) транснациональная корпорация (ТНК) – сообщество, головная компания которого является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации сообщества функционируют в разных странах;

2) многонациональные корпорации (МНК) – сообщество, головная компания которого принадлежит капиталу двух или нескольких стран, а филиалы размещены во многих странах. Отличительными признаками МНК являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую. ООН, которая традиционно изучает деятельность международных корпораций, долгое время относили к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. долл., и филиалы более чем в шести странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует также такой показатель, как размер процента ее продаж, ее товаров, реализуемых за пределами страны происхождения компании. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нестле» (98\%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов.

В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25\% активов за рубежом. Самые большие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн «Роял Датч/Шелл», а также четыре фирмы США: «Форд», «Дженерал моторе», «Экссон» и «ИБМ»

41. Роль ТНК в МЭО. Транснациональные корпорации – это предприятия, что владеют производственными активами или контролируют их в двух или больше странах. Обычно контроль осуществляется через прямые заграничные инвестиции, однако транснациональные корпорации могут также принимать участие в зарубежном производстве в результате образования стратегического альянса с иностранной фирмой. Позитивные черты деятельности ТНК: 1)повышение налоговых поступлений в результате деятельности ТНК; 2)организация филиалов, дочерних компаний там, где они «больше всего нужны»; 3)Растёт занятость населения, рынок наполняется продукцией, необходимой потребителю; 4)возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособностии; 5)близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны.

Отрицательные черты деятельности ТНК: 1)ТНК, имея сильное влияние на экономику страны, может в ряде случаев противодействовать ей, отстаивая свои интересы; 2)часто ТНК стараются «обойти» закон (укрытие доходов, перекачивание капитала из одной страны в другую); 3)установление монопольных цен, позволяющих извлекать сверхприбыли; 4)диктат условий, которые ущемляют интересы страны.

Современные транснациональные корпорации выполняют в мировой экономике важные функции, набор которых постоянно расширяется. Все их многообразие укладывается в определение "стимулирующие".

ТНК стимулируют НТП, поскольку в их рамках проводится большая часть научно-исследовательских работ, появляются новые технологические разработки.

ТНК стимулируют тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя углублению МРТ и вовлекая принимающие старны в международные экономические отношения.

ТНК стимулируют развитие мирового производства. Являясь крупнейшими мировыми инвесторами, они постоянно наращивают производственные мощности, создают новые виды продукции и рабочие места в принимающих странах, стимулируя в них развитие производства, а значит, мировой экономики в целом.

ТНК стимулирует конкурентную борьбу на мировом рынке. Этому не противоречит и тот факт, что они обладают наиболее высокой конкурентоспособностью.

Конкурентные преимущества ТНК:

Владение и доступ к природным ресурсам, капиталу и результатам НИОКР по всему миру.

Горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК.

Возможность выбора места размещения филиалов в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности.

Низкая стоимость финансовых ресурсов, благодаря более широким возможностям их привлечения.

Экономия на масштабах предприятия

Доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции

Отрицательные проявления деятельности ТНК

Существенную или возможную монополизацию локальных рынков.

Возможность для ТНК диктовать свои условия не только своим конкурентам, но и целым национальным экономикам, что несет угрозу их национальной безопасности.

Перенос экономически грязных производств в наименее развитые принимающие страны

Нарастание тенденции к сокращению занятости на предприятиях ТНК. Данная тенденция особенно ярко проявляется в филиалах развитых стран, и происходит это под влиянием глобализации рынка трудовых ресурсов.

42. Сущность, причины возникновения международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями.

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их воспроизводственных структур на различных уровнях, в различных формах.

Примером может быть стабильно идущее на протяжении XX века усиление связей американских корпораций с канадскими и мексиканскими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими компаниями в последние десятилетия.

Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами. В настоящее время в мире насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это в первую очередь ЕС и НАФТА, в развивающихся – МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой – СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС.

В наиболее полной форме в настоящее время интеграционные процессы нашли свое выражение в создании ЕС. США, Канада и Мексика нацелились на создание в обозримой перспективе общего экономического пространства. Боливия, Венесуэла, Колумбия и Перу стремятся к созданию Андского общего рынка. Усиление межгосударственной интеграции происходит также в Юго-Восточной Азии, Африке, Арабском мире и Центральной Америке.

Интеграционные процессы существенно различаются по характеру, глубине и интенсивности. Они носят преимущественно региональный характер, но одновременно происходят и межрегиональные интеграционные процессы. Так, в последнее время интенсивно развивается экономическое взаимодействие Северо-Американского и Азиатско-Тихоокеанского регионов и изучается вопрос о возможности присоединения Японии к Американо-Канадско-Мексиканской интеграции. Также обсуждается вопрос о создании зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Характерные черты МЭИ

Высокий уровень МРТ и хозяйственной кооперации. Между связанными интеграцией странами развиваются интенсивный благодаря льготным условиям обмен товарами, услугами, капиталами и трудовыми ресурсами

Страны проводят общую согласованную внутреннюю и внешнюю политику в торговле, сельском хозяйстве, транспорте, в валютной и других сферах

В условиях экономической интеграции сферы сотрудничества стран постоянно расширяются, между ними осуществляются общие проекты, организуются СП, банки, валютные союзы, коллективные валютные единицы и проч.

Признаки интеграции:

Взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

Глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

Целенаправленное регулирование интеграционных процессов;

Возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональных структуры).

Уровни интеграции

макроэкономический (государственный уровень). Целенаправленная деятельность государства способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов. Согласование национальных политик в рамках проведения совместной экономической, научно-технической, финансовой, валютной и оборонной политики. Это создает наилучшие условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в рамках единого региона.

микроэкономический (межфирменный – ТНК) – на уровне отдельных компаний, которые в своей хозяйственной деятельности вступают в интеграционные процессы, создают филиалы, СП.

Предпосылки МЭИ

углубление международного разделения труда

растущая интернационализация хозяйственной жизни

всеобщая НТР

повышение степени открытости национальных экономик

Условия и предпосылки международной интеграции

Примерно равный уровень экономического развития стран

Это желательно, но не обязательно. Требуется достаточно длительный период времени, чтобы страна, имеющая по сравнению с другой страной значительно более низкие экономические показатели, смогла на равных участвовать в интеграционных процессах. Более сильные в экономическом отношении партнеры будут вынуждены часть средств направлять на подтягивание слабой экономики этих стран, а не на развитие интеграционных процессов.

Безусловно, сегодня можно приводить в пример положение в Евросоюзе, где даже созданы специальные фонды регионального развития. Тем не менее, Греция все-таки не смогла на первом этапе соответствовать Маастрихтским критериям и не попала в зону евро. Определенные сложности переживает и НАФТА, на пространстве которой «весовые категории» США и Мексики явно разные.

Сам Евросоюз обозначил очень четкие критерии для принятия новых членов, причем наиболее строгие подходы сформулированы в экономической сфере.

Интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме

Страны, находящиеся в кризисной ситуации, крайне тяжело интегрируются друг с другом. Экономика в кризисный период занята выживанием, поиском сильных партнеров, способных вытащить ее из кризисной ямы. В период кризиса в странах принимаются антикризисные меры, законы, ограничения, например, вводятся ограничения на вывоз капитала. В то время как для интеграции, наоборот, необходима свобода движения рабочей силы, капитала, товаров и услуг.

Географическая близость стран-участниц

Для выполнения основных целей интеграции, например, для снижения издержек производства, конечной цены на товар, необходимо снижать все составляющие цены, в том числе и транспортные расходы. Если географически страны расположены на расстоянии нескольких часовых поясов, то не видится, как можно сэкономить на транспорте.

Анализируя интеграционные процессы в Южной Америке, эксперты обратили внимание на то, что, несмотря на географическую близость, интеграция между нынешними странами-членами МЕРКОСУР не развивалась до определенного временного периода, т.к. между ними практически не было приличной транспортной инфраструктуры. Не было элементарных дорог, которыми уже давно опутана Европа. Ориентация стран Южной Америки на метрополии в течение более двухсот лет сформировала экономики этих стран с прицелом на вывоз продукции из портов, а не вглубь страны. Плюс наличие серьезных трудностей для развития дорог: гор, тропических лесов и т.д. В данном случае географическую близость следует трактовать как наличие или отсутствие транспортных коммуникаций.

Политическая воля руководства интегрирующихся стран

Толчком для создания всех крупных на сегодняшний день интеграционных группировок – Евросоюза, НАФТА, МЕРКОСУР – стали инициативы политических руководителей заинтересованных стран.

Роль политического руководства состоит в том, чтобы поставить перед своей страной цели, которые могут быть достигнуты с помощью интеграции, четко спрогнозировать все политико-экономические последствия для страны, просчитать затраты, которые понесет страна на начальном этапе, когда они окупятся и когда страна начнет пожинать действительно крупные плоды интеграции. Кроме того, политическое руководство страны должно четко представлять, какие полномочия предстоит делегировать в «общую корзину», а какие следует передать в более поздний период. Необходимо отдавать себе отчет в том, что если страна не готова к созданию наднациональных структур, то интеграция останется на бумаге.

Создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления

Интеграция ставит перед участниками этого процесса задачу о необходимости проведения коллективных действий по всему кругу вопросов с участием всех стран. Для решения проблем, требующих совместных действий, необходимо создание механизмов сотрудничества для согласования национальных подходов и выработки взаимоприемлемых решений.

Доказано, что для создания оптимального режима принятия решений требуется принятие общих правил, норм, регламентов и создание институтов, которые будут руководить процессом. Роль таких институтов во взаимозависимой системе наиважнейшая. Необходимо делегирование государством своих полномочий такому институту. Причем необходимо строго подходить к делегированию полномочий и строго следить за тем, как эти решения проводятся в жизнь при условии их обязательного выполнения странами.

Создание инициирующего центра из одного-двух государств, которые должны сплачивать страны-партнеры

Формирование коллективного выбора будет во многом зависеть от того, как распределяется экономическая мощь между странами в рамках интеграционной группировки. Следует добиваться такого положения, когда более сильные страны не будут ущемлять менее сильные, а те в свою очередь должны четко представлять роль более сильных. Необходимо определиться в том, что асимметрия в распределении «экономической мощи» со временем будет преодолена, в чем, собственно, и заключается существенный смысл интеграции.

Согласно одной из гипотез развития интеграционных процессов наиболее сильная в группировке страна, если она еще и сравнима с остальными партнерами вместе взятыми, должна взять на себя и пропорционально большую часть бремени по издержкам.

В этой связи была даже разработана теория гегемонистской стабильности, согласно которой в качестве гегемона выступает наиболее мощная страна. При этом указывается, что мощная страна – это еще не значит самая большая по размерам. Для того чтобы являться гегемоном страна должна:

- контролировать рынки добычи и сбыта сырья

- контролировать потоки капитала

- контролировать наиболее крупные рынки

- контролировать производство наиболее дорогой и высокотехнологичной продукции.

- валюта страны-гегемона должна играть важнейшую роль в расчетах между странами-членами интеграционной группировки.

Роль гегемона могут выполнять и две страны. Главное – наличие мощной инициирующей силы – что важный плюс для экономической группировки.

Что касается решения самой страны – вступать или не вступать в интеграционную группировку, то, безусловно, следует прежде всего определить свое возможное и реальное место в мировой экономике после вступления в такую группировку. Вступление в интеграционную группировку потребует серьезного изменения подходов к социальной сфере, вызовет необходимость определенных реформ в этой области. Цель вступления страны в интеграционную группировку – создать условия для высоких темпов роста в течение длительного временного периода с преодолением по возможности негативного внешнего воздействия (со стороны финансовых, сырьевых и других факторов), «закрываясь» силой и мощью экономической интеграционной группировки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: