Слово «личность» (persona) первоначально означало маску (личину), в которой выступал актер в античном театре. Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» употреблялось с указание на определенные социальные роли, функции (личность отца, личность судьи). Позднее слово «личность» стало противопоставляться тому, что подразумевали под ним в Античности: личность - это человек, который играет определенную роль в серьёз, а не в качестве актёра.
Личность – человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психических свойств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития, потребностей, интересов) и социальных функций (отношения к действительности, людям, обществу в целом; поведение человека, его общественная деятельность).
Качества личности:
- автономность – человек в определенной степени выступает независимо от общества, способен противопоставлять себя обществу; умение властвовать над собой;
- самосознание – наличие у человека самооценки, самоконтроля над поведением;
- жизненная позиция.
Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т. е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития.
Формирование личности не определяется лишь биологическими факторами, социальной средой, воспитанием и обучением, оно требует собственной активной практической деятельности человека.
Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль.
Подростковый (средний школьный) возраст: от 12 до 15 лет | |
Основные особенности школьного подросткового возраста | Проявления |
Анатомо-физиологическая перестройка организма | Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов --- интенсивное физическое и физиологическое развитие --- возникновение трудностей в функционировании сердца, легких, кровоснабжения головного мозга ---- изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность |
Особенности социальной ситуации развития | Осуществляется переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости |
Ведущая деятельность | Общение со сверстниками --- главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников |
Конформизм | Склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек, ценностей --- подражательность; желание слиться с группой, ничем не выделяться рассматривается как механизм психологической защиты |
Учебная деятельность и познавательное развитие | Развиваются теоретическое и рефлексивное (анализирующее собственные мысли и переживания) мышление, творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере ---расширение способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время в большинстве случаев наличие трудностей в учебе, которая отходит на второй план. |
«Чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому | Стремление к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Развитие самосознания, волевых качеств. Критичность мышления, склонность к анализу собственных мыслей и переживаний, к сомнениям и колебаниям. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. |