Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика
Понятие «средства педагогического процесса (обучения, воспитания) » используется в педагогике в широком и узком значениях. В широком значении средства педагогического процесса (педагогические средства) – это все то, что способствует достижению целей и задач обучения и воспитания. К ним относят, в частности, все виды деятельности детей, которые организуются в процессе обучения и воспитания; микросреду (семья, группы учащихся и т.п.); содержание, методы, формы, технологии педагогического процесса; предметы и приспособления для осуществления деятельности педагогов и учащихся и др.
Существует разные подходы к классификации средств обучения и воспитания. Одна из возможных классификаций средств обучения в широком смысле представлена в таблице 17.
Таблица 17
Идеальные и материальные средства обучения
Идеальные средства | Материальные средства |
На уровне всего процесса обучения | |
Система обучения | Кабинеты для обучения |
Методы обучения | Библиотеки |
Система общешкольных требований | Столовые, буфеты |
Медицинский кабинет | |
Помещения для администрации и педагогов | |
На уровне предмета | |
Учебные компьютерные программы | Учебники и учебные пособия |
Система условных обозначений в различных дисциплинах (математические символы, нотная грамота и др.) | Дидактические материалы |
Методические разработки по предмету | |
Книги-первоисточники | |
На уровне урока | |
Произведения искусства | Тексты из учебника и других книг |
Средства наглядности (схемы, чертежи) | Упражнения из учебников, задачников и др. |
Знаковая система устной и письменной речи | Тестовый материал |
Организационная деятельность учителя | Средства наглядности (макеты, модели) |
Квалификация и культура учителя | Технические средства обучения |
Формы организации работы на уроке | Лабораторное оборудование |
В узком значении с редства педагогического процесса (обучения, воспитания) – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса (по Л.Д. Столяренко). Соответственно средства обучения (дидактические средства) – предметное обеспечение учебного процесса; предметы, которые в учебном процессе выступают в роли сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающих им познание мира (по В.А. Сластенину). Например, к средствам обучения относят учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства, учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты и т.п.). Дидактические средства выполняют мотивационную, информационную, оптимизационную функции и функцию управления процессом обучения.
С учетом чувственной модальности классификация средств обучения представлена на рис. 56.
Рис. 56. Классификация средств обучения с учетом чувственной модальности
Традиционной является классификация, в которой выделены наглядные (не технические) средства (предметная наглядность, словесно-образная наглядность, объемная и плоскостная изобразительная наглядность, символическая изобразительная наглядность) (табл. 18) и технические средства (табл.19) (по Г.М. Коджаспировой).
Таблица 17. Наглядные средства педагогического процесса
Предметные наглядные средства | Изобразительныенаглядные средства | |||
Реальные или натуральные объекты: – минералы, – гербарии растений, – чучела животных и др. | Образные | Символические | ||
Словесные - «словесное рисование», литературные образы и т.п.; - дидактические материалы: карточки, памятки, конспект-схемы, опорные сигналы и др. | Объемные - статические: макеты, муляжи и т.п.; - динамические: модели, механизмы и др. | Плоскостные - картины; - иллюстрации; - репродукции; - рисунки; - открытки - карты и др. | - схемы; - чертежи; - таблицы; - диаграммы; - графики; - карты и др. | |
Таблица 18. Технические средства педагогического процесса
Визуальные | Звуковые (аудио) | Аудиовизуальные | Комбинированные |
- диа- и кодоскопы; - фототехника и т.п. | – аудиотехника; – музыкальные инструменты и др. | - кино- и видеотехника, - телевидение и т.п. | - лингафонные устройства (кабинеты); - компьютерные системы; - замкнутые учебные телевизионные системы и др. |
Ряд педагогов (В.И. Смирнов и др.) условно подразделяют средства педагогического процесса на три группы: «слово» («живое» слово, аудиозапись, печатное слово); «образ» (иллюстрации, макеты, видеопродукция, натуральные объекты); орудия и приспособления (здания, мебель, оборудование, ЭВМ, аудио- и видеотехника, лабораторно-техническое оборудование, материалы, инструменты).
Применяя наглядные средства обучения, необходимо соблюдать следующие требования:
·наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;
·осознание педагогом цели, времени, места применения наглядных средств;
·адекватность объекта или его изображения стоящим учебным задачам;
·мера в применении на одном уроке (занятии);
· при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны представляться по мере необходимости и быть закрытыми для восприятия до нужного момента;
· наглядный предмет не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;
· эстетическое оформление наглядного средства;
· учет уровня развития, обученности и воспитанности учащихся.
Средства обучения подразделяются на средства для учителя и учащихся. Первые – это предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые – индивидуальные средства учащихся, с помощью которых они осуществляют учебно-познавательную деятельность (учебники и учебные пособия, письменные принадлежности и т.д.). Выбор средств обучения зависит от материальной базы школы, поставленных целей и задач урока, запланированных методов и форм учебной работы, возраста учащихся, особенностей отдельных учебных предметов и др.
2. Требования к учебникам и учебным пособиям
Учебник – основной вид учебной литературы, учебное издание для учащихся, в котором систематически излагается материал из определенной области знаний. Учебники включают: изложение учебного материала в соответствии с темами, указания по организации учебной работы школьников, материал для тренировочных упражнений, справочную информацию, вопросы для самоконтроля и др. (см. тему 10).
Учебники для учреждений общего среднего образования должны отвечать следующим требованиям:
r соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;
r методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением знаний на практике;
r корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символики, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;
r отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отечественных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития науки и техники;
r соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;
r доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;
r соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;
r ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;
r согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;
r выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;
r пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;
r использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету и его практическим приложениям;
r направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышления, побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам; развитие воображения учащихся, их представлений о мире, явлениях и событиях;
r учет возможностей применения технических средств обучения в процессе преподавания; высокое качество иллюстративного материала; включение в учебник необходимых справочных материалов.
Работа над усвоением учебной информации осуществляется учащимися также с помощью учебных пособий, которые служат вспомогательным дидактическим средством: хрестоматий по литературе и истории; задачников по математике, физике, химии; сборников упражнений по родному и иностранному языкам; контурных карт по истории и географии; тетрадей для лабораторных исследований по биологии, химии; словарей, справочников и энциклопедий и т.д.