Особенно важным в ходе современного образовательного процесса является применение технических средств обучения, повышающих эффективность деятельности учителя и учащихся. Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации (по Г.М. Коджаспировой).
Дидактические возможности технических средств обучения обеспечиваются следующими их характеристиками:
- являются источником информации;
- рационализируют формы преподнесения учебной информации;
- организуют и направляют восприятие;
- повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
- обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;
- создают эмоциональное отношение к учебной информации;
- усиливают интерес к учению путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов и т.п.;
- делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
- активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
- являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
- иллюстрируют связь теории с практикой;
- создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов и правил обучения;
- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа, а также за счет переложения на технику отдельных функций учителя;
- наиболее полно отвечают научным и культурным интересам, запросам учащихся.
По назначению ТСО делятся на:
технические средства передачи учебной информации, позволяющие раскрыть содержание материала учебных дисциплин (учебное телевидение; видеоаппаратура; диа-, кино-, графо- и мультимедийные проекторы; звуковая аппаратура: магнитофоны, усилители, средства демонстрационного эксперимента, электромеханические стенды, действующие макеты или модели механизмов);
т ехнические средства контроля, позволяющие быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися переданной им информации; применяются при проведении текущего контроля знаний учащихся, проверке на допуск к лабораторным занятиям, проведении зачетов и экзаменов, самоконтроле знаний обучаемых в процессе их самостоятельной работы;
тренажерные технические средства, используемые для выработки практических навыков в выполнении логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, проведении измерений, настройке или управлении сложными устройствами или процессами;
вспомогательные технические средства – устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время и повышающие культуру педагогического труда: интерактивные классные доски, устройства дистанционного управления комплексом ТСО и затемнением аудитории, оргтехника и другие;
комбинированные технические средства, выполняющие одновременно несколько функций: передачу информации и контроль, тренаж и контроль и другие; примером таких средств являются современные персональные компьютеры.
В целом, технические средства, также как и наглядные средства, могут использоваться для решения разнообразных задач обучения и воспитания, на любом этапе процесса освоения знаний, формирования умений и навыков. Кроме того, они позволяют управлять вниманием школьников на протяжении урока или внеклассного занятия, а также обладают возможностями развития творческих способностей, логического и образного мышления. Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, помогают организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать с различными источниками информации, а также осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности.
Современным универсальным средством обучения является компьютер. Он может использоваться при изучении всех учебных предметов всеми группами обучающихся. Существуют две основные области применения компьютеров в обучении: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью компьютера.
В первой области компьютер применяется для решения следующих задач обучения:
r предъявление информации в разных формах (вербальной, наглядной, экспериментальной);
r формирование у учащихся общеучебных и специальных знаний и умений по конкретным предметам;
r контроль, оценка и коррекция результатов обучения;
r организация индивидуального и группового обучения;
r управление процессом обучения.
Очевидно, что для компьютерной поддержки учебного процесса необходимы соответствующие технические устройства (мультимедийный компьютер с подключением к ресурсам Интернет, электронный видеопроектор), программное обеспечение (учебные программы информационного, интерактивного и контролирующего характера).
Вторая область охватывает обучение, организованное и реализуемое с помощью компьютерной системы обучения (комплекса аппаратных и программных средств) (рис. 57).
Рис. 57. Компьютерная система обучения
Применение компьютера в качестве аппаратного средства характеризует его как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоинформации. Как универсальное ТСО компьютер способен выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона, кино, видео и др. Эффективность компьютера как ТСО определяется типом процессора, размером и характеристикой памяти, звуко- и видеоадаптерами и др. Программное средство – это компьютерная программа учебного назначения. Такие программы бывают следующих типов:
r автоматизированные системы обучения (АСО) — компьютерные учебники, программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел;
r лабораторные практикумы (ЛП) – программа, служащая для проведения наблюдений, их численного и графического представления, исследования различных объектов на практике;
r тренажеры (ТР) – программы, используемые для отработки и закрепления технических навыков при решении задач, выполнения упражнений;
r контролирующие программы (КП) – программы, предназначенные для проверки (и оценки) качества знаний обучающихся;
r справочные системы (СС) – программы, предназначенные для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной справочной информации;
r компьютерные игры (КИ) по назначению делятся на два класса: деловые (подражание жизненным ситуациям) и соревновательные.
r мультимедиа (от англ. multimedia – многокомпонентная среда) – программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющие область применения компьютера в учебном процессе.
В условиях мультимедиаобразовательных технологий имеются уникальные возможности для стимулирования и поддержания высокого уровня познавательного интереса и развития творчества учащихся на основе обновляющихся форм и методов обучения. В числе таких форм могут быть телемосты, деловые и ролевые игры, выставки творческих достижений учащихся, КВН, турниры ораторов, интеллектуальные аттракционы, поэтические вечера, дискуссионные клубы и др.
Приведем примеры применения компьютерных средств в процессе обучения. Так, при создании проекта изучения темы учитель может использовать компьютер в качестве:
· источника информации, связанной с новейшими научными открытиями и техническими достижениями; в этом случае желательно подключение компьютера к сети Интернет;
· устройства, с помощью которого можно просмотреть и отобрать для учебных занятий компьютерные демонстрации опытов и явлений, учебные программы для моделирования процессов; это возможно при наличии СD-ROM, программного обеспечения;
· средства отбора и составления обучающих программ для отработки учебных умений учащихся и подготовки тестов для диагностического входного, выходного, промежуточного и тематического контроля (самоконтроля) учебных достижений школьников.
Весьма широки возможности применения компьютера на самих учебных занятиях. В частности, в ходе компьютерной лекции на мониторе или (и) на экране с помощью проектора демонстрируется содержательно и логически связанная последовательность объектов, в том числе иллюстративный материал: изображения, видеофрагменты, звуковые фрагменты. Кроме того, во время компьютерной лекции имеются возможности: представления на экране информации из сети Интернет; демонстрации явлений (с возможностью интерактивного режима, предполагающего изменение параметров системы и наблюдение характера изменения физических процессов).
На практических занятиях учащиеся с помощью компьютера выполняют тренировочные упражнения, решают расчетные задачи. На лабораторных занятиях учащиеся используют компьютер для моделирования физических процессов и обработки результатов виртуального эксперимента. С помощью компьютера осуществляется также тестирование: организация контроля, самоконтроля, которые позволяют осуществлять коррекцию знаний и умений школьников. Во внеурочное время учащиеся применяют компьютер для получения информации через Интернет при подготовке докладов и учебных проектов. Кроме того, они могут участвовать в международных конференциях.
В целом внедрение компьютера в педагогический процесс позволяет решать те же методические задачи, что и традиционные наглядные пособия или технические средства. Вместе с тем, только компьютер позволяет осуществить адаптивность учебного материала (учет индивидуальных особенностей учащихся); многотерминальность (одновременная работа группы пользователей); интерактивность (взаимодействие технического средства и учащегося, имитирующее в некоторой степени естественное общение); подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеурочное время. Немаловажно, что интерес учащихся к компьютерной технике может повысить и мотивацию учебной деятельности с помощью компьютера.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Содержательно интерпретируйте понятия «средства обучения» (в широком и узком значениях), «технические средства обучения», «учебник», «рационализация учебной деятельности», «самоорганизация учебной деятельности».
2. Осуществите классификацию средств педагогического процесса (обучения и воспитания).
3. Охарактеризуйте наглядные и технические средства обучения.
4. Каким требованиям должны отвечать учебники для учреждений общего среднего образования?
5. Каковы области применения компьютерных средств обучения в образовательном процессе?
6. Назовите типы компьютерных программ учебного назначения.
Рекомендуемая литература
1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 186-265.
2. Лозицкий В. А. Комплексное применение электронных и традиционных средств обучения // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 8. – С. 50–55.
3. Михайлова Н. С. Самообразовательная деятельность: сущность и механизмы управления // Кiраванне ў адукацыi. – 2007. – № 1. – С. 28–37.
4. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012. – С. 408–441.
5. Прокопьев И. И., Михалкович Н.В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 496 с.
Глоссарий
Средства обучения (в узком значении) – материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления обучения.
Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации.
Учебник – основной вид учебных изданий; книга для обучающихся, в которой систематически излагается материал определенной области знаний.
Мультимедиа – компьютерная технология, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющая область применения компьютера в учебном процессе.