Коррекционных занятий с неговорящим ребенком




Из опыта работы с неговорящими детьми на начальном этапе.

 

Автор: учитель-логопед

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 179»

Протасова Евгения Руслановна.

 

г. Краснодар 2012

 

 

Информация об опыте

 

Предлагаемый материал может быть использован в практической деятельности учителей – логопедов и, учителей-дефектологов ДОУ, а также воспитателей групп компенсирующей направленности в работе с неговорящими детьми, имеющими такие диагнозы, как задержка речевого и психического развития, алалия, легкая степень умственной отсталости.

Содержание опыта включает речевую карту, индивидуальную карту - план для ежедневной работы с воспитанниками, описание некоторых приемов работу с детьми с диагнозом сенсо-моторный алалия и алалия с элементами аутизма.

Автор предлагает разработанный блок занятий, игры-упражнения для развития общей и мелкой моторики, речевого дыхания и артикуляционной моторики для воспитанников группы «Особый ребенок».

Взаимодействие с семьей представлено разработанной анкетой, направленной на выявления индивидуальных особенностей воспитанников и условий семейного воспитания; консультацией для родителей неговорящих детей.


 

 

1 Речевая карта для обследования неговорящих детей

 

Исследование импрессивной речи.

Пассивный словарь.

  1. Понимание целостных словосочетаний:

Сделай «Ладушки»

Потопай ногами

Открой рот

Закрой глаза

Сядь на стульчик

Помаши ручкой

2.. Названия игрушек:

кукла машинка

зайка пирамидка

мишка мячик

слоник кубик

петушок собачка

котик

3. Названия предметов, которыми пользуется в быту:

мыло зеркало карандаш

полотенце ножницы чашка

бумага зубная щетка тарелка

расческа зубная паста ложка

вилка

  1. Части тела:

голова руки пальцы

глаза ноги щеки

рот живот плечи

нос спина волосы

уши пятки

  1. Действия:

ест одевается

спит рисует

катается плачет

моет руки играет

  1. Признаки:

красный большой

синий маленький

зеленый сладкий

желтый кислый

  1. Понимание вопросов косвенных падежей:

Чем кушает девочка?

Что она кушает?

С чем она кушает суп?

На чем она сидит?

Что рисует мальчик?

Чем он рисует?

Где у него лежат краски?

Куда он повесит свою картинку?

  1. Выполнение поручений по словесной инструкции:

Дай куклу. Принеси машинку.

Посади куклу. Покатай машинку.

Положи спать Поставь машинку на стул.

Покачай куклу Положи машинку в коробку.

  1. Узнавание предметов по их назначению:

Что тебе нужно, чтобы есть кашу?

На чем ты будешь спать?

Чем можно рисовать?

Что нужно взять, когда идет дождь?

Чем можно копать?

Чем будем резать бумагу?

Что можно надеть на голову?

Что нужно, чтобы вымыть руки?

Во что мы будем играть?

Что нужно, чтобы позвонить?

Что нужно, чтобы почистить зубы?

Что нужно, чтобы подмести пол?

  1. Понимание грамматических форм слов:

1. Единственное и множественное число существительных:

кот – коты карандаш – карандаши

мяч – мячи гриб – грибы

2. Предлоги:

Положи кубик на стол.

Положи кубик под стол.

Положи кубик в машинку.

Положи кубик за машинку.

3. Уменьшительно – ласкательная форма:

чашка – чашечка

кукла – куколка

стул – стульчик

дом – домик

мяч – мячик

гриб – грибок

4. Единственное и множественное число глаголов:

стоит – стоят

бежит – бегут

плывет – плывут

 

Исследование экспрессивной речи.

Характер экспрессивной речи:

Отсутствует

Лепетная

Однословная

Фразовая

Активный словарь.

  1. Существительные:

кукла чашка рубашка кошка

зайка тарелка штаны собака

мишка ложка платье корова

машинка вилка шапка лиса

мячик ботинки утка

  1. Глаголы:

идет стоит

спит сидит

ест играет

бегает рисует

  1. Прилагательные:

красный большой

синий маленький

зеленый сладкий

желтый кислый

 

Грамматический строй.

 

  1. Число существительных:

мяч – мячи

шар – шары

кукла – куклы

рука – руки

  1. Винительный падеж существительных без предлога:

Вижу: дом

куклу

собаку

лису

зайца

  1. Согласование прилагательных с существительными:

красный флаг

красная машина

синий шар

синяя чашка

  1. Предложно- падежные конструкции:

В

НА

ПОД

5. Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными с суффиксами:

стул - стульчик

стакан – стаканчик

шапка – шапочка

чашка – чашечка

  1. Употребление глаголов в форме множественного числа:

Солдат идет. – Солдаты идут.

Мальчик поет. – Дети поют.

Самолет летит. – Самолеты летят.

  1. Возвратные глаголы:

Мальчик одевается.

Девочка причесывается.

 

Исследование фонетической стороны речи.

 

  1. Состояние звукопроизношения:

Гласные:

А У Ы

О И Э

Согласные:

м м’ п п’

б б’ д д’

т т’ н н’

в в’ ф ф’

к к’ г г’

х х’ й ц

с с’ з з’

л л’ р р’

ш ж ч щ

2. Возможности звукоподражания:

А-а-а Девочка плачет.

О-о-о У мальчика болит зуб.

У-у-у Гудит паровоз.

И-и-и Кричит ослик.

Уа-уа Плачет малыш.

Ау-ау Кричат дети.

Мяу-мяу Мяукает кошка.

Му- му Мычит корова.

Ав-ав Лает собака.

Пи-пи-пи Пищит цыпленок.

Ко-ко-ко Кудахчет курица.

Га-га-га Кричит гусь.

3. Исследование слоговой структуры слова:

Односложные слова:

дом мяч

кот сок

Двусложные слова:

мама вода коза Коля

папа вата муха Таня

Трехсложные слова:

машина молоко

панама утята

собака кубики

  1. Исследование состояния фонематического восприятия:

Дифференциация на слух:

кот – кит стол – стул

бочка – дочка папа – баба

миска – киска косы - козы

 


 

 

Индивидуальная карта- план

коррекционных занятий с неговорящим ребенком

 

 


 

Зрительное восприятие Тактильное, пространственное восприятие, стереогноз Слуховое восприятие Вкусовое восприятие
1.Учить быстро узнавать предмет или его изображение на предметной картинке 2.Учить соотносить зрительно часть и целое 3.Учить конструктивной деятельности на уровне зрительного восприятия (синтез картинки) 4.Формировать зрительное восприятие в условиях зашумленности: 1)быстро узнавать предметы, нарисованные контурной линией 2)пунктирной линией 3)узнавать предметы, перечеркнутые линией различной конфигурации 4)узнавать предметы, наложенные друг на друга 5..Выделять признаки цвета 1)закрепить названия основных цветов: («Сильный ветер», «Повесим флажки на веревочки», «Цветные лепестки», «От какого шарика веревочка», «Разноцветные скамейки», «Наведем порядок», «Оденем куколок»)
  1. Учить узнавать предметы по величине (сначала 2 предмета, сильно отличающиеся по величине, потом- меньше отличающиеся, потом- 3 предмета)
  2. Учить узнавать предметы по контуру (сначала- большие, потом- маленькие)
  3. Учить узнавать предметы по фактуре (большие, маленькие)
  4. Различать правую- левую:
1)руки 2)части тела 3)части тела напротив сидящего 5. Определять расположение предметов в пространстве: 1)справа- слева 2)выше- ниже 3)за- перед 4)между 6.Формировать умение ориентироваться на: 1)поверхности стола 2)листе бумаги
1.Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете 2.Учить определять направление звука 3. Учить различать на слух неречевые шумы 4. Различать по звуку музыкальные игрушки (2-5) 5. Различать, по какому предмету стучим (2-5) 6.Узнавать по звуку знакомое действие 7.Различать звучание различных сыпучих продуктов в металлических баночках 8. воспроизводить ритмический рисунок 9. Узнавать детей по голосу 1.Учим узнавать резко отличающиеся по вкусу продукты (2-4) 2. Узнаем по вкусу различные фрукты 3. овощи 5.Зрительное восприятие   2)подбирать оттеночные цвета к основным 3)определять постоянный цвет предмета (снег- белый) 6. Выделять признак величины: 1)одинаковый- разный 2)большой- маленький 3)большой- средний- маленький 7. Выделять признак длины 8. Выделять признак толщины 9. Выделять признак ширины 10. Сравнивать предметы по признаку веса 11. Выделять признак формы 1)классификация с учетом формы 2)соотнесение геометрических форм с предметами окр. Обстановки 12. Находить различия в 2-х Сходных сюж. Картинках

 

Память Мышление Общая моторика Мелкая моторика
1.Выбор игрушки из фоновых (2-5) 2. Выбор картинки из фоновых: 1)резко отличающихся 2)отличающихся тонкими дифференцировками 3. Формирование зрительной линейной памяти («Чего не стало?») 1)предметы, игрушки 2)предметные картинки 3)цветовой материал 4)контурные изображения 4.Запоминать 4-6: 1)предметов,игрушек 2)картинок 3)цветов 4)контурных изображений И воспроизводить их в исходной последовательности 1. Учим обобщать (объединять в группы) 2. Учим исключать 1)по цвету 2)по форме 3)по размеру 4)по видовым признакам 3.Учим операции сериации-размещать предметы по убыванию или нарастанию: 1)размера 2)цвета 3)по логическому развитию событий («логические цепочки») 4. Нахождение нереальных предметов в картинках- «нелепицах» 5. Сравнение: 1)чем отличаются предметы 2)чем похожи 1. «Таня хлопать как умеет» 2. «Водичка- водичка» 3. «Киска» 4. «Мы потопаем немножко» 5. «Жук» 6. «Бабочка летела» 7 «Ежик» 8. «Зайка скок» 9. «Домик маленький» 10. «Вот идет колючий еж» 11. «Насос» 12. «Мышка в норку забежала» 13. «Труба» 14. «Котик выпил молока» 15. «Тук-тук, строим дом» 16. «Мы проверили осанку» 17. «Куры» 18. «Лошадка» 19. «Обезьянка» 20. «Слон» 21. «Самолет» 1. «Ладушки» 2. «Сорока- ворона» 3. «Тук-тук» 4. «Колобок» 5. «Пила» 6. «Бабушка печет блины» 7. «Зайкины ушки» 8. «Птенчики в гнезде» 9. «Тучки- солнышки» 10. «Улитка» 11. «Котик» 12. «Кораблик» 13. «Колокольчик» 14. «Улитка- улитка» 15. «Снегирек» 16. «В нашей избушке» 17. «Где твой дом?» 18. «Ай, ду-ду!» 19. «Лебедушка» 20. «Как у нашего кота» 21. «Жили- были зайчики» 22. «Ладошки вверх»

 

Развитие речевого дыхания Артикуляционная моторика Понимание речи Понимание речи
  1. «Шарик»
  2. «Перышко»
  3. «Султанчики»
  4. «Сюрприз»
  5. «Бабочка, лети!»
  6. «Горячий чай»
  7. «Греем ручки»
  8. «Пузырьки»
  9. «Мишка»
  10. «Цветочек»
  11. «Слон»
  12. «Надуем шарик»
  13. «Машинка»
  14. «Волшебник»
  15. «Свеча»
  16. «Комарик»
  17. «Одуванчик»
  18. «Два медведя»
  19. «любимая игрушка»
  20. «Насос»
  21. «Подуем на плечо»
   
1. «Улыбнемся- нахмуримся» 2. «Трубочка» 3. «Домик» 4. «Лопатка» 5. «Качели» 6. «Дудочка» 7. «Вкуснятина» 8. «Блинчик» 9. «Пузырь» 10. «Кошка» 11. «Трубочка- улыбка» 12. «Окошко» 13. «Чистим зубки» 14. «Уколы» 15. «Лошадка» 1. «Здравствуй, Таня!» (дай ручку), «До свидания, Таня!» (помаши ручкой) 2. «Где ляля?» 1) игрушка на одном месте 2) игрушка перемещается 3. Учим понимать простые инструкции «На», «дай», «возьми», «покажи» и т.д. 4. Называем предметы и действия в привычных ситуациях: 1)кушаем 2)ложимся спать 3)умываемся 4)собираемся на прогулку 5)рисуем 6)кормим зверей 7)строим домики 8)укладываем куклу спать.. 5.Находим названную игрушку среди 2-5 других 6. Учимся соотносить игрушку с картинкой   7.Выполняем по образцу действие с игрушкой: («поводи, покачай, покорми, погладь,поцелуй) 8. Расширяем пассивный предметный словарь с помощью картинок 9. Расширяем пассивный глагольный словарь с помощью картинок: 1)действия, совершаемые одним лицом 2) разными лицами 10. Понимание вопросов: 1)где? 5)кому? 2)куда? 6)что? 3)откуда? 7)кого? 4)на чем? 8)у кого? 9)чем? 11. Различные вопросы к одной сюжетной картинке. 12. Предлог НА 13 Учим раскладывать игрушки (предметы) в заданной последовательности (2-5) 14. Предлог ПОД  

 

 

Понимание речи Экспрессивная речь Экспрессивная речь Экспрессивная речь
15. Выполнение в заданной последовательности действий без предмета (2-3) 16. Предлог В 17. Выполнение в заданной последовательности действий с предметом 18. Узнаем предмет по назначению 19. Предлоги У, ВОЗЛЕ, ОКОЛО. 20. Узнаем игрушки, предметы по описанию 21. соотнесение слов: «один, мало, много» с соответствующим количеством предметов 22. Соотнесение игрушки со стихами (А.Барто «Игрушки») 23.Учить слушать и понимать небольщие рассказы о событиях, бывших в опыте ребенка 1. Аморфные слова: 1)называем близких 2)имена близких, детей, кукол 3)слова: «дай, на, где, там, здесь, еще» 4)междометия: «ай!, ой!» 5)подражание крикам животных 6)слова: «Кис-кис, брысь!, но!, цып-цып» 7)подражание музыкальным игрушкам 8)подражание транспортным шумам 9) слова: «бух!, топ-топ, тук-тук, кап-кап, тик-так» 2. Двусловные предложения со словами: «где, дай, на. Вот, тут» 3.Выражение желаний: «Идем гулять!» 4.Имена близких: 1)из 2-х одинаковых слогов 2)из разных слогов 5.Двусложные слова: 1)с ударением на первом слоге (вата) 2)с ударением на втором слоге (вода) 6. Односложные.слова (мак) 7. Трехсложные слова: 1)с ударением на 2 слоге (машина) 2)с ударением на 1 слоге (ягода) 3)с ударением на 3 слоге (молоко) 8. «Наращивание» слогов (кош- ка) 9. Командуем (иди, сиди) 10. Двусловная фраза (обращение + глагол) («Таня, иди!») 11. Трехсловная фраза (обращение+ глагол+В. п. сущ.) 1)В. п.=И.п. (Таня, лови мяч!) 2) В. п. имеет оконч. –у (Таня, возьми куклу.) 12. Отличать И.п. и В. п. (это утка – дай утку) 13. Инфинитив глаголов + «хочу, иди, надо, не надо, можно» 14. Двусловная фраза (сущ.+ глаг.) (Мальчик читает.) 15. Подбираем предметы к действиям (Идет кто?) 16. Возвр. Форма глаг. (Мальчик моется.) 17. Двусловная фраза (во мн. ч.) (Мальчики идут.) 18. Сопоставляем формы глаголов (спи- спит) 19. Делим на слоги двусложные слова (но-ты)  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: